Как перестать бояться будущего
Что такое страх перед будущим? Откуда он берется? Почему люди ощущают его и что с этим делать? Разбираемся с психологом Натальей Усовой.

Клинический психолог. Специалист по созависимости и семейным отношениям.
Страх будущего
Когда мы говорим, что боимся будущего, на самом деле, мы говорим не о будущем как таковом, а о страхе перед неприятным будущим, страхе, что случится что-то плохое. В таких размышлениях есть две составляющие: любопытство и сам страх. В психологии это рядом стоящие процессы. Если у человека есть энергия и силы, то перед нами любопытство. Если же человек чувствует усталость и опустошение, то ему страшно, он не справляется с тем, что его может ждать впереди.

Страх за будущее ― это всегда какой-то план, который мы обдумываем у себя в голове. Причем сам процесс планирования нейтрален. А вот его результат с помощью своего прогноза и оценки делаем негативным мы сами.
Почему появляется страх будущего?
Страх будущего может формироваться из-за особенностей мышления конкретного человека. Например, есть такое понятие, как катастрофизация (человек сам придумывает себе сложные ситуации и верит в это). Оно относится к невротическим мыслительным конструкциям: впереди будет плохо, трудно, ничего хорошего в будущем не ждет, нужно быть готовым к плохому. Человек может жить с этими мыслями всю жизнь. Чаще всего такой способ мышления мы получаем из опыта своей семьи. Такой человек постоянно готовится к плохому и не допускает мысли, что там, впереди, может быть хорошо. Другими словами, он всегда в напряжении. Если к напряжению добавить тревогу, получим состояние страха будущего.
Это может быть межпоколенная история, а может быть детская. Маленький ребенок, не думает, что впереди будет плохо. Он доволен всем: жизнью, собой, ему не стыдно, у него нет чувства вины, он абсолютно спонтанный, делает то, что ему хочется. Поэтому формирующееся мировосприятие очень во многом зависит от семьи, в которой он растет. Если это дисфункциональная семья, то она отличается цикличностью и этапами.
В семьях, где много ссор, конфликтов, где у родителей проблемы во взаимоотношениях друг с другом или кто-то из родителей страдает от зависимости, всегда есть цикличные периоды, сменяющие друг друга. То всё хорошо, то прямо очень плохо. Так у ребенка закрепляется понимание, что не нужно расслабляться, скоро будет плохо.
Именно так наша психика нас оберегает, таким механизмом. С ним же идет во взрослую жизнь. И вот перед нами оказывается человек, который уже вырос, давно не живет в семье родителей, выстроил свою семью и старается, чтобы его дети росли вне конфликтных переживаний. Но психика у него все та же, она требует, чтобы сам человек жил по уже привычным законам. И состояние напряжения по поводу будущего «всё равно всё будет плохо» так и сохраняется. Это мешает наслаждаться, быть довольным здесь и сейчас.
Люди в тревоге и переживаниях не умеют радоваться тому, что было сегодня. Они могут этого ждать, искать. Но, обретая радость даже на какой-то кратковременный миг, они не могут им насладиться. Их психика постоянно вынуждает искать и ждать чего-то. Вот так это работает.
Разумеется, это отнимает много жизненных сил. Там, где в норме должны быть интерес и любопытство, появляются тревога и страх, что, в свою очередь, приводит к отсутствию энергии.
Как перестать бояться будущего и накручивать себя?
Прежде всего, стоит поговорить о смене образа мыслей, замене негативных конструкций позитивными. Вы привыкли жить в мире, где впереди будет всё плохо, а теперь важно поселить в сознании другую мысль: впереди будет хорошо.
Наша жизнь не делиться на плохое и хорошее, и впереди обязательно будет и то, и другое… Но это просто обстоятельства. И надо учитывать, что на некоторые обстоятельства нужно меньше энергии, а на некоторые ― больше.
Очень важно, чтобы вы сами поняли, что надо что-то менять в своем жизненном подходе. Всё, что требует изменений, ― сложно, а сменить образ мыслей невероятно сложно. Ведь ваша стратегия готовиться к плохому работает. И если иметь в виду, что это может быть опыт семьи, и взглянуть на жизнь ваших предков, то стратегия явно работает, иначе как бы они дожили до XXI века? Но, к сожалению, эта же мыслительная конструкция не дает видеть хорошее, жить сегодня с надеждой на то, что завтра всё будет хорошо, расслабиться.
Жить радостно ― это нормально, но жизнь требует энергии, сегодня обстоятельства одни и требуют больших усилий, завтра они изменятся, и усилий потребуется меньше. И в этой конструкции уже как-то можно себя ощущать свободнее, немного расслабиться и не ждать всегда плохого.
Первый и самый важный шаг на пути изменения мировосприятия ― согласиться с тем, что ваше мышление будет отличаться от мышления ваших родителей, близких, семьи. Принадлежность к семье ― важная потребность для человека. И поэтому надо задать себе вопрос: а готовы ли вы жить по-другому? Думать не так, как ваши родители? Безусловно, вы остаетесь их сыном или дочерью, даже если думаете совершенно по-другому. Вы меняете свое мышление, но не претендуете на то, чтобы окружающие вас люди, в том числе родители, меняли свое, вы не пытаетесь их изменить. При таком подходе процесс проходит намного безболезненней.
Что можно посоветовать?
Что предпринять в таких ситуациях, когда за будущее действительно страшно, тревожно и хочется хоть какой-то определенности и конкретики?
Есть очень простая техника «Мост». Техника позволяет увидеть нереалистичность своих ожиданий по поводу будущего.
Представим ситуацию, которая вас сильно пугает, и шкалу со 100 % (где 100 ― это пик интенсивности переживаний). На самый верх помещаем ситуацию, которая на ваш взгляд, может произойти в самом плохом варианте. На самое нижнее значение ставим ситуацию, которая произошла бы в самом идеальном, благоприятном и положительном варианте. А между этими полюсами выбираем то, что происходит конкретно сейчас. Можно попробовать записать самые разные варианты развития событий на каждые 10% шкалы.
Эта техника позволяет расширить сознание и увидеть, что помимо белого и черного, есть еще другие цвета и более реалистичные варианты.
Для людей среднего возраста, которые встретились со страхом перед наступлением старости, важно определить цели жизни в преклонном возрасте. К сожалению, старость до сих пор ассоциируется с болезнью и бедностью, поэтому страшит, хотя сейчас активно реализуются программы активного долголетия по всей стране.
Да, этот могут быть внуки, огород, путешествия, но по-настоящему вдохновляет новая роль для семьи. Когда семья выросла и дети обзавелись своими семьями, особую значимость имеет роль патриарха для такой расширенной семьи (это человек, который объединяет всех членов семьи, к кому приходят в дом, спрашивают совета, получают любовь и поддержку). Именно в дом к этому человеку приходят на праздники и собираются за одним большим столом.
Как перестать бояться будущего подростку?
То, что подросток испытывает страх перед будущим, довольно удивительно. Если смотреть с точки зрения анатомии, мозг подростка формируется весьма специфически: лобные доли, отвечающие за контроль, еще не дозрели, а зона, отвечающая за удовольствие, уже дозрела. Можно сказать, у подростков в прямом смысле не хватает не ума, а мудрости. Они не умеют прогнозировать будущее. Они слабо представляют себе, как сегодняшние события влияют на их будущее.

Это взрослые, по идее, должны брать что-то из прошлого опыта и пытаться сделать так, чтоб этот опыт пригодился нам в будущем. Мы занимаемся прогнозированием. У подростка эта функция еще не дозрела. Из-за этого обычно у подростков низкий уровень тревожности. Это не значит, что тревоги нет, она скорее ситуативна и обусловлена реальными внешними факторами, а не просто абстрактным будущим.
Бояться будущего ― особенность современного поколения. Дети накручены родителями, живут не своими ожиданиями, а ожиданиями взрослых и общества. При этом сами они не определяют эти ожидания, например, как ожидания от родителей. Они говорят: «Это я жду от себя». Например, подросток готовится сдавать ЕГЭ. Если бы не ожидания родителей (надо сдать хорошо, надо поступить), вряд ли подросток, в силу присущего ему восприятия действительности, считал бы, что плохо сданный экзамен ставит крест на его жизни.
Интересно, но современные дети боятся не бытовых трудностей, а того, что они будут не соответствовать тому выбору, который сделали (например, не поступили в выбранный вуз).
Кроме того, очень ярко, выпукло мы увидим страх будущего у подростков, когда они живут в депрессивной семье, когда они слышат от несчастной мамы, как ей трудно, как ей тяжело, как ужасно работать. А от папы в негативном контексте: «Вот ты вырастешь, узнаешь, что такое быть взрослым, самостоятельным». Ребенок боится взрослеть.
Еще один пример страха будущего, когда ребенок растет в системе, где происходит формирование его беспомощности. Есть такой термин «выученная беспомощность»: ребенку транслируется «ты не можешь» или «без меня ты не можешь». Ребенку не дают право на ошибку, и он испытывает тревогу, что ничего не может сейчас, значит, не справится и потом.
Что можно посоветовать?
Для подростков хорошо подходит упражнение «Биография», так как им свойственно увлекаться выдающимися личностями, поэтому они выполняют задание с удовольствием.
Попросите подростка рассказать о том человеке, которым он восхищается. Это может быть литературный герой, герой фильма, а может быть реальная личность ― успешный предприниматель, писатель, ученый, деятель всевозможных социальных или благотворительных движений.
- Как складывалась его жизнь, каков его путь к успеху?
- Какая у него семья, друзья?
Рассказывая о биографии, попросите подростка примерить этот жизненный путь на себя, оценить смелость выдающейся личности, трудолюбие, способность проживать неудачи, распределять время на личное и профессиональное и многое другое.
Важным будет собственный анализ подростка, а готов ли он прожить такую жизнь, что из этой биографии он может воплотить в свою жизнь в будущем.
Понимание, как может развиваться его жизнь в будущем, значительно снижает тревогу.
Также можно попросить подростка посмотреть на схему «прошлое, настоящее, будущее» и провести ревизию того, что он уже умеет. Если ребенок боится сдавать ЕГЭ, надо понять, что он уже умеет и уже делает, чтобы экзамен был успешным (например, решает пробники или ходит к репетитору).
Важно понимать, что, если ничего не делать, страх перед будущим усиливается. Иногда достаточно начать что-то делать, и тревога снижается. То есть, как только вы сегодня начинаете что-то делать для своего будущего, становится легче.
Если подросток увидит, что он уже умеет и делает, и ощутит себя способным к большему, вместо страха перед будущим появится любопытство и интерес.
Подготовила Наталия Игонина