Чего вы все боитесь?
Фото Yutha Yamanaka

Чего вы все боитесь?

Не раз слышал аргумент: атеист более честен в своем нравственном выборе, чем верующий, потому что действует не из страха наказания или в ожидании награды на небесах. Он стремится поступать порядочно, просто потому что так диктует его совесть.

В глаза сразу бросается какая-то странная линейность в представлениях об отношениях человека с Богом. Да, верующие действительно считают, что зло не проходит бесследно, но это не надуманная страшилка наивных людей, а как раз честная фиксация универсальных законов нашего мира: как по законам физики брошенное тело обязательно упадет на землю, так и совершенный грех обязательно принесет вред самому совершившему его человеку. Вот представьте, вам кто-то говорит: «Ты не куришь, потому что боишься заработать рак легких». Ну да, боюсь, а что в этом плохого? Понимаете, это другой страх, это не трусость, это желание сохранить организм здоровым.

А действительно проблемным мне здесь видится другой вопрос:
возможна ли вообще нравственность вне религии? Да, но она может быть только договорной, то есть нам нужно договориться, что мы считаем приемлемым, а что неприемлемым. И кроме договора, никаких других оснований у безрелигиозной нравственности, на мой взгляд, быть не может. Даже серьезные атеисты, в том числе профессиональные философы, с которыми я эту тему обсуждал, с этим согласны.

К примеру, мы договариваемся: давайте наложим табу на убийство. Почему? Потому что, если этого не сделать, я теоретически могу оказаться слабее и меня — по праву сильного — кто-то может убить, а я не хочу, чтобы меня убили. И это единственное и достаточное основание, чтобы это правило принять, никакого другого — положительного — основания нет.

Между тем изначально вся ценностная система во всех древних культурах была связана с религией. Никакого иного основания у нравственности не было, оно было просто излишне. И эти глубинные, если хотите, онтологические положительные основания — даже если вам это не нравится, они все равно существуют. И для верующего человека, в его системе координат, здесь нет проблемы: он понимает, что не он является источником этой нравственной системы, он может только следовать ей или нет. Для него это так же очевидно, как то, что Бог сотворил этот мир.

Договорные же основания намного более подвижны, и, как мне представляется, сами провоцируют нарушать условия этого договора. В самом деле, когда человек боится нарушить условие? Когда ему может за это «прилететь». Почему человек нарушает «конвенцию»? Видимо, он испытывает в этом острую нужду и надеется, что не будет за это отвечать, что ничего «не прилетит». А в религиозной системе координат ты понимаешь: есть Высший суд, и отвечать придется обязательно.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (35 голосов, средняя: 4,63 из 5)
Загрузка...
2 ноября 2020
Поделиться:

  • Алексей
    Алексей2 дня назадОтветить

    Марина, здравствуйте! Святитель Димитрий Ростовский( вроде он) говорил:
    "Работающий Богу ради царствия небесного состоит как бы в чине наемника, работает как бы за плату, чтобы в награду получить царство небесное; работающий Богу из страха мучений - состоит в чине раба, который творит доброе, страшась, что будет наказан; работающий Богу ради самой любви Божией - состоит в чине сына, который ни воздаяния не ищет, ни мук не боится, ибо совершенная любовь изгоняет страх вон, любит же Отца ради самой любви к Отцу и ни в чем не преступает Его воли".
    Разные люди ищут разной мотивации, многое мнение частное, но я, лично, считаю, что, если Вы, делаете добро из любви к Богу, к семье, людям - то это лучше, чем если Вы делаете добро из страха мук.

  • Оля
    Оля1 неделя назадОтветить

    Вы правы, и да, есть-конституция, а надежда на то,что в самом крайнем случае можно попросить прощение.Все остальное субьективно

  • Марина
    Марина2 недели назадОтветить

    Я раньше была атеисткой. Теперь я верю в Бога, крещена, но практически правильно будет сказать не воцерковлена по-настоящему. И вот что скажу: мотивация поступать хорошо/правильно у меня практически почти не изменилась при переходе из атеизма к вере.
    Эта мотивация у меня лично - совершенно не боязнь воздаяния, прямо вот от слова "совсем". Что тогда, что сейчас.
    И да, меня несколько коробит, когда люди верующие говорят, что они поступают хорошо потому, как боятся наказания от Бога или для того, чтобы спастись в жизнь вечную. Поэтому наверное я однажды прямо "в лоб" спросила одного священника- иеромонаха о том, что разве он не стал бы стараться поступать всегда правильно, если бы точно знал, что вот ему лично спасения не будет на все 100%. И он мне ответил, что нет, тогда он поступать правильно не стал бы.
    Я знаю, что не мне его судить. Знаю, что эта точка зрения - она его личная, а вовсе не всей Церкви. Но мне все равно было услышать это ... как-то болезненно что-ли? Будто бы эта его позиция каким-то странным образом меня чуть-чуть ранила.
    Такая вот история. К сказанному хочу добавить еще следующее: у меня не очень идут дела с воцерковлением, потому как я все время слышу от людей воцерковленных, что главное для верующего это стремится к спасению и что вся церковная жизнь направлена именно на достижение спасения. А для меня это как бы вообще ... не цель? В том смысле, что конечно обрести спасение в итоге было бы неплохо, но я по-серьезному на него не рассчитываю, ибо "по делам вашим" не заслуживаю, а "по милости Божьей" - ну кто ж на подарки-то рассчитывает? Будут они - отлично, не будут - значит не будут.
    Вот и не складывается у меня пока с церковной жизнью?

  • Наталья
    Наталья2 недели назадОтветить

    Когда я спросила тех, кто строит храм в поселке Кобралово:
    - Чего Вы так боитесь?
    Я спросила потому что женщина, которая конопатит стены этого храма, меня испугалась! Меня!? Она мне с истерикой какой-то заявила:
    - Что! Пойдёте в администрацию жаловаться?
    Согласитесь, это похоже на паранойю. Я не знаю, как разговаривать с такими людьми.
    Я говорю, что я в Бога верю, и я не боюсь тех, кто просто спрашивает меня про то, что я делаю в конкретный момент. А эти люди боятся, или ненавидят тех, кто к ним приближается. Такое у меня создалось впечатление. У меня инвалидность по зрению и без разговоров я не могу обойтись. Я даже по лицам не могу различать людей! А мне говорят, что "очки с просветлённой оптикой нормальные люди не носят" здесь в посёлке. Они нормальные вообще? Или это секта такая?

  • Catilina
    Catilina1 месяц назадОтветить

    Денис. Чем на других пенять, меняйтесь сами, и тысячи вокруг Вас полюбят Православие, согретые Вашей к ним любовью, лучше деятельно работать над собой, чем причитать над тяжелой долюшкой РПЦ, в которой нет любви к ближнему.

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Catilina, я не праведник, но и худший среди грешников. Таких, как я, в РПЦ десять на дюжину, в чём и беда.

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Кузнецов Михаил, верит в Бога (является монотеистами) две трети человечества. Среди монотеистов христиан половина, среди христиан лишь каждый десятый православный, а среди православных лишь половина верующие РПЦ. Следовательно множество верующих РПЦ - это лишь одно из третьестепенных подмножеств среди верующих в Бога.

    • Игорь Цуканов
      Игорь Цуканов1 месяц назадОтветить

      Едва ли количество здесь является определяющим. Христос назвал верующих в Него "малым стадом", и в самом деле - из огромного числа окружавших Его верующих иудеев лишь несколько десятков человек стали Его последователями.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      И что это доказывает?

  • Catilina
    Catilina1 месяц назадОтветить

    Наталии, так неудобно было читать о Ваших ... кхм кхм... сложных взаимоотношениях с В.Л. Даже мыслишки игривенькие такие полезли: "Да он видать дядька ничего себе еще, если тетки на нем он-лайн гроздями висят, фавн эдакий" и пр. ЗАЧЕМ Вам понадобилась эта публичность на православном сайте.. другого места нет для выяснений ваших сложностей?

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё