Вопрос читателя:
На кресте два разбойника и Христос. Варавва был отпущен. Значит, должно было быть четыре креста?
Татьяна
Ответ священника:
Здравствуйте, Татьяна!
Обычай пасхального помилования одного заключенного римской властью был ежегодным (см. Ин. 18:39). Порядок помилования был таков, что на суд толпы предлагали двух обвиняемых, одного из которых по указанию народа можно было помиловать. Поскольку Христа арестовали внезапно, то есть не предполагалось заранее, что Он также будет под стражей, а праздник Пасхи уже наступал, это означает, что трое осужденных в наличии уже были. Когда Синедрион скоропалительно вынес приговор и передал Христа Пилату (поскольку сам Синедрион не имел права исполнять смертный приговор), получилось, что узников стало четверо. Пилат, таким образом, представил на суд толпы только двух, как и предполагал обычай, и предложил выбор между Вараввой и Христом. Имена двух других разбойников на выбор не предлагались. Поэтому крестов точно должно было быть три. Но на одном из них мог оказаться Варавва, а не Христос.
Впрочем, мы не верим в случай, тем более, в истории нашего Спасения и Крестной Жертвы Спасителя. Всё совершилось так, как было промыслительно определено Самим Господом.
Что касается практического аспекта истории, то на постоянных местах казни столбов, вкопанных для распятия, могло быть и больше. А горизонтальную перекладину каждый приговоренный приносил на себе. Как мы помним, за Господа Иисуса Христа её нес Симон Киринеянин (см. Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26).
Так что и с юридической, и с практической точек зрения на Голгофе в Страстную Пятницу стояло именно три креста. На одном из которых люди распяли своего Бога.