
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя «Фомы»:
Почему Церковь не выгонит священников-еретиков, вещающих по радио и другим СМИ про опасность ИНН, куар-кодов, “святость” Сталина и прочие ереси? Почему позволяется им выступать публично, фактически от лица Церкви, и нести такую чушь?
– такой вопрос пришел в редакцию "Фомы" от одного из наших читателей.
Отвечает священник Евгений Мурзин:
Церковь не политическая партия, но богочеловеческий организм. Соответственно и отношения в ней должны складываться и развиваться по иным принципам, нежели в любой официальной светской организации. Есть ставшее крылатым изречение, приписываемое разным христианским мыслителям: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». В своей интронизационной речи это высказывание процитировал Патриарх Кирилл. Он назвал его «руководящим принципом церковной жизни», следующим образом обозначив свои задачи как Предстоятеля Церкви: «заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия».
Церковь имеет универсальное измерение и призвана служить не разделению, но объединению. Она состоит из самых разных людей — это не только священнослужители и монахи, но все, крещенные во Имя Отца и Сына, и Святого Духа и разделяющие основные вероучительные истины. В этом смысле и церковный иерарх, и обычный прихожанин несут свое служение в Церкви в меру имеющихся у них даров, талантов, способностей и возможностей. Апостол Павел так пишет об этом: как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли — начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием (Рим 12:6–8).
Безусловно, среди священнослужителей и просто активных верующих находятся деятели, которые начинают злоупотреблять своим положением и статусом, использовать их для продвижения своих субъективных воззрений или, что еще хуже, манипуляций другими. В этом случае необходимо разделять личное мнение человека, пусть даже священнослужителя, и позицию Церкви. И помнить, что от лица, например, Русской Православной Церкви могут выступать только Поместный или Архиерейский Соборы, Священный Синод, Патриарх и специально уполномоченные лица.
Любой из нас может заблуждаться, даже святые люди не застрахованы от этого. Совершенен только Бог. По вопросам, не касающимся вероучения, люди могут иметь разные мнения — в зависимости от воспитания, образования, уровня интеллекта и духовного развития. Одни с настороженностью воспринимают куар-коды, другие, очевидно, плохо зная историю России, идеализируют Ивана Грозного, Сталина и иных тиранов, кто-то чрезмерно чурается достижений, связанных с развитием цифровых технологий . Церковное священноначалие принимает определенные меры для того, чтобы экстремистские или откровенно глупые точки зрения не высказывались от имени Церкви. Однако все это нельзя классифицировать как ересь, то есть учение, которое противостоит правильной вере и отрицает богооткровенную истину.
Что касается уже упомянутых куар-кодов, вокруг которых сегодня идет много разговоров, то отношение Церкви к этому явлению неоднозначно. С одной стороны, пока использование куар-кодов, применительно к сегодняшней ковидной реальности, – объясняется необходимостью снизить скорость распространения инфекции. Это не печать антихриста, как утверждают некоторые священнослужители и верующие, поскольку печать предполагает сознательный выбор человека в пользу зла. С другой, Церковь уже неоднократно выражала обеспокоенность использованием новых технологий для установления тотального контроля за жизнью человека. Например, в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом на Архиерейском соборе 2013 года, четко говорится: «Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)»
|Читайте также:
Но иногда деятельность того или иного публичного лица заходит так далеко, что действительно появляется угроза ереси или раскола. Например, человек начинает открыто противопоставлять себя церковной общине, обвинять Церковь в том, что она заблуждается, хулить священноначалие, настаивать, что его мнение единственно верное, и собирать вокруг себя поклонников. Т. е. вместо того, чтобы приводить людей ко Христу, он уводит их от Него и создает культ своей собственной личности. Тогда Церковь в лице иерархии и органов управления — в частности, церковного суда — вынуждена реагировать. Формы этой реакции могут быть разными — от обычного предупреждения до запрещения священнослужителя в служении и даже отлучения от Церкви. И это не столько наказание, сколько констатация факта: своим поведением человек сам отлучает себя от Церкви, и решение об отлучении лишь подтверждает свершившийся факт.
Просто удивительно, как всё перемешали. Причём тут святость Сталина, и незаконные ку ку коды? Какая святость у диктатора?
При том, что святость Сталина - такая же чушь, как незаконность куар-кодов.
Беда некоторых христиан в том, что они не терпят инакомыслия, как в свое время не терпели инакомыслия иудеи, побивая инакомыслящих камнями, прогоняли их и даже казнили.Так же действовала христианская инквизиция.
Сам Христос обладал веротерпимостью, за все время ни разу ни обвинив кого-то в язычестве, инакомыслии. Будучи доброжелательным и милосердным Учителем, он давал пусть и отрывочные знания собеседникам.
А с христианами 21 века все намного сложнее. Веротерпимостью они не обладают, инакомыслящих не любят, считая, что они познали всё, а значит инакомыслие достойно игнорирования или преследования.
Сам вопрос как раз свидетельство того, что терпят очень многое и многих. И разномыслия в Церкви иногда через край. Так что не могу согласиться.
...Кстати, многим трудно терпеть, когда человек себе позволяет брать такой ник, как у Вас. И я таких людей понимаю: апостол Павел для многих святое имя и великий учитель. Я бы рекомендовал не играть с такими именами.
Веротерпимость - это база учения Христа. Он стремился дать некоторые знания не только иудеям, самаритянам, галилеянам, но и жителям ближних земель, например финикийцам. Он не осуждал тех, кто почитал древних Богов.
Если бы среди первых христиан не началась междоусобица, то христианство сохранило бы единство. Но этого не произошло по причине невежества тех, кто не слышал Христа и потому мыслил как земной человек. Невежество породило эгоизм, который постепенно привел к многочисленным расколам.
Христос не случайно собрал ближний круг из 12, 12 тех кто хоть в малой степени готов был усвоить знания из его уст. Остальные были весьма далеки от понимания учения, а когда апостолов не стало началось разброд и шатание.
Никакой веротерпимости там просто не может быть. Христос прямо заявляет о Своей божественности и о Своём праве судить. При этом в основанной Им Церкви есть разномыслие, о котором писал святой апостол Павел, а шатания -- результат отпадения от Церкви. Следствие объективного присутствия в мире, наряду с Божественной благодатью, греха, который в том числе проявляется в подмене истинного богословия человеческими теориями.
Владимир, тема серьёзная и ваш сарказм здесь не уместен. Вспомните сколько новомученников российских стало в годы правления Ленина и Сталина? При Ельцине как раз появилась свобода вероисповедания.
Мне очень сложно переписываться с "апостолом Павлом", тем более спорить с ним. Но вынужден написать, что в богословии понятие ереси имеет вполне чёткий и ясный смысл. В журнале наверняка можно найти статьи о нём. Что касается гонений, то зачастую любая ересь как раз упрощает и обедняет церковное учение, а не наоборот. О гонениях -- очень политизированная, спекулятивная тема, где давно пора прекращать рассуждизмы вне реального исторического контекста. Для меня как человека с историческим образованием упрощенные представления о "злых" церковниках и "добрых" еретиках просто дикость.
Ересь - то, что не укладывается в чьей-то голове. Инквизиция и родилась потому, что слишком примитивно мыслили люди которые вершили суд. Но все началось гораздо раньше на заре рождения христианства. Тогда тоже находились люди, которые считали в праве домысливать, а домысленное выдавать за конечную истину, тем самым подвергая инакомыслящих гонениям.
"другие, очевидно, плохо зная историю России, демонизируют Ивана Грозного, Сталина, Петра 1, Царей Российской Империи и иных патриотов правителей Россси". Тиранами в годы Российской Империи просвещенная интеллигенция называли царствующих императоров, в годы Советского периода, генсеков, в современной России - Eльцина, Путина. Наверное лучше такой ярлык как "тиран", "благодетель, Отец народов" не применять, а говорить как об исторической личности. Пускай профессиональные историки а не миряне, тратят свое время на исследования и оценки личности, а нам, мирянам наверное лучше такие праздные разговоры не вести. Церковь же вне политики, она не зависит от формы правления - существовала и будет существовать и при Цезаре, и при Монархии, и при Социализме, и при Демократии.