«Церковь навязывает людям чувство вины» — что можно ответить на этот упрек?
«Церковь навязывает людям чувство вины» — что можно ответить на этот упрек?

«Церковь навязывает людям чувство вины» — что можно ответить на этот упрек?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«В место того чтобы давать людям свободу, вы навязываете им чувство вины». Такой упрек нередко можно услышать в адрес Церкви от ее критиков. Что на это можно ответить?

Как-то польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси в интервью нашему журналу сказал: «Грех и чувство вины — это важный элемент освобождения человека: без осознания своей греховности человек не может быть по-настоящему свободным». Действительно, в светском мире свобода часто понимается лишь как свобода выбора: я волен выбирать профессию, жену, в какой институт поступать, какую книжку читать и читать ли вообще, курить или не курить. Христианство же говорит о более фундаментальной свободе — о свободе от зла и греха. При этом у него нет цели навязать человеку чувство греховности или вины, оно лишь предельно реалистично констатирует: настоящая причина несвободы не вне, а внутри нас. Чувство вины потому так и важно в христианском мироощущении, что оно, как компас, указывает на этот внутренний сбой, закрывающий нам доступ ко всему подлинному — от свободы до счастья.

Человек находится в падшем состоянии, и вселенская трагедия, описанная в книге Бытие, — не история жизни одного семейства. Это рассказ о перемене отношений между Богом и человечеством, хоть оно тогда и состояло всего лишь из Адама и жены. Эта катастрофа, следствием которой стала невозможность людей далее пребывать в единстве с Богом, и родила в нас чувство вины и тоску по потерянному раю, из которых в значительной степени выросла вся наша культура.

Некоторые ученые разделяют культуру вины и культуру стыда. Яркий пример культуры стыда — это Греция периода архаики, хотя в каком-то смысле и классического периода тоже: для человека этой культуры важным является мнение общества, и он из стыда перед ним совершает или не совершает какие-то поступки. А вот христианство — пример культуры вины, когда камертоном, определяющим, что правильно, а что неправильно, является твое внутреннее чувство. Мы называем его совестью. Это голос Бога в человеке, позволяющий нам вслед за апостолом Павлом говорить: для меня очень мало значит, как судят обо мне другие люди, я и сам себя не сужу, ибо мне судья — Христос (1 Кор 4:3–4). Но именно понимание того, что Судья — Христос, рождает чувство вины, а оно, как ни парадоксально, позволяет освободиться. Потому что, если не чувствуешь вины, не понимаешь, от чего и для чего тебе освобождаться.

Употребляя термин «культура вины» по отношению к христианству, не стоит думать, что вина — это и есть содержание веры христиан. Нет, как раз через осознание вины и борьбу с последствиями эдемской катастрофы в себе самом христианин призван выйти к радости, ощущению полноты и свободы бытия. Иначе получится как у Льва Толстого, который переиначил Евангелие, и там у него много всего про вину людей перед «замечательным человеком», который учил добру и любви, но практически нет ничего про изменение, про спасение, про радость.

В Нагорной проповеди Христос дает нам заповеди блаженства. И мне кажется важным напомнить, что один из вариантов перевода евангельского слова «блаженны» на русский язык — «счастливы». Бог заповедует нам стать счастливыми, а значит, и по-настоящему свободными. Христианство — не про вину. Оно — про воскресение и радость жизни с Богом.

Читайте также:

Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому? Отвечает Константин Ольховой, врач-психиатр, психотерапевт

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (29 голосов, средняя: 4,55 из 5)
Загрузка...
1 сентября 2021
Поделиться:

  • Рихард
    Рихард1 неделя назадОтветить

    Церковь, ко всему прочему, учит вымаливать прощение, точно нищему, но не учит прощение даровать.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 неделя назадОтветить

      Почему Вы так считаете?

  • Марина
    Марина2 недели назадОтветить

    Хорошая статья. Правда, лично я никогда не ставила в параллель веру в Бога и чувство вины. На мой взгляд, чувство вины - это нормальная ественная реакция воспитанного человека, которому объяснили в детстве что хорошо, что плохо, что порядочно, что не порядочно. Если ты повела себя безответственно, если ты поленилась, если ты проявила грубость и нездержанность по отношению к кому-то, если ты прикрываешься ложью, за это становится стыдно, за такое своë поведение ты испытываешь чувство вины. И это правильно. Именно так и должно быть. Чувство вины не привязано к какой-то мировой религии. Можно быть атеистом, но родиться и воспитываться в семье, где в обиходе было понятие "совесть".
    То, что касается высказывания в комментариях "христианство - это религия рабов", то его я, наверное, никогда не смогу понять, так как не могу его прочувствовать. Для меня православное христианство - это невероятно демократичная для мирян религия, потому что следование ей строится на осознанном нравственном выборе и не в коем случае не в насилии над собой. Ведь мы приходим к пониманию Его заповедей блаженства тогда, когда к этому готовы, а не от страха. И чем больше тянешься душой к Богу, тем больше ощущаешь свободы. Это действительно так. Я это почувствовала на себе. С Богом спокойней, тише на сердце и очень свободно от этого. Абсолютная уверенность в Его присутствии в своей жизни, в Его доброй воле по устройству этой жизни освобождает от тревоги и беспокойства. Да и вообще, чем нравственней, тем свободней, тем уверенней и гармоничней. Это ощущаешь внутри себя.

  • Catilina
    Catilina2 недели назадОтветить

    Денис, поскольку наши представления о Боге также сильно расходятся в ключевых моментах, то мне было бы чрезвычайно нежелательно приобретать Ваши представления о любви к ближнему.

  • Лев
    Лев2 недели назадОтветить

    "Демон" Лермонтова: " На беззаботную семью... божья кара". За что? В чем провинилась Тамара? В христианстве все люди со дня рождения греховны и рабы божьи. Свобода воли - сказочка для дураков - способ оправдать Бога, допускающего, чтобы его создания по его образу и подобию творили преступления, невозможные в животном мире. Христианство, как и иудейство отвратительная религия - религия рабов.

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Catilina, вот опять занялись домысливанием насчёт моей кошки и ошиблись касательно стерилизации. Подумайте, может вы и насчёт меня в чём-то ошибаетесь? Дай вам Бог любви к ближним!

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Владимир (другой), в России есть по-несколько равновеликих мусульманских и буддистских религиозных организаций. Так похоже конкуренция им на пользу, если не верите, то посмотрите какая рождаемость в исторически мусульманских и исторически буддистских регионах России.

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)2 недели назадОтветить

      О чём говорит рождаемость? Да ни о чём. Среди кого в I веке рождаемость была выше - среди христиан или среди язычников? И язычники гнали и убивали нас, но наша вера всего за три столетия их победила.
      И тут к месту те же слова про "малое стадо".

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Владимир (другой), исследовал обвинения насчёт фейковости одобрения всеобщего спасения святым Исааком Сириным. За верность перевода ручается сам митрополит Илларион, глава ОВЦС РПЦ.
    Благодарю за поддержку насчёт кошки!

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)2 недели назадОтветить

      Денис, а кто ручается за верность слов митрополита Илариона? Которого и так с разных сторон обвиняют в ереси, как и профессора Осипова? Что 2-й том творений Исаака Сирина - фейк, доказать легко, и самое простое доказательство - он не сходится с 1-м!

      А насчёт "все спасутся" - это уже не Православная Церковь, которая осудила такое мнение как ересь, так как Сам Христос в Евангелии говорил, что хотел бы спасти всех, но спасутся не все.

Загрузить больше комментариев