Вопрос читателя:

Приветствую Вас, дорогой священник! В Писании сказано: «Не судите и не судимы будете». А в Евангелии от Иоанна 7:24 указано: «Не судите по наружности, но судите судом праведным». В одном случае отрицается суд человеческий, в другом допускается, но с оговоркой. Нет ли в таком случае противоречия? И вообще, что имелось в виду в словах Христа в Евангелии от Иоанна? Заранее благодарю за помощь в усвоении Библии.

С наилучшими пожеланиями, Никита.

Ответ священника:

Здравствуйте, Никита!

Очень часто для понимания цитаты Священного Писания нужно начать с чтения фрагмента, в который она включена, целиком.

«Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6:37-38).

Смотрите также:

Итак, мы видим, что Господь не отрицает полностью возможность суда, но напоминает, что какой мерой мы мерим, той же отмерится и нам.

Вторым этапом рассмотрения кажущегося противоречия становится, обычно, изучение святоотеческих толкований библейского текста. И уже у святителя Василия Великого мы находим, практически, прямой ответ на Ваш вопрос:

«Поскольку Господь иногда говорит: „не судите по наружности“, а иногда повелевает: „но судите судом праведным“ (Ин. 7:24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: „А ты что осуждаешь брата твоего?“ (Рим. 14:10); и еще: „Не станем же более судить друг друга“ (Рим. 14:13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: „А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа“ (1Кор. 5:3–5). Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: „Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения“ (1Кор. 4:5). Но защищать суды Божии — непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: „вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего“ (Мф 7:5)».

Резюмируя слова святителя, мы видим, что судить других людей следует не за проступки против нас самих, но за нарушение заповедей Божиих. Но и при этом нужно быть очень осторожным и милосердным. Ибо Отец наш Небесный милосерден (см. Лк. 6:36).

Надеюсь, что немного помог Вам в понимании начальных принципов изучения Священного Писания.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
9
Сохранить
Поделиться: