Мешают ли джинсы спасению

Среди вопросов, которые задают читатели нашего интернет-сайта, есть и посвященные различным церковным правилам и обычаям. Не так давно на вопрос «Можно ли женщине носить мужскую одежду?» отвечал игумен Кирилл (Семенов).

Прошло несколько дней, и редакция получила следующее письмо без подписи:

«На вопрос Ольги об одежде во время молитвы Вы ответили так: «Если Вы носите мужскую одежду по необходимости — что ж, носите, только в храм ходите в том, в чем прилично женщине-христианке». Интересно, а в каком месте определено, что джинсы неприличны для христианки? Юбка и брюки — это компоненты культуры, а не веры. Современная культура — это не культура Израиля две тысячи лет назад, и неудивительно, что Церковь, черпающая от древней культуры, не сможет обращаться к современному человеку на понятном ему языке.

Культура никогда не сможет принять Христа, если Церковь будет ее сторониться и не принимать во внимание. Церковь, не идущая в ногу со временем, останется в прошлом. А Христос так же присутствует в культуре прошлого, как и в сегодняшней культуре. Зачем навязывать человеку то, что не имеет отношения к вере (платок, длинная юбка), зачем считать неприличным то, что вовсе не противоречит жизни во Христе (например, джинсы)?

Неужели Церкви так трудно отличать то, что противоречит Евангелию, от того, что вовсе не мешает жить по-христиански?»

Нашему читателю отвечает соредактор журнала «Фома» Владимир Легойда:

Уважаемый(ая) N!

Спасибо за столь эмоциональную и искреннюю реакцию на ответ Ольге.

Начну с того, что абсолютно согласен с Вами: юбка, брюки и прочая одежда — этот элемент культуры, а не веры. Если говорить богословским языком, брюки сами по себе не несут никакого сотериологического (т.е. спасительного) смысла. Равно как и вся культура в целом — т.к. не в ней совершается спасение. Спасение наше совершается Богом, смотрящим на человеческое сердце. Таким образом, спасение происходит вне пространства культуры.

С другой стороны, значит ли это, что культурные феномены совсем не важны, не играют никакой роли в жизни верующего человека? Думаю, что не значит. Вы сами пишете: «Культура никогда не сможет принять Христа, если Церковь будет ее сторониться и не принимать во внимание». Иными словами, культура важна. Важна как оболочка, как подача содержания. Конечно, когда мы приносим человеку подарок в день рождения, главное — это внимание, это сам дар, а не обертка, которая играет, быть может, самую последнюю роль. Но тоже играет.

Я работаю преподавателем в институте и прекрасно пониманию, что то, как я одет на лекции, не влияет на ее содержание. Грубо говоря, я могу прийти на лекцию в рваных брюках, галстуке на голое тело и шляпе сомбреро. И говорить то же, что говорю, когда я «обычно» одет (костюм, галстук). Моя одежда не скажется на содержании лекции, но еще как скажется на ее восприятии. Будут ли студенты воспринимать меня, как обычно или начнут отвлекаться на мой внешний вид? Вопрос риторический.

Мы вообще часто склонны недооценивать символизм внешнего вида. Но правильно ли это? Вся культура человечества сущностно мифологична (в данном случае, под мифом я понимаю не вымысел или искажение действительности, а особую форму человеческого сознания, обусловленную культурно и исторически). Мифологична, а значит, символична любая униформа. И хотя не она делает человека профессионалом, нельзя недооценивать ее значения. Представьте себе гаишника, который стоит на перекрестке в клетчатых брюках, милицейской фуражке и машет батоном докторской колбасы, стремясь регулировать движение! Вы можете сказать, что я передергиваю, что я говорю о другом. Отнюдь. Почему, когда мы собираемся на работу, на учебу и т.д. (т.е. в места, гораздо меньше значимые и важные для нас, чем храм), то обращаем внимание на любую мелочь, а когда идем в церковь, то сразу с негодованием отметаем все внешнее: «Для Бога это не важно!» Конечно нет. Но ведь важно для ближнего!!!

Мне, как, думаю, и любому мужчине, намного сложнее сосредоточиться на молитве в храме, когда вокруг стоят женщины в коротких юбках и стильных брюках. Вы скажете — это моя вина, моя похоть. Опять соглашусь. Но неужели из-за этого женщины должны отказаться помочь мне преодолеть мои слабости, неужели должны захотеть стать соблазном? Апостол Павел в первом послании к коринфянам прямо говорит, что идоложертвенная пища не может осквернить человека, свободного в вере, так как «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8: 8). Но тут же оговаривается: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 9, 13). То же самое можно сказать и про одежду.

Одежда, действительно, часть культуры. И к культурному ареалу тоже нужно относиться с уважением. Скажем, в русском православном храме в Лондоне многие женщины приходят на службу в брюках, там это мало кого смущает. Но практически все они, попадая в Россию, надевают юбки, когда идут в храм. Мне кажется, что это правильно. Недавно в нашем храме (Казанский собор на Красной площади) наблюдал молодых ребят-католиков. Одна из девушек, увидев, что женщины стоят в платках, сама надела на голову платок, хотя, судя по всему, была не замужем, и даже в строгом каноническом православном смысле, могла этого не делать. Но мне почему-то кажется, что в ее поступке было намного больше подлинной христианской любви и смирения, чем было бы в демонстративном нежелании подчиниться культурной традиции. Ведь христианская любовь проявляется в том числе и в правильном понимании культурных традиций, уважении их, в снисхождении к человеческой слабости. Получается, культура тоже имеет отношение к нашему спасению!

И последнее. Вы сами в своем письме указываете на важность культуры, когда говорите, что Церковь должна идти в ногу со временем, иначе останется в прошлом. И опять соглашусь с Вами — в том, что касается формы проповеди, языка общения с сомневающимися. Но здесь нужно четко представлять себе еще и вот что: Мистическая Церковь, Церковь Таинств, в которых присутствует Сам Христос, не может остаться в прошлом и не должна идти в ногу со временем, так как временным является лишь этот постоянно меняющийся мир человеческой культуры. Мир Царства Божия, к которому мы призваны, вечен. И нет ничего неправильного в том, чтобы в преддверии вхождения в этот мир не идти в ногу со временем.

Еще раз большое Вам спасибо за Ваше искреннее письмо.

 

Продолжение дискуссии с читателями.

ЛЕГОЙДА ВладимирЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала "Фома"
№ 2 (12) 2001№ 2 (12) 2001
рубрика: Архив » 2001 »
/home/www/wklim/pravoslavnye/foma.pravoslavnye.ru/fotos/journal/45.jpg
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (33 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Полина
    Февраль 20, 2018 10:32

    и все же, уважаемый Владимир, вы немного передергиваете — колбаса, сомбреро. речь не идет о том, чтобы одеть в Храм мини юбку или купальник.
    я ношу джинсы. всегда. обычные, черные, без страз и дырок. мне в них удобнее в том числе потому что часто приходится приседать, наклонятся к своим малышам. в штанах я не рискую оголить и показать окружающим то, что не нужно показывать.
    вы можете посоветовать мне одеть длинную юбку в пол, тем самым вопрос с оголением вроде как отпадет, но это не решение для меня. такая юбка будет пачкать весь подол, цепляться за машину при посадке (я часто езжу), ну и лично мне длинные юбки не идут. я в них как кукла на самовар. тем более, что после воскресной службы мы семьей идет гулять, или ведем малышей в кафе или едем в гости, и мне хочется выглядеть аккуратной, а не тетушкой. кстати, часто приводится аргумент типа: «вы же одеваете в гости, на работу и тд. лучшую одежду, почему в Храм абы что?» так вот я не одеваю в Храм абы что или по принципу «Богу не важна моя одежда». я в Храм одеваюсь аккуратно, мои брюки и кофта чистые, я стараюсь выбрать красивый платок, даже наношу легкий макияж (пудрю нос например), чтобы мое лицо было чистым, опрятным. все потому что для меня воскресный поход в Храм это праздник, это событие, это важно. и если я одеваю джинсы, то это лучшие мои джинсы, скажем так!
    кажется кто-то из известных священников сказал: «если вам в храме мешают молиться дети, то значит вы плохо молитесь», вот перефразируя этого батюшку я бы сказала «если вам мешает молиться женщина в брюках, значит вы плохо молитесь».
    вот мне точно не мешает молиться ни красивый парень, ни харизматичный мужчина с манящими глазами, ведь есть и мужчины с настолько яркой от природы внешностью, что невольно привлекают внимание.
    почему в джинсах плохо, а мужчине без бороды хорошо?
    я знаю очень много скромных девушек в джинсах, добрые и тихие. и знаю так же девчат в длинных юбках, но гнилых внутри.
    к слову мой муж до встречи со мной был оооочень невоцерковленным человеком. Богобоязненным, крещеным, но не в Церкви. стал ходить туда, поскольку мы причащаем детей каждое воскресенье. Будучи невоцерковленным, но понимая, что он идет в Церковь, он из уважения одевал лучшее, что у него есть. и это были «спортивки». штаны свободного кроя, в общем-то спортивные. дорогущие, известного бренда, которые он носил «по особым» для него случаям. стоило ли предавать его порицанию? не пускать в Храм? постепенно он и сам понял, что это не очень уместно и купил брюки. на это ушло около года, если не больше.
    при поездке в монастырь я одеваю непременно юбку. но это поездка на целый день, поэтому и одежда соответствующая.
    с уважением к Вам,
    Полина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.