Вопрос читателя:
Здравствуйте! Иудеи говорят, что 53-я глава книги пророка Исайи описывает еврейский народ в целом, а христиане считают, что речь о Спасителе. Есть ли где-то пояснения, что речь о Господе?
Ирина
Ответ священника:
Здравствуйте, Ирина!
Для полноты понимания ответа на Ваш вопрос просто непредвзято прочтите сам текст 53 главы пророка Божия Исайи. Она очень короткая:
«[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». (Ис. 53)
Сам по себе этот текст о страдающем рабе Господа настолько прозрачен, что не христианам приходится изыскивать толкования этой главы, как пророчества о Мессии-Христе, а, напротив, современным иудеям необходимы различные казуистические толкования, чтобы увидеть этот текст под другим углом зрения. Тогда как ещё в XII веке Маймонид, выдающийся иудейский богослов, прямо ассоциировал 52 и 53 главу книги пророка Исайи именно с Мессией.
Протестантский автор Хал Смит цитирует Маймонида, который спрашивает читателя: «Как произойдет пришествие Машиаха, и где он явится?» — и отвечает: «… знай, что это не будет тебе известно, пока не сообщат о его пришествии, о том, что он сын имярека из такой-то семьи. Придет муж, прежде никому неизвестный, и явит знаки и знамения, — именно они суть доказательства подлинности его [высокого] происхождения. Ибо сказал Пресвятой, благословен Он, когда поведал нам об этом: „Вот муж, росток [Давида] — имя его, и сам собой произрастет он, и построит Храм Божий“ (Зах. 6, 12). И сказано у Йешайяу, что когда он явится, отец, мать и семья его будут неизвестны: „И поднимется, как побег, перед ним [Исраэлем], как из корня, [проросшего] в земле иссохшей“» (Ис. 53, 2). Далее Маймонид пишет: «… сказал Йешайяу, говоря о том часе, когда узнают цари земли о пришествии Машиаха: „Закроют цари рты свои, потому что то, о чем не было рассказано им, узрят и то, о чем не слыхали, увидят“» (Ис. 52, 15)».
Ведь достаточно простых вопросов к стихам 53 главы, чтобы толкование современных раввинов оказалось ненадежным. Как в Израиле нет вида и величия? Как Израиль был умален перед людьми? Как народ изведает болезни? Как Израиль взял на себя немощи? И чьи болезни он понес? Как Израиль мучим за чужие грехи? Бог никого не мучает за чужой грех (см. Иер. 31). Кто блуждал как овцы? Когда Израиль страдал добровольно? Как народ Израильский отторгнут от земли живых? Как у народа душа приносит жертву? Какой подвиг сделал Израиль? Когда израильтяне делили вместе с сильными добычу побежденных?
35 прямых совпадений с жизнью Господа и Спасителя Христа в короткой главе пророка слишком много, чтобы быть простой случайностью. Тем более, что ни мы, ни иудеи в случай не верим. Поэтому не стоит поддаваться лукавству современных толкователей, а прямо следовать за теми, в том числе, и иудейскими богословами, которые признавали очевидное — то, что в 53 главе пророк Божий Исайя пишет о Мессии — Христе.