Вопрос читателя «Фомы»:
Почему Церковь не выгонит священников-еретиков, вещающих по радио и другим СМИ про опасность ИНН, куар-кодов, “святость” Сталина и прочие ереси? Почему позволяется им выступать публично, фактически от лица Церкви, и нести такую чушь?
– такой вопрос пришел в редакцию "Фомы" от одного из наших читателей.
Отвечает священник Евгений Мурзин:
Церковь не политическая партия, но богочеловеческий организм. Соответственно и отношения в ней должны складываться и развиваться по иным принципам, нежели в любой официальной светской организации. Есть ставшее крылатым изречение, приписываемое разным христианским мыслителям: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». В своей интронизационной речи это высказывание процитировал Патриарх Кирилл. Он назвал его «руководящим принципом церковной жизни», следующим образом обозначив свои задачи как Предстоятеля Церкви: «заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия».
Церковь имеет универсальное измерение и призвана служить не разделению, но объединению. Она состоит из самых разных людей — это не только священнослужители и монахи, но все, крещенные во Имя Отца и Сына, и Святого Духа и разделяющие основные вероучительные истины. В этом смысле и церковный иерарх, и обычный прихожанин несут свое служение в Церкви в меру имеющихся у них даров, талантов, способностей и возможностей. Апостол Павел так пишет об этом: как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли — начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием (Рим 12:6–8).
Безусловно, среди священнослужителей и просто активных верующих находятся деятели, которые начинают злоупотреблять своим положением и статусом, использовать их для продвижения своих субъективных воззрений или, что еще хуже, манипуляций другими. В этом случае необходимо разделять личное мнение человека, пусть даже священнослужителя, и позицию Церкви. И помнить, что от лица, например, Русской Православной Церкви могут выступать только Поместный или Архиерейский Соборы, Священный Синод, Патриарх и специально уполномоченные лица.
Любой из нас может заблуждаться, даже святые люди не застрахованы от этого. Совершенен только Бог. По вопросам, не касающимся вероучения, люди могут иметь разные мнения — в зависимости от воспитания, образования, уровня интеллекта и духовного развития. Одни с настороженностью воспринимают куар-коды, другие, очевидно, плохо зная историю России, идеализируют Ивана Грозного, Сталина и иных тиранов, кто-то чрезмерно чурается достижений, связанных с развитием цифровых технологий . Церковное священноначалие принимает определенные меры для того, чтобы экстремистские или откровенно глупые точки зрения не высказывались от имени Церкви. Однако все это нельзя классифицировать как ересь, то есть учение, которое противостоит правильной вере и отрицает богооткровенную истину.
Что касается уже упомянутых куар-кодов, вокруг которых сегодня идет много разговоров, то отношение Церкви к этому явлению неоднозначно. С одной стороны, пока использование куар-кодов, применительно к сегодняшней ковидной реальности, – объясняется необходимостью снизить скорость распространения инфекции. Это не печать антихриста, как утверждают некоторые священнослужители и верующие, поскольку печать предполагает сознательный выбор человека в пользу зла. С другой, Церковь уже неоднократно выражала обеспокоенность использованием новых технологий для установления тотального контроля за жизнью человека. Например, в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом на Архиерейском соборе 2013 года, четко говорится: «Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)»
|Читайте также:
Но иногда деятельность того или иного публичного лица заходит так далеко, что действительно появляется угроза ереси или раскола. Например, человек начинает открыто противопоставлять себя церковной общине, обвинять Церковь в том, что она заблуждается, хулить священноначалие, настаивать, что его мнение единственно верное, и собирать вокруг себя поклонников. Т. е. вместо того, чтобы приводить людей ко Христу, он уводит их от Него и создает культ своей собственной личности. Тогда Церковь в лице иерархии и органов управления — в частности, церковного суда — вынуждена реагировать. Формы этой реакции могут быть разными — от обычного предупреждения до запрещения священнослужителя в служении и даже отлучения от Церкви. И это не столько наказание, сколько констатация факта: своим поведением человек сам отлучает себя от Церкви, и решение об отлучении лишь подтверждает свершившийся факт.