Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Меня зовут Михаил, я работаю торговым представителем в бакалейной компании.
У нас появилась продукция для подростков: чипсы «Слово пацана». На упаковке изображены неприличные лица молодых людей. Думаю, что такие упаковки с персонажами могут отрицательно повлиять на подрастающее поколение. Распространять такую продукцию нет желания.
Можете ли вы написать свое мнение, дать свою оценку такой упаковки и может ли она отрицательно повлиять на детей?
Ответ психолога:
Здравствуйте!
Данная продукция — часть рекламной кампании сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», который вышел в конце прошлого года. Он набрал огромную популярность среди молодежи, но в настоящий момент интерес к нему уже практически сошел на нет. Все, кто хотел, уже давно его посмотрел, обсудил и переключился на что-то поновее. По всей видимости, упаковки с изображениями главных героев этого сериала — попытка получить еще одну волну популярности или же просто распродажа того, что не распродали раньше.
Сам по себе сериал можно назвать хорошим: он красиво снят, в нем есть ярко выраженная мораль, актеры играют правдоподобно, и характеры героев тоже подробно прописаны. И главное — показано, что ни к чему хорошему такая жизнь не приводит. Но в то же время в нем много сцен насилия, очень гнетущая атмосфера конца 80-х, грубые выражения, тяжелые ситуации. В общем, подросткам его смотреть явно не следует, поэтому и возрастной ценз у сериала 18+.
И здесь возникает главная проблема этого сериала: он вроде как снят про подростков и для подростков, но в то же время подросткам его смотреть нельзя. Понятное дело, что они его посмотрели всякими обходными путями, потому что они — основная аудитория. Но магазин продает чипсы, которые популярны как раз у детей и подростков, и тем самым может подстегивать желание посмотреть или пересмотреть еще раз.
Теперь о том, насколько это вредно для подрастающего поколения. Сам по себе сериал несет в себе правильный посыл. Но к сожалению, из-за харизматичных и характерных персонажей возникает романтизация подросткового криминала. Желание быть вот такими пацанами, смелыми и агрессивными, может оказаться сильнее, чем страх пойти по стопам героев сериала и оказаться либо в тюрьме, либо на кладбище. Но я опять же подчеркну, что свой максимальный эффект на подростков, на мой взгляд, этот сериал оказал около года назад, и вряд ли его ждет еще одна волна популярности.
Минимизировать ущерб для тех, кто уже посмотрел, могут родители. Для этого им следует обсудить сюжет, выводы, понять отношение ребенка к происходящему и помочь ему увидеть, насколько все это ужасно. Но проблема тут опять же в том, что дети этот сериал посмотрели тайно, а с родителями вместе такое обычно не смотрят. Поэтому данная рекомендация актуальна для тех, кто знает о том, что смотрит их ребенок.
Не думаю, что эти упаковки могут сейчас как-то существенно навредить. Но какой-либо пользы от них я тоже не вижу, потому что даже вне контекста эти лица симпатии не вызывают. Если человек не знает про сериал, то он не купит продукцию из-за внешнего вида. Если знает, то есть риск подстегнуть его интерес к этой криминальной истории. Поэтому если у вас нет желания распространять эти чипсы и есть возможность их не распространять, то вряд ли кто-то от этого потеряет, кроме рекламодателя. Впрочем, он тоже, так как сериал весь свой бюджет окупил еще в первый месяц и с тех пор уже год как получает чистую прибыль.