«Имею мнение, никому не навязываю», или два слова о ценности объективных знаний - Православный журнал «Фома»
«Имею мнение, никому не навязываю», или два слова о ценности объективных знаний
«Притча о слепых» Питер Брейгель старший 1568

«Имею мнение, никому не навязываю», или два слова о ценности объективных знаний

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

«Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение», — писала Марина Цветаева. Если говорить о проблемах нашего образования, то одна из важнейших как раз в том, что точка зрения… побеждает самозрение, то есть позицию.

Американский профессор Том Николс в книге «Конец экспертизы» утверждал: все дело в отношении к знаниям вообще, ведь борьба за равенство людей в политическом и правовом пространстве оборачивается представлением, что каждый волен судить обо всем и при этом каждое суждение имеет одинаковую ценность. Я сам, разговаривая со студентами, заметил, что они — при отсутствии знаний — часто прячутся за фразу: «А это моя точка зрения, я ее никому не навязываю». И пусть она с чем-то там и не совпадает, но раз это «точка зрения», то, по их убеждению, она имеет такое же право на существование — несмотря на полное отсутствие аргументов.

Так вот, как только мы входим в интеллектуальное поле, и уж тем более в область учебных или научных дискуссий, мы должны забыть о равенстве. Нет равенства между знанием профессионала и дилетанта, профессора и студента.

Честно говоря, испытываю чувство неловкости, когда коллеги с умилением говорят: «Ой, мы у студентов учимся не меньше, чем они у нас!» Послушайте, если к вам пришли учиться, причем кто-то за деньги, а вы при этом учитесь у них, получая за это зарплату, то это по меньшей мере нечестно. Если уж вы взвалили на себя тяжелую ношу учителя, то просто обязаны знать больше, чем основная масса ваших учеников, иначе вы просто, как говорил Глеб Жеглов, «зря получаете продуктовую карточку».

Согласен, у студентов иногда появляются совершенно неожиданные вопросы, порой совсем простые, которые позволяют тебе иначе взглянуть на то, о чем ты двадцать лет говорил. Но это совсем не значит, что студенты учат нас больше, чем мы их. Да и, если смотреть трезво, значительно чаще их вопросы показывают: все, что, как ты думал, должно быть студенту понятно и очевидно, увы, на самом деле совершенно непонятно и неочевидно.

Святитель Николай Сербский сказал: «Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги». Очень важно помнить об этом, иначе мы рискуем очень скоро оказаться жителями перевернутого с ног на голову мира.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (39 голосов, средняя: 4,95 из 5)
Загрузка...
1 сентября 2022
Поделиться:

  • Сергей
    Сергей9 месяцев назадОтветить

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, а сколько, в среднем, следует ожидать ответа на заданные в рубрике "Вопросы священнику" вопросы? Задал два вопроса, соответственно, три недели и две недели назад, ответ даже на почту не пришёл.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил9 месяцев назадОтветить

      Здравствуйте! Зависит от вопроса, могут за пару дней ответить, а могут и месяц писать. Ответ поступит, так или иначе.

  • Марина
    Марина9 месяцев назадОтветить

    " Если уж вы взвалили на себя тяжёлую ношу учителя, то просто обязаны знать больше, чем основная масса ваших учеников, иначе вы просто, как говорил Глеб Жеглов, " зря получаете продуктовую карточку "(с)
    -----------------------------
    " Эта принцесса... в общем-то права, хотя и не её ума это дело "(с) " Доживём до понедельника ".

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь