Вопрос читателя:
Добрый день. Батюшка, почему Церковь не призывает тех, кто уходит на войну, венчаться до ухода, чтобы хоть потомство осталось?
Ольга
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Честно говоря, вопрос меня обескуражил. Мы всегда говорим о том, что если люди хотят жениться, такой брак Церковь признает и это не блудное сожительство. И объясняем, что венчание — это специальный молебный чин, смысл которого в призывании Божией благодати на новосозданную семью, помощи Божией в семейной жизни мужу и жене. Как-то дополнительно акцентировать на этом для тех, кто решит жениться перед тем, как мужчину мобилизует, кажется, смысла нет: те, кто хочет, венчается, и мы готовы повенчать тех, кто оформил брак, а тех, кто не собирался венчаться, нельзя насильно загнать в храм. Невольник — не богомольник.
Что касается брака, мы много раз говорили о том, что основа христианского брака — это отношения мужчины и женщины, а детей в браке может и не быть. Если мужчина и женщина хотят создать семейный союз в виду мобилизации и оформят его, мы с радостью их повенчаем. Но если по каким-то своим причинам мужчина и женщина не готовы создавать семью, я не вижу причин в том, чтобы форсировать браки. Слишком много разводов в результате таких скоропалительных браков, зачем толкать людей на это?
Дети — это прекрасно. Но все-таки в основе брака — именно отношения. А инициировать брак только ради того, чтобы был ребенок, понимая, что в перспективе, например, отец вернется с войны и осознает, что жить он с матерью этого ребенка не хочет, — зачем? Не надо.
Если лично Вы с Вашим женихом хотите расписаться и повенчаться перед мобилизацией — пожалуйста, дай Бог счастья и чтобы мужчина вернулся. Но если он медлит, не берите грех на душу, не нужно втягивать человека в семью насильно. Ничего из этого хорошего не будет. А детей, кстати, может и не появиться сейчас. А с венчанием что делать будете?
Кому надо — те точно поженятся. Молитесь, чтобы все было по Божией воле.
С Богом!