фото СПДА

Исповедь, или Почему нельзя самому себе отпустить грехи

arzamas0814_5Одно из самых знаменитых богословских произведений, да и вообще произведений в истории культуры – «Исповедь» Августина – на языке оригинала, на латыни называется Confessiones. Легко видеть, что это та же самая лексема, что и хорошо знакомое всем современное слово «конфессия». В русском языке конфессией сегодня обычно называют объединения верующих в рамках одной религии со своими особенностями вероучения, богослужения и особенностями организационной структуры. Кстати, иногда неверно слово «конфессия» относят к буддизму, исламу или иудаизму в целом, но это ставшая распространенной ошибка. Конфессия – это все-таки отдельное направление внутри той или иной религии, чаще всего христианства.

К христианским конфессиям принадлежат православие, католицизм и протестантизм. Мы уже, наверно, привыкли слышать слово «конфессия» как нечто официальное и эмоционально никак не окрашенное, что-то из области преимущественно статистики. В мире столько-то католиков, столько то православных, столько то протестантов… Но интересно, что синоним этого значения слова «конфессия», который просто является его переводом на русский язык – это исповедание веры.

И тогда принадлежность к той или иной конфессии, если она не формальна, не только нечто из мира статистики на религиозную тему, – это открытое и убежденное признание своей веры в Бога словами и делами, не смотря ни на какие гонения и страдания, даже на угрозу смерти. Неслучайно в Православной Церкви исповедниками, то есть теми, кто действительно исповедал или поведал миру свою веру в Господа Иисуса Христа, называются святые, которые за это претерпели гонения и страшные мучения, хотя и остались живы.

Вообще дословно на русский язык слово confessio переводится как «сознание», «признание» – скажем, признание своих грехов, своей ошибки. Оно образовано от глагола confiteor – «сознавать», «признавать», «явно показывать», «обнаруживать». А корень этого слова – глагол for, что значит просто – говорить, выражать, судить, предсказывать (отсюда и латинское слово судьба – fatum – как то, что предсказано и суждено).

И поэтому неслучайно, что и исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств. Правда, в случае исповеди это разговор один на Один человека с Богом, который от других людей охраняет тайна исповеди, а в случае конфессиональной принадлежности как исповедания веры тут такой тайны нет, и делается оно порой максимально публично. Однако и в том, и в другом случае это некий разговор, произнесение или вынесение вовне того, что внутри.

Нельзя лишь втайне, никому не признаваясь, принадлежать к той или иной религии, но необходимо и публично исповедывать или выражать свою веру. Ведь настоящая вера – это не просто сугубо личное, интимное дело человека, но это такое его личное дело, которое не может не перейти так или иначе и во внешнюю, общественную сферу. Так же и прощение от Бога и разрешение от своих грехов можно получить лишь через исповедь как через их открытое высказывание и признание. Нельзя просто застыдиться в глубине сердца и попросить у Бога прощения. Нужен именно разговор с Богом, а не с самим собой, и исповедь и является таким разговором-признанием и прощением. А иначе как человек вообще узнает, что он действительно прощен?

Исповедоваться самому себе и попросить прощения только в своем сердце легче легкого – всегда можно так или иначе договориться с самим собой, успокоить себя, хотя бы на поверхности. Но это не настоящее прощение, а лишь театр теней, притворная игра перед зеркалом. Это не будет просто-напросто настоящим поступком, как реальная исповедь – пойти и на деле, открыто признаться в своих нравственных ошибках и недостоинствах. Для этого нужны мужество и решимость. И реально простить тебя может лишь тот, перед кем конкретно ты был не прав.

Поэтому, например, обидев другого человека, ты и прощения должен просить у него – открыто, вслух. И как согрешает человек в отношении прежде всего Бога как источника праведности и морали, так и прощение он должен получать лишь от Него Самого – в разговоре с Богом при видимом посредничестве священника.

В целом получается интересная картина, если смотреть на два этих значения слова confessio (собственно конфессия и исповедь) и не разделять их, а оба держать в уме, взаимно проецировать одно на другое. Тогда получится понимать и помнить, что конфессия как принадлежность к той или иной религии должна опираться на осознанный личный выбор, идти изнутри и быть действительно исповеданием веры, доказываться делами и жизнью, а не статистической справкой из «ведомства вероисповедания». А исповедь как признание своих грехов и внутреннее стремление от них очиститься должна обязательно получать так или иначе и внешнюю форму, не может быть только моим личным, как бы интимным делом. Исповедь – это поведание, реальный разговор или диалог с Богом, в результате которого только и можно получить прощение.

Более подробно о таинстве Исповеди можно прочитать в рубрике "Исповедь".

О других важных для христиан понятиях читайте в рубрике "Толковый словарь".

Фото СПДА

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (21 голосов, средняя: 4,90 из 5)
Загрузка...
12 ноября 2019
Автор: ПУЩАЕВ Юрий
Поделиться:

Ответ для Валентина ×

  • Николай Мигашкин
    Николай Мигашкин 9 месяцев назадОтветить

    Предлагаю добавить в Конституцию Глава 1. Основы Конституционного строя
    Ст. 14
    Российская Федерация светское государство. Свобода граждан, как познанная необходимость бережного отношения к самоорганизации духовного, как основы связи веры с жизнью, основы стремлений к радости, делания добра, справедливости в организации счастливой жизни и спасения души человека».
    Если внимательно прочитаете, ключ Давида, то обнаружите закон существования всех религий на Земле, которые даже ушли в прошлое. Таково влияние самоорганизации на связь веры с жизнью. Именно на языке самоорганизации Иисус Христос говорил с с людьми, которые понимали его, так как без этих норм (не законов!!!) табурета не сделаешь и даже цветка не вырастишь.
    Благодаря самоорганизации человек верит в себя, свою интуицию и смело идёт по каменистой тропе - ноги сами выбирают путь. Если собрать все тысячники компов, то они не смогут воспроизвести работу желудка в режиме самоорганизации - зависнут.

  • Qwerty
    Qwerty 1 год назадОтветить

    То есть получается, что нет никакого смысла молиться дома, да и вообще вне храма? Потому что бог не услышит, если ты не окружён своими единоверцами, которые молятся вместе с тобой?
    Иначе я буду просто буду разговаривать сам с собой.
    Мысль о публичном покаянии напомнила мне о советском прошлом, где одной из функций воспитания в коллективе было публичное отчитывание. Пусть, конечно, мы исповедуемся шепотом и под епитрахилью, но смысл тот же - все видят, что раз ты исповедуешься, значит нагрешил. Особенно понравилось, что прощение от бога мы можем получить только таким образом. А почему Вы так решили? Вам лично Бог сказал (хотя может где-то в Писании и сказал, тут уж мой пробел) или Вы за него это решили? Как Ему прощать, а как не прощать? Не слишком ли много Вы на себя берете?

  • Валентина
    Валентина 5 лет назадОтветить

    1Ин.1:9 "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."
    Слава Господу, что Он верен и праведен и в этом наша вера и надежда!
    И тогда говорится для нас в Рим.8:1 "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу." Потому что Бог сразу прощает исповеданный грех. Аминь?

Загрузить ещё