Вопрос читателя:

Сыну 18 лет. Пианист, собирается поступать в Воронежский институт искусств. Недавно признался, что при выходе на сцену (экзамен, концерт, конкурс) пальцы не слушаются, играет не по нотам, вот и результаты не такие высокие, как хотелось бы. Хотя он занимается музыкой с 7 лет и на сцене часто выступает. В разговоре выяснилось, что так было всегда, даже со спортом. На тренировках все получается, а на соревнованиях тело подводит. Сын говорит, что для него проще сдать экзамен или выйти на сцену в качестве актера. Не знаю, что это и как можно помочь ему? Может, проблема глубже? Какими вопросами в разговоре с сыном я смогла бы это выяснить?

Ответ психолога:

Глеб ТКАЧЕНКО

психолог, психотерапевт

Здравствуйте!

По всей видимости, у вашего сына страх сцены. Чаще всего он произрастает из чувства стыда. Переживание стыда тесно связано с ситуациями, когда человека оценивают или он сам ожидает этой оценки. Стыдящийся человек в глубине души считает себя недостаточно хорошим, недостойным принятия. Он боится, что его раскроют, и все увидят, что он хуже, чем хочет казаться. Поэтому любая публичная деятельность выглядит опасной: ведь стоит хоть немного ошибиться перед большим количеством людей, как его засмеют и в конечном итоге отвергнут. 

Чтобы этого не произошло, ваш сын начинает излишне контролировать себя. Музыка и спорт тесно связаны с автоматизацией действий. Автоматизация формируется тогда, когда определенная последовательность действий повторяется так часто, что перестает требовать участия сознания. Скрипачу не нужно думать о том, куда поставить пальцы, если он достаточно долго репетировал, это происходит само собой. Но если человек боится ошибиться и получить отвержение публики, он усиливает контроль. Парадоксальным образом это только мешает. Ведь автоматизированное действие должно совершаться свободно, спонтанно. А контроль приводит к мышечным зажимам, которые ваш сын субъективно ощущает как «непослушные пальцы». 

Экзамены или выступления даются проще, потому что в меньшей степени задействуют тело. Да, мышечные зажимы есть и в этом случае, но они не столь критичны, потому как задействовано не все тело. 

Стыд, как правило, формируется в детстве, в семье или в школе. Когда возникают ситуации, в которых ребенок ощущает отвержение со стороны общества. Например, что-то случилось — и весь класс начал смеяться над ним. Или кто-то из близких регулярно обесценивал его результаты и давал понять, что он недостаточно хорош. Возможно, это происходило в музыкальной школе или спортивной секции, где педагоги могли «передавить».

Как бы то ни было, единственная рекомендация, которую я могу дать, — найти сыну психолога. Потенциально вы можете выяснить, что с ним происходит, что он чувствует и чего боится на сцене, но выяснение без дальнейшей психологической работы не решит вопрос. Чтобы избавить сына от страха сцены, необходимо найти в его жизни тот момент, когда у него подорвалась вера в себя и зародился страх быть отвергнутым или осмеянным. И вернуть ему чувство собственного достоинства и уверенности, которых он однажды лишился. 

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
2
Сохранить
Поделиться: