
Отправляя учеников проповедовать и исцелять больных, Христос наставлял их: Даром получили, даром давайте (Мф 10:8). Но сейчас нередко можно увидеть, как прихожане вручают священникам конверты с деньгами в знак благодарности — то за крещение, то за отпевание, то за освящение машины... И священники не отказываются. Они нарушают заповедь Христа?
Эти вопросы, столь часто звучащие в наши дни, были немыслимы в ранней Церкви. И в «апостольский век» (несколько десятилетий после Вознесения Господа Иисуса Христа, пока были живы Его ученики), и в последующие полтора столетия, когда Церковь была гонимой и за принадлежность к ней казнили, христиане мыслили себя как единое целое. Именно так смотрел на Церковь апостол Павел, когда называл всех верующих во Христа единым организмом: вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27). А люди, которых сегодня беспокоят вопросы о финансовых взаиморасчетах в храме, исходят (возможно, сами того не сознавая) из совершенно других представлений. Они видят себя кем угодно: менеджерами, госслужащими, рекламными агентами, ответственными родителями, любящими дочерями и сыновьями, заботливыми бабушками и дедушками, но в любом случае не теми, кто, собственно, и составляет Церковь. Церковь ограничивается для них пределами храма и церковными структурами, в которые входят епископы, священники и приходские сотрудники. Такие люди приходят в храм, чтобы «прикоснуться к чему-то святому» или вообще — «чтобы у меня все было хорошо» — и потом возвращаются к «обычной» жизни. При этом они почему-то уверены, что «в церкви» (которую обычно пишут с маленькой буквы «ц») все должно быть бесплатно.
Оказывает ли Церковь платные услуги?
Церковь не оказывает никаких услуг — ни платных, ни бесплатных. Храм Божий вообще не имеет отношения к сфере услуг; это место служения Богу и друг другу, место, где человек встречается с Господом и освящается Божией благодатью. Благодать — «благой дар» — спасительное воздействие Бога на человека, которое невозможно ни продать, ни купить, ни вообще оценить по каким бы то ни было человеческим меркам. Как пишет апостол Павел: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф 2:8).
Поэтому никакой «таксы» за то, что совершается в Церкви, нет и быть не может. Сам Христос раз и навсегда запретил Своим ученикам — а значит, и их преемникам, епископам и священникам — что-либо требовать от людей за раздачу тех благодатных даров, которые самим ученикам достались в таинстве Священства через возложение рук и молитву епископа. Даром получили, даром давайте (Мф 10:8) — только так и никак иначе. И когда волхв Симон предложил апостолам Петру и Иоанну денег за то, чтобы те возложили руки и на него, то услышал от Петра гневную отповедь: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян 8:20). С тех пор симония — продажа священных должностей за деньги — считается в Церкви одним из самых серьезных грехов.

Говорить об оказании в Церкви каких-либо услуг вообще весьма опасно: это прямой путь к духовной катастрофе, опасная подмена духовной жизни и веры чисто человеческими отношениями, построенными по принципу «ты — мне, я — тебе». Что бы ни делал священник — совершал богослужение, крестил, проповедовал, отпевал усопшего, освящал квартиру, — всё это так или иначе связано с раздачей людям тех благодатных даров, которые он получил от Духа Святого. А эти дары никак не могут быть предметом торговли.
Значит, Церковь вообще должна обходиться без денег?
Нет, это неверный вывод. Уже у собранной Господом Иисусом Христом апостольской общины имелись средства — это видно из Евангелия.
Господь никогда не брал с людей никакой платы — ни за беседы, ни за исцеления, ни за хлеб, который Он чудесным образом умножал и раздавал Своим голодным слушателям, оказавшимся вдали от дома (см. Мф 14:13–21, Мф 15:32–39 и др.). Все Он делал абсолютно бескорыстно и ученикам заповедовал поступать так же.
Одновременно, посылая учеников проповедовать Евангелие по городам и деревням, Иисус Христос учил их останавливаться там, куда их пригласят, и пользоваться гостеприимством хозяев, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф 10:10).
О том, на какие деньги жили Спаситель и Его ученики, пишет апостол Иоанн Богослов, когда упоминает, что предатель Иуда, пока находился среди апостолов, имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). Это был ящик для пожертвований, в который люди, приходившие послушать Христа или попросить Его о помощи, могли потом бросить монету. На эти деньги апостолы покупали хлеб, этими деньгами сами делились с нищими. Не просто так ведь у Иуды, увидевшего, как женщина возливает на ноги Христа драгоценное мироМиро — драгоценное благовоние, которым было принято умащать тела усопших, вырвалось восклицание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим! (Ин 12:5).

Среди людей, обращавшихся ко Христу или просивших Его о помощи, были как бедные, так и состоятельные люди. Можно вспомнить и начальников Иудейских Иосифа Аримафейского и Никодима, приходивших побеседовать со Христом, а после Его Распятия снявших Его тело с Креста и положивших в пещере (Ин 3:1–21; Ин 7:50–52; Ин 19:38–42). И фарисея Симона, пригласившего Христа с учениками к себе в дом на трапезу (Лк 7:36–50). И Закхея, начальника мытарей в городе Иерихон (Лк 19:1–10). И начальника синагоги Иаира, чью дочь воскресил Спаситель (Мк 5:22–24, 35–43). И тех женщин, что ходили за Христом и Его учениками, служа Ему имением своим (Лк 8:1–3). Это были богатые иудейки, которые жертвовали часть своих сбережений на нужды апостольской общины, объяснял блаженный Феофилакт БолгарскийИзвестный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века.
Эти и многие другие люди желали внести свою лепту в дело спасительного благовествования миру, хотели оградить Господа и Его учеников от забот, связанных с поиском средств. Упомянутая выше формула — трудящийся достоин пропитания — стала своего рода экономической основой существования первоначальной апостольской общины.
Так же и в Церкви, выросшей из апостольской общины, нет ни «услуг», ни «тарифов». А есть — личная жертва христианина.
То есть Церковь всегда жила на пожертвования?
Да, пожертвования всегда были основным источником средств, благодаря которому земная Церковь существовала и совершала свое дело спасения людей. Этот принцип был сформирован в раннехристианской Церкви и получил свое окончательное оформление в последующие века церковной истории.
Еще апостол Павел, обходя с проповедью Малую Азию, регулярно собирал среди тамошних христиан средства для помощи Иерусалимской Церкви. Его послания наполнены призывами помогать терпящим нужду Церквям, и он даже ввел правило, как организовывать пожертвования: При сборе же для святыхСвятыми в первые десятилетия существования Церкви называли друг друга сами христиане. Подразумевалась не столько действительная святость их жизни (хотя часто это были люди святой жизни), сколько их принадлежность к святой Христовой Церкви. — Прим. ред. поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1 Кор 16:1–3).
Книга Деяния святых апостолов рисует вдохновляющую картину ранней Церкви: это было множество уверовавших во Христа, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. <…> Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4:32, 34–35). Все были друг другу как братья, каждый служил другим, как умел, и все вместе заботились о слабейших — вдовицах, больных и т. д.
С тех пор в жизни Церкви ничего принципиально не изменилось. Может быть, сегодня меньше ощущается тот поразительный дух братства, который существовал в Иерусалимской общине. Но забота Церкви о нищих, больных, бездомных, людях в тяжелых жизненных обстоятельствах и сегодня невероятно широка и по своему социальному эффекту сравнима с результатами работы государственных служб.
Это оказывается возможным благодаря пожертвованиям рядовых членов Церкви.
Пожертвование или плата за услугу — какая разница, если смысл один?
Нет, смысл разный. Если вы придете в магазин за телевизором и скажете, что у вас нет денег, вам его не продадут. Может быть, вы его и заберете домой, но только вместе с кредитом, который потом придется возвращать в двойном размере.
Если вы привезете машину в мастерскую, но у вас не окажется нужной для ремонта суммы, механик не станет с вами даже разговаривать.

А в Церкви вам не откажут в любом случае. Да, здесь принято жертвовать на храм, но если у человека нет денег, он всегда получит то, ради чего пришел, даром. На то оно и пожертвование, что всегда — добровольное и не одномоментное.
Люди жертвуют Церкви не только деньги. Кто-то приносит продукты к общему чаепитию после службы. Кто-то — лампадное масло. Кто-то бесплатно занимается с детьми в воскресной школе. Кто-то убирает снег вокруг храма…
Но пожертвовать можно и деньги. Во-первых, это проще, чем пойти и самому купить то, что требуется приходу (к примеру, оклады для новых икон или уголь для разжигания кадила). Во-вторых, приход и сам нуждается в деньгах, чтобы приобретать свечи, просфоры, платить за электричество, обеспечивать жизнь священников и их семей, оплачивать труд различных приходских работников.
В Древней Церкви все, что требовалось для совершения богослужения — хлеб, вино, масло, свечи, — приносили с собой в храм сами христиане, в ту пору весьма немногочисленные. Таким образом они участвовали в службе и обеспечении жизни общины непосредственно. Не случайно главное богослужение христиан называется литургия, по-гречески — «общее дело» (λειτουργία).
Сегодня, когда прихожан в храмах часто десятки и даже сотни, людям приходится это делать иначе. Миряне жертвуют деньги — а служители храма сами приобретут и приготовят все необходимое для совершения службы (и не только). Изменилась форма пожертвования, но не сама суть.
Но разве хорошо, что храмы выставляют цены за свечи, записки, а иногда и за требы — крещение, венчание и т. д.?
Что касается свечей — это не что иное, как традиционная форма пожертвования на храм. Чтобы помолиться или поучаствовать в богослужении, ставить свечку совершенно не обязательно, Бог и так принимает наше обращение к Нему. Свечи заведены в храме как раз для того, чтобы желающие могли внести свою лепту в жизнь общины, чем-то помочь приходу — купить для храма свечу. Это во-первых.
Во-вторых, выставляют, как правило, не цены, а ориентировочные суммы пожертвований. И речь вовсе не о «благочестивой» замене одного понятия другим. Мы уже сказали: если у человека нет денег, он может заплатить за требу или записку для поминовения своих близких меньше или вообще ничего.

И наконец, в-третьих: даже такие ориентировочные суммы пожертвований — лишь одно из возможных решений. Есть храмы (в том числе и в Москве), где нет вообще никаких «прейскурантов» и размер пожертвований остается исключительно на усмотрение человека. Но для людей, приходящих в храм, наличие табличек с примерными суммами оказывается наиболее понятным и удобным вариантом. Чисто психологически человеку проще и спокойнее, когда указан некий ориентир, мера. К сожалению, современному человеку постсоветской эпохи совершенно непонятно, что такое жертва. Он не приучен, не умеет и не может жертвовать. Ему проще и удобнее заплатить, потому что тогда он ничего никому не должен и может спокойно продолжать критиковать Церковь, ощущая себя просто сторонним наблюдателем, не участвующим ни в ее радостях, ни в бедах. Из сочувствия к современному человеку многие приходы идут на это, веря при этом, что сто рублей, с которыми он расстанется, от этого не перестанут быть пожертвованием и Всемилостивый Господь примет их как жертву Богу, а не проклянет, как деньги того самого волхва Симона, пытавшегося купить у апостолов благодать.
А как относиться к ситуациям, когда с человека все-таки требуют непосильное для него пожертвование, а иначе отказывают в исполнении просьбы?
Если требование исходит от сотрудницы свечной лавки, где обычно и принимают пожертвования, и договориться с ней не получается, то нужно обратиться к настоятелю храма. Он всегда пойдет вам навстречу, поскольку знает церковные правила, да и в конфликтных ситуациях никогда не заинтересован. Но если понимания нет и с его стороны или вы его не поняли — тогда стоит обратиться к церковному начальству. Это может быть благочинный, епархиальный или викарный архиерей, Патриарх — в зависимости от того, в чьем ведении находится данный приход. Не преувеличивая масштабов случившегося, нужно все же написать на имя священноначалия жалобу и изложить факты как есть. Стесняться в данном случае не стоит: дело тут не в вашей личной обиде, а в том, чтобы нарушение, которое допускают сотрудники храма, не превратилось в норму.
Еще проще пойти в другой приход и к другому священнику. В современной России это почти всегда возможно. Всегда были и будут бескорыстные священники, и жертвовать деньги стоит, конечно, именно им. Только такой священник сумеет понять, как употребить собранные средства во благо.
Сребролюбие — очень распространенный в современном обществе, но для священнослужителя один из самых опасных грехов, о чем будущих пастырей неоднократно предупреждают еще на семинарской скамье. Ничто так не смущает людей в священниках, как случаи проявления жадности или эпизоды роскошной жизни. Конечно, это именно отдельные эпизоды, которые возникают изредка на фоне очень скромного и часто полуголодного существования подавляющего большинства священнослужителей, обычно имеющих большие семьи. Но именно эти эпизоды бросаются в глаза. А страдают в итоге простые батюшки-бессребреники, которые чаще всего сами живут беднее своих прихожан.
Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Николая Емельянова.
Доброго времени суток,около двух месяцев начал знакомство с церковью,начал читать и слушать евангелие,там же написано как Иисус зашел в храм ,увидел как там торгуют и что он сделал со всем этим,какие могут быть здесь вопросы...А еще как то Иисус с учениками на лодке переплывал и уснул и шторм поднялся сильный и испугались его ученики,что погибнут и начали будить его,проснулся Иисус и сказал им,что они маловерные и где вера ваша?Так и в храмах почему вы не верите что Господь наш поможет, накормит и напоит вас в нужный час.Извините если кого обидел,не со зла пишу,просто я читаю одно в евангелие , а вижу другое,всем мира братья и сестры.
Накормит и напоит то Бог не на фоне того, что верующий откажется искать пропитание и перестанет содержать семью. Про такое сказано святым апостолом: "Кто не работает, да и не ешь". Подчеркивая абсурдность идеи, что Бог вот сейчас явится и всё принесёт Сам, буквально накормит и напоит. Пожалуйста: давайте Писание читать цельно и в сочетании с той традицией, в которой оно создавалось. То есть сообразуясь с церковной жизнью и учением. Ведь Церковь появилась раньше, чем был составлен Новый Завет!
Итак. В Евангелиях при желании Вы легко сможете найти места, из которых следует, что у апостольской общины существовал денежный фонд на общие нужды. Этого Христос не запрещал и не считал зазорным. Несмотря на искушения: ведь как написано, на эти средства стал покушаться один из апостолов, и это был тот самый Иуда, который предал Спасителя. Также мы знаем, что апостолы долгое время продолжали зарабатывать рыболовством. Также выясняем из Нового Завета, что святой апостол Павел занимался рукоделием. Но чтобы на рукоделии заработать, надо созданное продать, верно? Получается, апостол Павел торговал?
Видимо, всё же важно различать торговлю как самоцель, как средство наживы. И выставление чего-то, за что можно заплатить, как форму пожертвования. Менялы при Иерусалимском храме были спекулянтами, которые лично наживались, и потому их Господь изгнал. Но Сам Он не отвергал деньги как таковые. "Кесарю кесарево -- Богово Богу" -- вот что было важно, вот что Он подчёркивал, когда его пытались искусить вопросом о динарии.
Это не означает, что в храмовой торговле нет вообще ничего, что бы могло смутить. Это не так. И если станете знакомиться с церковной жизнью, то можете увидеть, что многие приходы стараются перенести лавки в отделённые от места богослужения, либо вообще отдельные от храма помещения. Чтобы суета не отвлекала от молитвы. То есть тут присутствуют свои искушения, но они не от формы идут, а прежде всего от суетного духа, который может возникать вокруг лавки. Это верующим, как правило, понятно. Как и то, что покупая нечто при храме, они помогают своей церковной общине.
Прп. Ефрем Сирин: "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог" (2 Кор. 9:7) "Итак, пусть никто не дает как бы из необходимости стыда с огорчением. Таковой потеряет награду свою и отвержен будет: ибо дающему доброхотно и добровольно обещаны дары, - такого любит и Бог." Так что лучше меньше, но от всей души, чем больше, но под давлением обстоайтельств, "сквозь зубы" и с ропотом в сердце на церковников, обирающих народ. Кстати, в Москве, в какую из церквей меня не заносит потребность души - как у себя дома, и поборов никаких не вижу. Очень люблю церковь Казанской Божьей Матери в Коломенском и бывшее Патриарьшье Подворье - прям какой-то Иван Грозный, коврики такие потертые... старушечки туда-сюда снуют у Чудотоврных икон (в Казанской их целых три) тетеньки такие милые стоят за свечным ящиком:) В храме св. вмч. Георгия Победоносца в Китай городе есть простреленная 13 пулями Икона Божьей Матери, ее такой в храм принесли, мы с тетенькой за свечным ящиком разговорились, я попросила разрешениай сфотографировать. А вот что касается цен на все - не помню.
У нас тоже после Литургии стоит диакон (раньше мальчики-алтарники) с ящичком для пожертвований, на котором написано, куда пойдут деньги. Последнее время это на ремонт храма, да и в часовенке на кладбище трещина пошла по Лику Спaсителя, больно смотреть. На воскресную школу или на кружок молодежи (о, вот сюда кладу особенным удовольствием, они такие молодцы). И ни разу у меня не вытянулось лицо, да и не только не у меня, если судить по тому, как люди кладут - кто-то мелочь может, евро, а кто 50 евро. Лия, может быть Вас при выходе прижигали каленым железом, требуя с Вас каких-то немыслимых сумм?
К сожалению, текст далёк от реальности. И все эти религиозные действа, к сожалению, реально стали услугами, по крайней мере в Москве. Понятно, что и имущество надо содержать и священникам на что-то жить, но с пустым кошельком хоть в Церковь, хоть в церковь, лучше не заходить. Можно попасть в затруднительную ситуацию. Как-то зашла за Крещенской водой (в Москве)со своей посудой, воду налили, а дальше надо было пройти по размеченному лентами проходу, в конце которого сидел мирянин, и требовал пожертвования. У всех выходящих менялись лица, так что это не моё субъективное мнение, что именно требовал. Я в этот Храм больше не захожу, прошло несколько лет, а до сих пор как-то сдавливает в груди. А вот в одном сельском Храме во Владимирской области, священник привозил на службу всё своё семейство на ржавой Ниве, кто читал, кто пел, кто помогал. Матушка в аккуратненькой, но потёртой одежде. И всегда исповедовалась своему мужу. Т.е. понятно что священнику, но он же ей муж... Вот тут всегда хотелось сделать пожертвование. Мы больше не бываем в той деревне, но когда случается негативная ситуация в жирующих московских приходах, вспоминаю это восстанавливаемое местными жителями старинное здание Церкви и батюшку, который всегда очень нескладно говорил проповедь после службы, но так от сердца, что сохраняется понимание нужности Церкви и таких вот батюшек. Ну и необходимости их поддерживать финансово.
"И все эти религиозные действа, к сожалению, реально стали услугами, по крайней мере в Москве", - с чьей точки зрения стали услугами? Почему именно в Москве? На каком основании делаются выводы: сразу и о восприятии таинств и треб, и о (на самом деле, мнимом) сверх-богатстве московскмх приходов? Это же просто опасно: так можно осудить, да ещё осудить напрасно самоотверженно служащих на приходах! Так можно обидеть и тех прихожан, которые живут в Москве и любят тех, кто их окормляет и служит ради нас всех, молится о нас. Зачем это нужно? Пишу это не ради того, чтобы Вас обидеть. И прекрасно понимаю, что есть всякое в церковной среде. И наше собственное потребительское отношение к Церкви, и согрешения тех, кто избрал церковнослужение делом жизни. В статьях (мы делаем цикл на эту тему, поскольку вопрос очень большой) стяжательство вовсе нами не поощряется. Но меня очень беспокоит, как легко одно-два негативно пережитых примера превращаются в приговор всей Церкви. Простите, Лия, Бога ради, если горячно отвечаю. Но 25 лет тружусь над "Фомой" -- и всё равно не могу привыкнуть к таким обобщениям. Вас я, в любом случае, вовсе не хочу обидеть. Искренне сочувствую и понимаю, что Ваше переживание вызвано неравнодушием к вере. Но обобщать и обвинять сразу всех... Зачем?..
У нас, в немецком приходе Румынского Патриархата, символизм написанных цен чётко виден - в церковном магазинчике нет продавца, а только человек, который разбирается во всей продаваемой литературе, может помочь с выбором. Пожертву человек уже сам оставляет, отдельно от магазина. Свечи и записки даже символических цен не имеют. За требы священник даже жертвы не возьмёт - прихожанин сам может прийти и оставить её в церкве. Кстати, церковный магазинчик не находится в одном и том же помещении, где и служат - это отдельная комната. И открывается он только по окончанию службы.
Очень странно, что у людей, особенно, воцерковленных, вообще возникают подобные нелепые вопросы. Арина пишет, что священник без денег не благословил ее сына. Никогда за благословение с меня не брали денег и ни с кого из моих близких тоже. Возможно мальчик не сумел объяснить, чего он собственно, хочет. Да, требы в храмах платные, но каждый прихожанин знает, что церковь существует на наши пожертвования. Зайдите в любую светскую организацию и убедитесь в очередной раз, что за все надо платить. Церковь - не собрание святых на земле: у священников есть семьи, дети, родители. Священники так же, как мы с вами, ходят в магазины, где им "за так" ничего не дадут. Если сын Арины разуверился из-за такой ерунды, то мне его очень жаль. Врач не должен быть таким "впечатлительным", иначе он может наделать много ошибок. Дай Бог всем здоровья, терпения и Веры, не зависящей от разных (пусть даже очень обидных) мелочей жизни.
Самое важное в этом деле это все-таки с каким чувством входишь в храм и там пребываешь. Наталия, я всегда держу в голове евангельскую вдову "она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" и то, что происходило рядом, не замеченное этой бедной женщиной, помните ведь "И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу." Сам Господь наблюдал за ней и поставил ее искренность в пример ученикам. Будет ли это жертва за 40-уст или просто свеча, книга, купленная в церковной лавке или помощь храму делами - по-прежнему замечает Господь каждую нашу лепту и то чувство, с которым эта лепта вносится. С ропотом ли в сердце ("церковники три шкуры дерут с народа на дорогие часы! Тоже нашли себе рабов!") или пусть тот ничтожный максимум, который мы можем себе позволить, но как когда-то та самая вдова, отдавшее последнее, нужно-то Ему чтоб от чистого сердца.
Сюрреалистичная история Арины. Особенно смущает сочетание воцерковленного юноши и зачем-то непременно понадобившейся ему для молитвы в храме свечи (?), хотя молитва в храме вполне может состояться и без свечи (зачем - свеча, почему - свеча??), а свеча в свою очередь является жертвой только того, кто взносит пожертвование, а вовсе не того, кто ее зажигает. Тем более для человека без денег не имеет смысла ее зажигать. Воцерковленный юноша не может этого не знать, даже и не уговаривайте меня. И это "не дали благословения" на сдачу экзаменв. Это как же происходило-то? Я подхожу к суровому осанистому митрополиту (было дело:) и сложив руки ковшиком, смиренно прошу благословения на путешествие. А он мне так мрачно "А свечку Вы купили уже??" Я, робко "Нееету, владыко, денюшек", и тут он меня взашей пинком из храма, да еще посохом их этим владычным вдоль спины.... мне бы тоже хотелось узнать, где именно заканчивается реальная история воцерковленного юноши, и где начинается фантазия автора истоии. По опыту общения с моими бывшими соотечественниками все их истории делю на 2. Также, как и эту очень историю.