Вопрос читателя:

Должен ли христианина при любом раскладе обвинять себя во всех конфликтах? Наверное, многие слышали в свой адрес такие фразы: «тебе все виноваты, только не ты», «во всем, что с тобой происходит, виноват только ты», «если ты огорчился, дело в тебе, значит, ты считаешь, что все тебе должны», «если на тебя злятся, тоже дело в тебе, значит ты не угодил» и т.д. Причём в любых ситуациях, и не важно, мы огорчились на грубость или жестокость, или кто-то злится за то, что мы не подчинились, виноваты мы. Такие установки часто продвигают даже в православных статьях, где учат во всем винить только себя, даже если против нас грешат, и внушают, что борьба за свои права — это эгоизм и гордыня. Приходилось слушать и на проповедях, «на нас обижаются — виноваты мы», «нас обижают — тоже виноваты мы», «кто-то на соседней улице грешит — виноваты мы». И даже на исповеди «если ты обижаешься, значит, ты считаешь себя этого недостойным, а мы достойны всяческих унижений, поэтому обижаться — гордыня». Также бытует мнение, что, если мы гневаемся, когда обижают другого, это правильно, а если мы защищаем себя, негодуем из-за какой то несправедливости к себе, переживаем за себя — это эгоизм. Получается, в наш адрес многое позволено, а мы должны терпеть, а то гордыня, эгоизм, пуп Земли, а если нам от этого плохо, мы ещё и виноваты. И если кто-то злится на нас за то, что мы не соответствуем его стандартам, мы опять виноваты. Раньше я была уверена, что, когда мы обидим другого, правда на его стороне, а если нас, то на нашей, потом пришлось столкнуться с вышеописанными установками. А ведь были случаи, когда люди, живущие по таким стандартам, отказывались в психиатрических клиниках. Им вбили в голову такие установки, и они много лет не могут от них отделаться. Умом, может, и считают, что это не так, а подсознательно эти установки въелись, и за это они ещё и виноваты. И вынуждены отрицать проблему, давить в себе эти переживания, а потом просто срываются.

Марина

Ответ священника:

Бог Вас да благословит, дорогая Марина!

Я не готов отвечать в общем просто потому, что не читал всей совокупности текстов, которые Вы упоминаете, да и в целом, хотя и есть некоторые общие принципы жизни, понимания происходящего и реагирования на него, в каждой конкретной ситуации есть своя специфика, и так вот огульно подводить все под одну гребенку совершенно точно неправильно.

Я бы сказал, что в каждой конкретной ситуации правильная христианская реакция — это сразу обратиться к Богу за помощью, чтобы правильно воспринять происходящее и среагировать так, чтобы это было и адекватно, и не противоречило духу христианской любви. В иных случаях ведь нужно действовать резко: скажем, бежит ребенок на дорогу — его нужно как угодно сбить и остановить, а уж нежно Вы это сделаете или жестко — не так важно, потому что Вы ему жизнь спасете. То же самое в дискуссиях: иногда можно говорить спокойно, а иной раз человек воспримет только повышенный тон, но зато не скажет чего-то, за что потом будет ему самому очень сложно ответить перед Господом.

Чтобы реакция была правильной, я бы сказал, надо исходить не из формальных вещей (сказать «нужные слова», «принятые слова» и т.п.), а из правильного выстраивания собственной духовной жизни — ежедневных молитв, регулярного участия в Таинствах, исповеди, которая связана с постоянной духовной работой, когда Вы, анализируя конкретные ситуации вместе с духовником, делаете вывод о том, как нужно поступить по любви (в том числе по любви к себе), по-христиански. Из такой совокупности процессов как раз и вырабатывается то внутреннее устроение, которое позволяет поступать правильно и анализировать правильно. Без этого никак, потому что ситуаций так много, что оговорить все правильные реакции все равно не получится заранее. А вот из нужного состояния, из молитвенного состояния, с Божией помощью получится верное восприятие. По крайней мере, на это можно надеяться.

Правильное восприятие — это восприятие смиренное. Но смирение, как мы уже писали, — это не просто «я хуже всех», а не что иное как максимально объективное восприятие действительности:

Как видите, материалов много, и я бы советовал внимательно и спокойно прочитать каждый.

Обращу внимание, например, вот на такой момент: «очень важно то, что смирение выше и любых человеческих сил, его невозможно приобрести, если не будет благодати и помощи свыше. Оно сверхъестественно, и в сущности — противоречит обычной человеческой психологии» (Смирение: разумное самоуничижение).

То есть механически такое состояние не рождается, оно формируется как результат правильной и постоянно развивающейся духовной жизни.

При таком условии то, о чем говорят на проповедях, воспринимается несколько иначе и проблем с психикой тоже не будет, потому что все идет естественно и с помощью Божией.

При этом, с одной стороны, мы говорим о том, что в каждой ситуации стоит анализировать свое поведение и отдавать себе отчет в том, что лично Вы сделали неправильно, с другой, если объективно Вашей вины нет, не нужно на себя эту вину как-то искусственно брать, потому что это может быть в том числе не полезно для того, кто на самом деле виноват.

Что касается обиды, у нас также есть много материалов об этом, вот некоторые:

Как видите, если человек обижается, у него в душе творятся очень нехорошие вещи. В каких-то случаях наши поступки могут быть поводами для обиды, и этого нельзя отрицать, в каких-то мы ведем себя правильно, но что-то человека все равно цепляет... И вот в этом чем-то, даже мелочи, лучше покаяться, а о человеке крепко помолиться, чтобы он вразумился и чтобы Господь помог ему восстановить правильное состояние души.

Мне вообще кажется, что самое верное восприятие конфликта, помимо обращения к Богу, — это мысли не столько о себе (тут и до гордыни недалеко, если полагать себя причиной всего), сколько о том, как конфликт разрешить, как сделать так, чтобы ситуация из конфликтной перешла в конструктивную для всех сторон. А в тех моментах, в которых Вы не правы, даже, повторю, если они очень малы, стоит извиниться, да и все. Так они и за Вами стоять не будут, и могут стать хорошим началом для начала диалога в сложной ситуации: Вы извинитесь за мелочь — глядишь, основной виновник ситуации посмотрит на свою неправоту и извинится уже за то, что стало основной причиной конфликта.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
18
Сохранить
Поделиться: