Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — №1(201) – 2020.
1-я страница обложки: Ночное звездное небо над темным еловым лесом. Снизу в высоту поднимается святящийся облачный столб, постепенно растворяющийся в небесах. Надпись, отмеченная изображением Рождественского вертепа и Вифлеемской звезды: ЗА ВАМИ ПРИШЛИ. В нижней части обложки пояснение: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ ОТКРЫТ.
Пролог:
(на заставке фото Натальи Фаустовой)
Дмитрий Мишутин. «За половину укатилось мое лето...». Стихотворение// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Даты месяца:
Даты месяца: январь// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:
2 января. День памяти святого Иоанна Кронштадтского. [Цитата святого: «Ближнего надо еще более любить, когда он согрешает против Бога или против нас...»]. Ил.: Фотопортрет святого Иоанна Кронштадтского. - С.4;
25 января. Татьянин день. [В этот день также отмечается 25-летие возрождения храма мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова. В прошлом году на фасаде храма были установлены памятные доски с именами святых, учившихся или преподававших в МГУ. На досках увековечены имена 20 святых — все они принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской]. Ил.: Храм мученицы Татианы и памятные доски. Фото Александра Гаврилова. - С.4;
19 января. Крещение Господне. [Митрополит Сурожский Антоний: «Когда Христос вышел из вод Иордана, Он оставался тем же безгрешным Спасителем Христом, каким Он был, когда в них погрузился, но Он нес на Себе всю тяжесть тысячелетней истории человеческого греха...»]. Ил.: Крещение Господне. Михаил Нестеров, Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве. 1890-1894. - С.4;
7 января. Рождество Христово. [Патриарх Кирилл. Из рождественского интервью телеканалу «Россия», 2019: «Замечательные слова есть в Священном Писании: свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Свет Рождества, то есть тот свет, который пришел в мир через рождение Господа и Спасителя нашего. Какие только силы не работали на протяжении этих двух тысяч лет, чтобы этот свет заглушить! Перечислять невозможно, а он светит!..»]. Ил.: Рождество Христово. Миниатюра из Минология Василия II. 985; Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. - С.4-5.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. Год с детьми. [По традиции в рождественском номере главный редактор «Фомы» вспоминает самые яркие за прошедший год диалоги со своими детьми — Аней, Лизой, Ромой]. Фото из семейного архива// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.6-9. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
Интервью номера:
Алексей Савватеев. «Моя цель — заставить как можно больше людей сомневаться». Главный популяризатор математики в России о чудесах, теории игр и алкоголе. [Миллионы просмотров на YouTube, сотни собирающих аншлаги лекций и семинаров ежегодно — Алексей Савватеев способен вернуть интерес к математике даже тем, кто постарался забыть о ней после школы как о страшном сне. Его книга «Математика для гуманитариев» попала в шорт-лист премии «Просветитель-2018». А еще он православный человек, у которого осознанный путь в Церковь растянулся на долгие годы]. Беседовал Кирилл Баглай. Фото Александра Гаврилова. Рисунки Марии Сосниной// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.10-15. - (рубрика «Интервью номера»). - В конце публикации: «Задача по математике для читателей «Фомы» от Алексея Савватеева». Имеется QR-код, просканировав который с помощью смартфона, можно просмотреть видео с решением задачи (С.15).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает актер и режиссер Александр Назаров// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Вопрос номера. Как построить личные отношения с Богом?:
Как построить личные отношения с Богом? Письмо читателя / Инна. Отвечает протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Беседовала Дарья Баринова. Photo by Ben White on Unsplash; Фото протоиерея Игоря Пчелинцева; Photo Jeremy-Bishor-on-Unsplash; Photo by Pedro Lastra on-Unsplash// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.16-23. - (рубрика «Вопрос номера»).
ВЕРА (раздел). – С.24-43.
Школа «Фомы». Праздник:
Икона праздника Рождества Христова. [Инфографика]. Иконописец: предположительно преподобный Андрей (Рублев); Дата создания: около 1405 года; Где находится: праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; Сюжет: Рождество Христово: Рождество — двунадесятый церковный праздник, дата празднования — 7 января; Икона праздника Рождества Христова с пояснениями (В центре иконы - Богородица; Младенец Христос в вертепе; Поклонение Ангелов; О поклонении Младенцу Христу волхвов; Пастухи; Праведный Иосиф; Омовение младенца Христа; Рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды). Ил.: Вифлеемская звезда; Благовещенский собор Московского Кремля; Младенец Христос в вертепе (фрагмент иконы); Покровец — тканевый плат, которым покрывают главную Агничную просфору во время Божественной литургии; Богородица у Креста; Икона праздника Рождества Христова. XV в.// Фома. – №1(201) — январь 2020. – С.24-25. – (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Праздник»).
Пять рождественских посланий Патриархов 20 века. [Революция и война, послабления в государственном гнете и воинствующий атеизм, распад Советского Союза и восстановление церковной жизни — все это отражалось в Патриарших рождественских посланиях — ежегодных обращениях Святейших Патриархов Московских и всея Руси ко всем Православным верующим. «Фома» отобрал пять лет и пять посланий Патриархов ХХ века]. Подготовили Наталья Харпалева и Марина Борисова// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.26-33. - (раздел «Вера»). - Каждую из пяти хронологических частей публикации составили рубрики: Что происходит в стране; Кто на Патриаршем престоле; О чем говорит в рождественском послании. Представлены исторические даты:
1919 год. Ил.: Воспитанники детских садов на [антирелигиозном] митинге. 1920-е гг.; Святейший Патриарх Тихон среди прихожан во время посещения одной из церквей. Ярославль, 1918. Документальные фото. - С.28;
1942 год. Ил.: Раненые бойцы в госпитале Александро-Невской лавры. 1942; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.29;
1946 год. Ил.: Строительство здания Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. 1950-е гг.; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.30;
1972 год. Ил.: Строительство БАМ. 1970-е гг.; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 1972. - С.31;
1991 год. Ил.: Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского по пути в Дивеевский монастырь. Подмосковье, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/ Фотохроника ТАСС; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2007; Патриарх Алексий II встречает мощи преподобного Серафима Саровского у стен Дивеевского монастыря. 30 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/ Фотохроника ТАСС. - С.32-33.
Патриарх Кирилл. Господь никого не отвергает. Из «Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 2020 год. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.34-35. - (раздел «Вера»).
Новомученики:
Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Преподобномученик Пафнутий (Костин). 1866-19.01.1938. Ил.: Справка из материалов следственного дела преподобномученика Пафнутия; Предтечинский скит Оптинской пустыни в советские годы. Фото// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.36-37. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец благословил его идти в монастырь. Не так далеко от места, где жила семья Костиных, была Оптина пустынь. Поступив туда, Борис 5 августа 1900 года был пострижен в монашество с именем Пафнутий, 23 августа 1904 года был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года — в иеромонаха. Во время Первой мировой войны иеромонах Пафнутий был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского военного округа, где прослужил до прекращения военных действий. Вернувшись в обитель, он служил в ней до ее закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря поселился в деревне Сосенка Козельского района и стал совершать требы по просьбе крестьян. В это время ему исполнилось пятьдесят семь лет, и около десяти лет он в таком качестве служил своей пастве. В 1937 году иеромонах Пафнутий, уже сильно больной, посетил свою родину. Сотрудники НКВД заинтересовались приехавшим, стали расспрашивать о нем соседей, и по всему было видно, что сведения собираются для его ареста. Дожить до мирной кончины в родных когда-то местах отцу Пафнутию было не суждено. Не дожидаясь ареста, он вернулся в деревню Сосенка. Здесь он тяжело заболел и во время болезни 13 декабря 1937 года был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они вместе с отцом Пафнутием были объявлены участниками контрреволюционной организации и обвинялись в антисоветской агитации. 16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. В дальнейшем в тройку УНКВД по Смоленской области были переданы материалы дела лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года он был приговорен к расстрелу. Остальные обвиняемые, найдя, вероятно, возможность договориться со следователями, были в феврале 1938 года из-под стражи освобождены. Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян рано утром в день празднования Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.
Священник Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма Святой Анны в Оук-Ридж, штат Теннесси, США. Это Рождество будет для вас последним.[«Христианская жизнь, наша жизнь во Христе — это эсхатологическая реальность. Ею пронизаны все таинства. Мы принимаем Святое Крещение и входим в пространство, где Смерть и Воскресение Христово — события, происходящие в настоящем. <…> И это отличает нас от тех, кто превратил христианство в «историческую» религию. Для них исторические события Смерти Христа и Его Воскресения — это какая-то сделка, благодаря которой «оплачены» их грехи. А после Воскресения Христова началось время благовествования и ожидания Его Второго Пришествия. И в нем ничего особенно не изменилось: оно по-прежнему линейное, с теми же причинно-следственными связями, что и в языческие времена. Истинной эсхатологии в этой системе координат просто не остается места. А между тем подлинная суть христианской жизни — научиться взаимодействовать с этой эсхатологической реальностью. Мы должны уже сейчас участвовать в жизни того Царства, которому еще только предстоит прийти, уже в настоящем времени приобщаться вечной реальности: умирать для себя, обретая новую жизнь в Царстве Божием, преодолевать страсти, питаясь Хлебом Небесным, и попирать смерть, принимая оправдание и освящение. И да — мы живем в последние времена. Во веки веков»]. Перевела с англ. Анастасия Перова. Photo by NASA on Unsplash и фото Елены Митиной// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.38-41. - (раздел «Вера»).
Говорят, что:
Говорят, что// Фома. - №1(201) – январь 2020. - С.42-43. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Говорят, что если окунуться на Крещение в прорубь, все грехи смываются. На самом деле. - С.42.
Часто спрашивают: подавать или не подавать милостыню нищим, если считаешь, что это не настоящие нищие, а «профессионалы»? Фото Yurij Garmash/Flikr/CC BY 2.0. Отвечаем: - С.42.
Почему в Церкви иногда нельзя фотографировать? Фото Андрея Кирсанова. Потому что. - С.43.
[Ответ священника:]
Почему исповедоваться надо священнику, а не другу, например? / Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.43. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).
ЛЮДИ (раздел). – С.44-61.
Виктория Валикова. «Больно — когда ты не можешь помочь». Зачем врач из России уехала помогать бедным в Гватемалу. Подготовила Анастасия Бавинова. Фото: Александра Федорова; Ирины Брестер; Камиля Айсина; Максима Тарасова// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.44-49. - (раздел «Люди»). - Имеется биографическая справка «Виктория Валикова» (С.48).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает актер и режиссер Александр Назаров// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Викентий Копытков, 14 лет. Дед Мороз в черном. Невыдуманная история. Рисунки Наталии Кондратовой// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.50-54. - (раздел «Люди»).
Реклама: С.55.
Александр Ткаченко. «Один дома»*: что не так с этим фильмом? [Пояснения автора: «Иногда труднее всего бывает увидеть то, что лежит под самым носом. Примерно так получилось у меня с фильмом «Один дома». Много лет я видел в нем все, что угодно, кроме главного смысла этой рождественской сказки. Хотя, смысл ее заботливые авторы (очевидно, как раз для таких, как я) специально вынесли в название фильма. Но чтобы правильно прочитать два этих простых слова, мне понадобилось почти четверть века»]. Ил.: Кадры из фильма// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.56-59. - (раздел «Люди»).
*рождественский комедийный фильм, 1990, США
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает актер и режиссер Александр Назаров// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
У вас будет ребенок:
Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Комитет по социальной защите Псковской области.
Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.60-61. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Саша, видеопаспорт № 24dp, родился в мае 2010 года, Старший из двух братьев. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.60-61.
Тимофей, видеопаспорт № 2ap9, родился в мае 2012 года. Младший брат. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.60-61.
Куда обращаться будущим попечителям Саши и Тимофея (братьев можно забирать в семью только вместе!). – С.61.
Настольные игры для детей
В специальном проекте «Фомы» - пять настольных развивающих игр-самоделок для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Счетчики».
«Счетчики». Об игре рассказывает Татьяна Иостман, педагог, руководитель скаутского отряда «Сполох». Ил.: Школа скорочтения «IQ007», Севастополь. Фото// Фома. - №1(201) - январь 2020. – С.61. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Настольные игры для детей»).
КУЛЬТУРА (раздел). – С.62-89.
Семейное чтение:
Александр Ткаченко. Кто крестил Иисуса Христа * (Читаем вместе с детьми 9+). Ил.: Явление Христа народу (Явление Мессии). Александр Иванов. 1837-1857; Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.62-71. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).
*Более подробно узнать о житии величайшего из пророков можно в книжке «Житие святого Иоанна Крестителя в пересказе для детей» (издательство «Никея», 2016).
Путешествие в Рождество. [Накануне Рождества подписчики «Фомы» в социальных сетях поделились фотографиями, которые объединяет одно настроение — настроение рождественского чуда. В этом номере мы публикуем лишь некоторые кадры, остальные смотрите в нашей группе вКонтакте]// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.72-79. - (раздел «Культура»). Представлены следующие работы:
Поезд Бологое — Осташков. Фото Алексея Задонского. - С.72-73 (заставка к подборке, заголовок см. на С.74);
На рождественской всенощной в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Образцово. Фото Марии Корниловой. - С.74;
Ночь Рождества. Село Горожанка Воронежской области. Фото Владимира Гучкова. - С.74-75;
Рождественская просфора. Печоры, Псково-Печерский монастырь. Фото Екатерины Чернецкой. - С.74-75;
Карелия. В ожидании Рождества! Фото Надежды Еремеевой. - С.76-77;
Урок «События Рождества». Храм Петра, митрополита Московского, Санкт-Петербург. Фото Натальи Соколовой. - С.76-77;
Рождественские каникулы в Подмосковье. Фото Ольги Москаленко. - С.77;
Рождественская смена детского православного лагеря «Изборский Посад» в поселке Комарово Ленинградской области. Фото Натальи Соколовой. - С.78-79;
Вертеп при храме. Село Каргасок Томской области. Фото Сергея Шичанина. - С.78-79;
Ледяные звезды. Фото Юлии Худяковой. - С.79.
Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:
*В новой литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.
Борис Пастернак — о пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет».
Борис Пастернак. Цитата: «По давнишнему убеждению критики, «Гамлет» - трагедия воли. Это правильное определение. Однако в каком смысле понимать его? Безволие было неизвестно в шекспировское время. Этим не интересовались. Облик Гамлета, обрисованный Шекспиром так подробно, очевиден и не вяжется с представлением о слабонервности. По мысли Шекспира, Гамлет — принц крови, ни на минуту не забывающий о своих правах на престол, баловень старого двора и самонадеянный вследствие своей большой одаренности самородок. В совокупности черт, которыми его наделил автор, нет места дряблости, они ее исключают. Скорее напротив, зрителю представляется судить, как велика жертва Гамлета, если при таких видах на будущее он поступается своими выгодами ради высшей цели. С момента появления призрака Гамлет отказывается от себя, чтобы «творить волю пославшего его». «Гамлет» не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения. <…> О монологе «Быть или не быть»: «Это самые трепещущие и безумные строки, когда-либо написанные о тоске неизвестности в преддверии смерти, силою чувства возвышающиеся до горечи Гефсиманской ноты. <...> Все искуплено, омыто и возвеличено не только мыслями монолога, но и жаром и чистотою звенящих в нем слез». Рисунок Марии Арадушкиной// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.80-81 (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).
[Информация о книге]. Автор: Уильям Шекспир (1564-1616) — английский поэт и драматург. Свой творческий путь начал в первом театральном здании Лондона, называвшемся просто «Театр». Затем, в 1599 году, он вошел в число пайщиков театра «Глобус», который открылся шекспировской трагедией «Юлий Цезарь». Шекспир сам играл небольшие роли, самая крупная из которых - Призрак отца Гамлета. Расцвет его творчества как писателя и драматурга пришелся на первое десятилетие XVII века. Около 1612 года он покидает театр «Глобус», переезжает из Лондона в родной Стратфорд, где в 1616 году умирает; История сюжета: Обычно к своим пьесам Шекспир брал уже готовые, созданные предшественниками литературные сюжеты и придавал им новую драматическую обработку. Он углублял характеры персонажей, изменял развитие действия, по-новому объяснял мотивы поведения героев. Так произошло и с «Гамлетом». Источниками сюжета о Гамлете послужили несколько пьес, восходящих к средневековому тексту датского летописца Саксона Грамматика (XII-XIII вв.). Прототипом был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг, где главный герой мстит за смерть отца; Время создания: По мнению большинства шекспироведов «Гамлет» был создан и впервые поставлен на сцене в 1600-1601 годах. Первым исполнителем роли Гамлета стал актер Ричард Бёрбедж; Зачин «Гамлета»: Эльсинор (Дания). Рядом с замком датских монархов солдаты ночных караулов несколько раз видели призрака, как две капли воды похожего на недавно умершего короля. Принц Гамлет решает сам убедиться, что это не выдумка. Призрак отца рассказывает сыну ужасную правду о том, что он был убит во сне родным братом Клавдием, занявшим теперь вместо него трон. Призрак завещает Гамлету восстановить справедливость и отомстить; «Кровавая драма» или философская трагедия? Шекспир использует в «Гамлете» популярный в английском театре эпохи Возрождения жанр так называемой кровавой драмы. Трагедия мести показывала зрителям разного рода коварные злодеяния, ужасы и убийства, что, по сути, во многом было отражением действительности. Оригинальность Шекспира проявлялась в другом. Драматурга больше интересует духовная драма героя. Новость об убийстве отца Гамлет философски рассматривает как закономерность мира, в котором процветает зло. Трагедия Шекспира представляет собой не только изображение общества, пораженного злом, — смысл ее заключается в осознании зла, в стремлении постичь его корни и найти средства борьбы против него; «Быть или не быть?»: Это один из самых известных монологов в мировой драматургии. «Быть или не быть» - значит сделать выбор: сражаться ли против заполнившего мир зла или уклониться от борьбы? Гамлет выбирает «быть», бороться; Интересные факты: Среди них: За перевод «Гамлета» Борис Пастернак взялся в 1940 году. Многие литературоведы считают этот перевод достаточно вольным, однако по сравнению с другими более понятным и близким современному читателю. Образ Гамлета оказывается важным для понимания творчества Пастернака и, в частности, его романа «Доктор Живаго», в поэтическом приложении которого в первом ряду стоит стихотворение «Гамлет» - несомненный поэтический поклон русского писателя ХХ века английскому драматургу и его герою. Подготовила Ася Занегина; Ил.: Уильям Шекспир. Гравюра Мартина Друшаута, 1623; Первый исполнитель роли Гамлета — актер Ричард Бёрбедж. Портрет; Театр «Глобус» в Лондоне; Сцена из спектакля «Гамлет» в театре на Таганке (реж. Ю. Любимов), в роли Гамлета — Владимир Высоцкий// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.82-83 (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).
[У.] Шекспир. Монолог Гамлета. Акт III, сцена первая («Быть или не быть, вот в чем вопрос...»). [Перевод Б. Пастернака; Б.] Пастернак. Гамлет («Гул затих. Я вышел на подмостки...»). 1946// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.84-85. - (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).
Строфы
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Александр Тимофеевский. Над Божьим миром. Подборка стихотворений (Рождество /«Когда вошли в пещеру гости…»/; «Когда я был самим собою...»; «Я последний в отделенье...»; «Как труден путь к вершине мастерства...»; «1. Уснуло всё, уснуло всё на свете... 2. Ты выйдешь в лес с рассветом ранним...»; «Мне прошлого не нужно никакого...»; «Я лесом шел вдоль колеи...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Натальи Дьяковой. Рисунок Романа Макагонова// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Что читать:
Представлены и отрецензированы издания:
Михаил Калашников. «Я создавал оружие для защиты своей страны» / Автор составитель Николай (Погребняк), епископ Балашихинский. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. - 184 с.: ил. - (На путях веры) / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Может ли изобретатель оружия стать главным героем книги, написанной православным пастырем? Вспомним, однако, как другой православный пастырь, преподобный Сергий Радонежский, благословил князя Дмитрия Донского на битву и укрепил ряды русского воинства двумя монахами-ратниками, Александром Пересветом и Андреем Ослябей. Защита Родины — святое дело, именно об этом всегда помнил Михаил Тимофеевич Калашников. Он создал оружие — свой знаменитый автомат — не для смерти, а для защиты жизни: «Для меня самое дорогое, когда люди говорят: ваше оружие спасло мне жизнь!» Книга читается с напряженным вниманием. Это история гениального изобретателя, но это и типичная история ровесника советской власти, который вместе со всей страной хлебнул лиха. Дружная, работящая, глубоко верующая семья, раскулачивание, борьба за жизнь, страсть к учебе и изобретательству, армия, война, окружение, тяжелое ранение, первые, почти кустарные, опыты по конструированию такого оружия, которое эффективно давало бы отпор фашистам («Все жили одной думой: сделать все, чтобы быстрее разгромить врага» - в книге много ссылок на мемуары самого М. Т. Калашникова). Незадолго до кончины Калашников принес покаяние «за участие в создании огнестрельного оружия, от которого погибали и погибают люди». Он активно участвовал в возрождении храма своего небесного покровителя — Михаило-Архангельского собора в Ижевске, был его прихожанином. Кстати, Архангел Михаил — покровитель воинства...
Снеговики и Новый год: новые сказки и стихи новых писателей. Редактор-составитель Л. Яковлев. - М.: Октопус, 2020. - 64 с.: ил. / Представляет Виталий Каплан// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Это сборник стихов и сказок тех, кто на обложке загадочно названы «новыми писателями». Они действительно новые — это дети возрастом от 10 до 16 лет, участники лаборатории по работе с литературно одаренными детьми и подростками при Центральной детской библиотеке им. А. П. Гайдара (Москва). Причем для некоторых из юных авторов эта книга стала даже не первой публикацией. То, что авторы — дети, вовсе не означает, что литературное качество этих текстов уступает работам взрослых писателей и поэтов. Дети вполне «держат» планку, и более того, их произведения зачастую выглядят гораздо более живо, чем попытки маститых авторов имитировать детское творчество. Дети, конечно, писали что хотели и как хотели — единственное граничное условие было «снеговики и/или Новый год». Это могли быть стихи, сказки, реалистические рассказы, фантастика... Для руководителя лаборатории, писателя и драматурга Льва Яковлева, который стал и составителем книги, важен был прежде всего художественный уровень детских работ. И это действительно были работы, а не случайные всплески вдохновения, детям приходилось по-взрослому работать над текстом, редактировать стиль, искать более интересные, неожиданные сюжетные повороты, отбрасывать банальные ходы. В итоге получилась живая, веселая (а порой и грустная) книга, которая безусловно станет отличным подарком детям 6-12 лет. А кого-то из юных читателей она сможет побудить к собственному литературному творчеству.
Далия Трускиновская. Единственные. - М.: Книма (ИП Бреге Е.В.), 2015. - 432 с. / Представляет Виталий Каплан// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
«Единственные» вышли несколько лет назад крошечным тиражом в небольшом издательстве фантастики и оказались невостребованными массовым читателем. Между тем перед нами роман одновременно и глубоко психологический, и исторический, и даже духовный. На внешнем плане это история нескольких женщин из провинциального советского города. Личная жизнь ни у одной из них не сложилась, все несчастны, а причина этого фатального отсутствия счастья — исключительно в них самих. Взрослея, вступая в отношения, героини вольно или невольно копируют модели поведения, сложившиеся в родительских семьях на основе обывательских представлений о приличиях, и их любовь — к мужчине, к детям, к родителям — приобретает нездоровый характер. Разворачивается это сложное переплетение судеб на фоне последних десятилетий нашей истории. Застой, перестройка, развал СССР, рыночная экономика, нищета, безработица, бандиты, новые возможности, общество потребления — всё это показано ярко, точно. Поэтому «Единственных» можно причислить и к жанру исторического романа. Причем довольно редкому его подвиду — основанному на недавней истории (замечу, что Далия Трускиновская известна именно как писатель-фантаст и исторический романист). И, наконец, этот роман духовный. Наряду с героями-людьми в нем присутствуют и герои-демоны, этих людей тонко искушающие (и здесь можно провести явные параллели с «Письмами Баламута» Клайва С. Льюиса). Православный читатель, конечно, поймет, что к чему.
Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.
Реклама: С.92-95.
Вопросы о церковном искусстве:
Могут ли святые на иконах улыбаться или плакать? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Что изображено на иконе Крещения Господня? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Крещение Господне. Икона// Фома. - №1(201) – январь 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Реклама: С.97.
Эпилог:
3 вопроса о «Фоме». Отвечает актер и режиссер Александр Назаров. Фото Александры Торгушниковой// Фома. - №1(201) — январь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).
- Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Наиболее интересной показалась история про двух девушек из Уфы («Больно — когда ты не можешь помочь», с. 44), которые своими силами организовали строительство клиники для местных жителей в Гватемале. Также мне, как киношнику, любопытным показался анализ Александра Ткаченко фильма «Один дома» (с. 56). Его прочтение смысла фильма оказалось неожиданным и очень интересным.
- Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Посоветовал бы прочесть интервью математика Алексея Савватеева (с.10). В этой беседе доказывается, что даже «проповедуя математику», можно жить с Богом. Мне кажется, что этот материал будет очень полезен тем, кто еще находится на пути к вере.
- О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Я вернусь к первому вопросу: мне хочется больше читать о современных подвижниках — о людях, которые совершают поступки во славу Божию сегодня, в современном мире.
4-я страница обложки: Реклама: Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют - ДЕТСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ. «ВОПРОСЫ ВЕРЫ И ФОМЫ, ИЛИ ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ». Программы: «Рождество Христово»; «Святки»; «Крещение Господне» (дается краткая аннотация и QR-код - ссылка на каждую из этих программ). Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте DETI.RADIOVERA.RU