К нам в редакцию часто приходят вопросы о том, чем христианство отличается от других религий. Один из наиболее распространенных — кому молятся мусульмане?
На этот вопрос можно ответить двумя способами.
С одной стороны, все авраамические религии (то есть признающие ветхозаветную часть библейского откровения и восходящие к Аврааму, заключившему некогда личный союз с Богом) исходят из того факта, что есть только один Бог. Это Бог Творец, создавший и мир, и человека. Это Бог Законодатель, давший людям заповеди и призывающий неуклонно им следовать. Это Бог Промыслитель, открывающий Себя и Свою волю всем людям и народам, которые готовы прислушиваться к Нему. Это Бог — Праведный Судия, Который каждому воздает по его делам, добрым или злым.
Ислам — одна из трех авраамических религий, и, значит, его последователи молятся тому же Единому Богу, к Которому обращаются в молитве и христиане, и последователи иудаизма.
Из этого, однако, вовсе не следует, будто бы все эти религии равнозначны и все отличия между ними объясняются исключительно национальными традициями. Из этого не следует, будто бы нет никакой принципиальной разницы, к какой из религий присоединиться.
И тут самое время перейти ко второй части ответа.
Молитва — это один из путей общения с Богом, а общение всегда предполагает знакомство сторон, их взаимное узнавание друг друга. Но только Бог в совершенстве знает всякого человека, будучи его Создателем. Об этом ярко и образно говорится в Псалтири (одной из ветхозаветных книг, авторитет которой признают и в исламе): Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно (Пс 138 :1-4). А вот человек пытается постигать Бога на протяжении всей своей жизни. И в разных религиях это постижение происходит по-разному, даже ветхозаветное Откровение Бога о Самом Себе интерпретируется подчас по-разному. Соответственно, и молитва, хотя и обращается к одному и тому же Богу, но опирается на неодинаковые представления людей о Собеседнике.
Христиане, в отличие от представителей других авраамических религий, убеждены, что полное и окончательное Откровение о Боге содержится в Евангелии — книге, название которой в переводе с греческого языка (на котором она изначально написана) значит «благая весть», «доброе известие». Это известие состоит в том, что Бог явил Себя людям в Иисусе Христе, Которого христиане называют не только Господом, но и Спасителем. Ислам же хоть и признает Иисуса, но только как пророка, а значит, тот самый путь богоообщения и богопознания (в том числе через молитву) для мусульман пролегает в обход Христа. Здесь радикальное отличие от христиан, для которых познание Христа — это и есть познание Бога.
Так какого же Бога познают христиане? Бога, не оставившего людей даже после того, как их прародители Адам и Ева разрушили отношения любви и доверия с Ним и совершилось грехопадение. Он не ограничился предписаниями о том, как теперь людям следует себя вести. Он Сам стал человеком (оставаясь Сыном Божиим, Вторым Лицом Святой Троицы) и взял на Себя ответственность за грехи абсолютно всех людей — не только христиан, но и мусульман, и иудеев, и всех прочих, включая даже неверующих. Эти грехи безгрешный Господь распял вместе с Собой на Кресте, к которому Его пригвоздили злые и бессовестные люди: как говорил апостол Павел, Он «стёр осуждавшую нас рукопись… которая была против нас, и… устранил её, пригвоздив её ко кресту» (Кол 2:14, перевод епископа Кассиана (Безобразова)). Митрополит Сурожский Антоний писал, что в лице Христа Бог сделал Себя ответственным за все ошибки людей, которых Он изначально создал существами со свободной волей, а значит, способными поступить и неправильно.
Именно к такому Богу обращаются в молитве христиане. К всемогущему Царю вселенной, Который оказался готов стать их братом, по-человечески умереть за них и бесконечно помогать людям, щедро наделяя их благодатными дарами в церковных таинствах. Который настолько любит созданные Им творения, что желает дать им еще большее — усыновление и жизнь в теснейшем единстве с щедрым и любящим их Отцом. И ждет от них только одного — ответной любви к Нему и друг ко другу.