Сегодня отношение к здоровью я бы назвал потребительским или, говоря по-церковному, греховным. С точки зрения Церкви, основа здоровья — здравие души, выражение которого в правильном образе жизни.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:
Сегодня отношение к здоровью я бы назвал потребительским или, говоря по-церковному, греховным.
С точки зрения Церкви, основа здоровья — здравие души, выражение которого в правильном образе жизни. Святой апостол Павел подчеркивает, что мы должны относиться к нашему телу как к великому дару Божию: ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф 5:29-30). При этом апостол языков проводит важную параллель между Богочеловеческим организмом Церкви — Телом Христовым и нашим собственным телом: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно... Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или так же голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее нам, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член — страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:18, 20-27).
Таким образом, если мы не заботимся о своем здоровье, то совершаем грех, крайняя степень которого — хула на Духа Святого, когда человек самовольно уходит из жизни. Презрение к здоровью ведет к тому, что человек сам укорачивает свою жизнь. Такие пороки, как пьянство, блуд, употребление наркотиков, курение, по сути, медленное самоубийство.
Если мы посмотрим на те процессы, которые происходят в нашем обществе, то увидим, что многие современные болезни, например, СПИД, — в большинстве случаев следствие безнравственного образа жизни, грехов. Мы изобретаем различные медикаменты, тратим на это огромные средства, но при этом забываем, что важнее всего направить человека к обретению нравственной жизни.
Относиться к здоровью по-христиански означает вести нормальный образ жизни. Православие с апостольских времен проповедует «царский путь», «золотую середину», когда человек всегда духовно сосредоточен, рассудителен и избегает крайностей.
Что нам заповедано Господом для поддержания своего здоровья? Физический труд: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19). Если бы мы были заняты физическим трудом, поверьте, у нас было бы меньше проблем со здоровьем. Мы, к сожалению, зачастую избегаем труда физического, будучи безрассудно поглощенными трудом интеллектуальным или сознательно избегая по лености — прилагать усилия.
Сохранение здоровья — это не только личная забота человека. Общество приобрело огромные познания во всех областях науки и призвано использовать эти знания во благо. Беречь физическое, нравственное и духовное здоровье нации — наше общее призвание, общая задача. Одна Церковь с этим не справится, потому что сейчас много людей, которые не охвачены церковной проповедью. Сегодня необходимо привить человеку здоровый образ жизни, дать ему возможность быть рачительным хозяином своей судьбы.