1-я страница обложки: На белом фоне - падающая с белого блюдца чашка, из которой выплескивается чай (фото Lori.ru). Внизу надписи: ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОЙМАТЬ СМЫСЛ; ТЕОРИЯ ГРЕХА: ЧТО НАДО ПОНЯТЬ, ПОКА ЖИЗНЬ НЕ РАЗБИЛАСЬ. См. материалы рубрики «Вопрос номера: С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?»  (С.18-25).

Пролог:

Новелла Матвеева. «В лощинах снег, слоистый, как слюда...».Стихотворение// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: февраль// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

9 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. [Первое из четырех воскресений («недель») подготовки к Великому посту, который начнется 2 марта. На богослужении в этот день  звучат песнопения, связанные с притчей о      мытаре и фарисее. Через эти богослужебные тексты Церковь напоминает,          что для спасения недостаточно одних только внешне праведных поступков — без искреннего смирения, покаяния и любви к ближнему спастись не может даже усердный делатель праведности]. Ил.: Притча о мытаре и фарисее. Книжная миниатюра. XII в. - С.4;

24 февраля. Начало сырной седмицы.[Сырная седмица — последняя         неделя перед Великим постом. Про эту седмицу в богослужении          говорится:  «преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое   предчувствие поста, седмица предочистительная». Уже начиная с вечерни во вторник, в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина]. - С.4;

15 февраля. Сретение Господне. [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Так они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча».  Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец        Симеон. Предание говорит, что он, переводя строчку из книги пророка          Исаии се Дева во чреве приимет и родит Сына, усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина». Тогда          ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя]. Ил.: Сретение (Симеон и Иисус). А. Шишкин. 2012. - С.4;

1 февраля. День интронизации Патриарха Кирилла. [Патриарх Кирилл. Из слова после молебна  в Казанском соборе Волгограда, 3 февраля 2014       года: «Всякий раз, когда мы отдаем себя  любым способом — проявляя к кому-то внимание, заботясь материально, отдавая свою кровь или жертвуя собственной жизнью, - мы являем подлинную любовь, потому что  любовь всегда связана с жертвой. Господь взошел на Голгофу именно потому, что Он любил людей. Он призвал нас к любви, а у любви нет предела, даже смерть не является пределом любви, и верим, что каждый      человек, который живет по закону, живет по закону  Божиему и получит от Бога воздаяние и в этой жизни, и в жизни будущей». Фото предоставлено пресс-службой  Патриарха Московского и всея Руси. - С.5;

6 февраля. День памяти святой блаженной Ксении Петербургской. [Несколько лет назад в фондах Эрмитажа найден единственный,     возможно, прижизненный портрет блаженной Ксении Петербургской. Небольшое полотно поступило в Эрмитаж из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея, в который картину в 1930 году привез со Смоленского кладбища собиратель Федор Морозов. Именно он, доставив картину в Русский музей, задокументировал ее как портрет блаженной Ксении Петербургской. Выяснилось, что полотно было создано в конце XVIII или в самом начале XIX века, что соответствует времени жизни святой Ксении]. Ил.: Портрет Ксении Петербургской. Конец  XVIII — начало  XIX века. Эрмитаж. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. До боли человеческое. [«...Цивилизация развивается, границы знания о мире все шире и шире, и только границы “человеческого, слишком человеческого”, пользуясь формулой Ницше, нам по-прежнему труднее всего преодолеть. Любому атеисту достаточно было бы чуть глубже вникнуть в суть христианства своим умом, а не электрическими приборами, чтобы понять — для верующего процесс богопознания начинается с парадоксального признания: Бог настолько Иной, что мы не можем себе Его представить. Все, что мы знаем о Боге, - это то, что Он Сам готов нам о Себе сказать. Бог же, с которым спорят атеисты, - это всего лишь то представление о Нем, которое доступно нашему разуму. А иногда разумом и порождено. <…>  Но, думается, с атеистов в вопросах богопознания спрос все же небольшой. Гораздо тревожнее выглядит ситуация, когда мы, верующие, пытаемся свое “слишком человеческое” представление о Боге, правде и справедливости транслировать как истину в последней инстанции, а тех, кто с нами не согласен, обвинять в страшных пороках, вплоть до вероотступничества. Видимо, слишком неудобной для нас становится порой во время борьбы за истину — какой она нам видится — мысль о том, что мы находимся лишь на пути познания Бога и путь этот пролегает совсем не по полям идеологических сражений...»]. Фото свящ. Игоря Палкина// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Интервью номера:

Архимандрит Симеон (Томачинский). Сегодня нужно заново рассказывать людям, кто такой ХРИСТОС. [Мир забыл о Христе. И верующим нужно говорить с этим миром так, как если бы евангельская история была полностью вычеркнута из его памяти. Звучит радикально? Но при всей полемической заостренности данных тезисов именно из них архимандрит Симеон (Томачинский), ректор Курской духовной семинарии, предлагает исходить при поиске ответа на вопрос, как христианам проповедовать Евангелие и действовать в XXI веке. Это интервью отца Симеона продолжает разговор о современном богословии, который был открыт беседой с Андреем Шишковым в июньском номере «Фомы» за 2019 год*]. Беседовал Игорь Цуканов. Фото: Александра Гаврилова; Владимира Ештокина; Иветты Павловой, Сергея Коляскина, Ирины Коноваловой// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.8-17. - (рубрика «Интервью номера»). - На врезках к материалу публикуются дополняющие текст яркие цитаты. Авторы: Сергей Фудель (С.11); Блаженный Августин (С.12); Фазиль Искандер (С.15); Митрополит Сурожский Антоний (С.16).

*Андрей Шишков: «Разговор с Богом — это всегда риск». Зачем верующим думать, если святые отцы уже все за них объяснили. Беседовал Игорь Цуканов// Фома. - №6(194) — июнь 2019. - С.8-17. - (рубрика «Интервью номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель Дмитрий Емец// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Вопрос номера. С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?:

С какой стати мне расплачиваться за мои грехи? Письмо читателя / Сергей, Уфа. Отвечает Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.18-23. - (рубрика «Вопрос номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель Дмитрий Емец// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Патриарх Кирилл. Болезнь — это наказание за грех? Из слова в Неделю 2-ю Великого поста в Покровском Хотькове монастыре, 11 марта 2012 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Исцеление расслабленного в Капернауме. Е. Черкасова// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.24-25. - (рубрика «Вопрос номера»).

ВЕРА(раздел). – С.26-41.

Школа «Фомы». Именины:

Никита. [Инфографика]. Значение имени: происходит от греческого ... — победитель; День памяти: 13 февраля; Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский: Жил во второй половине XI века. Был одним из первых пострижеников Киево-Печерской обители. В юности стремился к отшельнической жизни, просился уйти в затвор. Но не получил благословения от игумена монастыря. Ослушавшись настоятеля, впал в прелесть, был искушаем бесом. Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усердно молиться о нем и в конце-концов изгнали из юного подвижника беса. Сам инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику. Со временем Никита стал священником, а в 1096 году его возвели в епископы и назначили в Великий Новгород. Трудами святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов. Его же стараниями был создан Антониев монастырь. Ров  для фундамента нового монастырского храма  в честь Рождества Богородицы святитель копал собственными руками. Новгородской епархией управлял 13 лет и мирно скончался 31 января (по новому стилю - 13 февраля) 1109 года. Подготовил Игорь ЦукановДругие святые и известные люди с именем Никита: Великомученик Никита Готский (IV век). Родился и жил на берегах Дуная. Еще до крещения стал свидетелем чудесного обретения иконы Божией Матери, позже получившей название «Новоникитская». Уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита усердно трудился над распространением христианства в своей земле, чем вызвал ненависть язычников. Они схватили его, истязали и конце концов сожгли. Погребен в Киликии (ныне юго-восточная Турция).  День памяти: 28 сентября.  Преподобный Никита Столпник (XII век) — В молодости был сборщиком податей и налогов в Переславле-Залесском, беспощадно  выколачивал из людей последнее. Позже в нем пробудилась совесть, он бежал в монастырь святого мученика Никиты и несколько лет провел в глубоком покаянии. По благословению настоятеля возложил на себя тяжелые вериги, а затем выкопал глубокую круглую яму и стал в ней, возложив на голову каменную шапку. Умер мученической смертью от рук своих родственников, которые, придя к нему ночью, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные. День памяти: 6 июня; Интересные факты;Ил.: Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Икона; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великого Новгорода; Нетленные мощи святителя Никиты. Фото visitnovgorod.ru; Клейма иконы «Свт. Макарий Московский с житием», Сергиев Посад, 1990-е гг. Прославление святителя Никиты в лике святых состоялось в 1547 году на Соборе, созванном митрополитом Московским Макарием// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.26-27. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Николай (Голышев). 3.05.1882-17.02.1938. Ил.: Священномученик Николай Голышев. Фото, сделанное в заключении, и один из ответов на вопросы следователя; Николай Власович с родителями;  Из записки священномученика Николая, которую он передал из тюрьмы своим близким в январе 1937 года; Выписка из акта о расстреле священномученика  Николая// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.28-31. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева. В 1893 году Николай окончил земскую школу в селе Ашиткове и с 1903 по 1914 год работал счетоводом на фабрике Бардыгина  в городе Егорьевске и до 1917 года помощником бухгалтера в Егорьевской городской управе, а затем до 1920 года — заведующим счетно-кассовым отделом в городской администрации Егорьевска. В годы, когда христиане стали подвергаться беспощадным гонениям, он выразил решительное желание послужить Богу и Церкви и 22 марта 1920 года  был рукоположен во диакона  к Успенскому собору города Егорьевска. После заключения Патриарха Тихона под стражу благочинный Егорьевска священник Николай Светлов отдал распоряжение подведомственному ему духовенству вместо Патриарха поминать за богослужением ВЦУ — новообразованное раскольниками-обновленцами «высшее церковное управление». И таким образом диакон Николай, подчинившись благочинному, оказался в числе присоединившихся к ним и в мае 1923 года принял участие в обновленческом Соборе, который осудил Патриарха Тихона. Впоследствии диакон Николай тяжело переживал свою вину перед Церковью, просил прощения у Патриарха, был принят им в молитвенное общение получил благословение вновь служить в Успенском храме. 15 августа 1929 года диакон Николай был рукоположен во священника к Никольской церкви в селе Крутины Егорьевского района. Едва он успел приехать в село, как сотрудники ОГПУ приступили к сбору сведений о нем. Среди заявлений от местных жителей были и такие: «Поп Голышев приехал с определенной целью — разложения колхозов и с целью антисоветской агитации против мероприятий  советской власти...».  3 февраля 1931 года на основании подобного рода доносов отец Николай был арестован. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «С политикой советской власти, являющейся властью безбожной, я не согласен, но молюсь, чтобы Бог просветил ее. <...> В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю...». 25 февраля 1931 года отца Николая приговорили к пяти годам заключения в концлагере. Он был отправлен этапом в Вишерские лагеря на Урал. Вернувшись из заключения, стал служить в том же храме. В 1935 году был награжден наперсным крестом. Летом 1937 года сотрудники УНКВД по Московской области вновь стали собирать материалы на священника. На праздник Богоявления 19 января 1938 года  отец Николай был арестован и заключен в тюрьму. 2 февраля его приговорили к расстрелу. Священник Николай Голышев был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель Дмитрий Емец// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Следствие. Суд. Казнь. Воскресение.  Ил.: Иисуса ведут к Пилату. Н. Кошелев, 1893; «Се, Человек». Михай Либ Мункачи, 1893; Распятие на кресте у римлян. В. Верещагин, 1887; Жены-мироносицы. М. В. Нестеров, 1889// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.32-38. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Марка, главы 14-16» (С.32,34,36,38).

*Продолжение публикаций (см. «Фома» №141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,

185,186,189,192,195, 196,197,198,199) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

  Реклама: С.39.

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №2(202) – февраль 2020. - С.40-41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви так много внимания уделяется внешнему оформлению храмов — блестящие люстры, иконостасы, подсвечники? Ведь Христос  жил на земле как нищий.  Потому что.  Фото Московской духовной академии. - С.40.

Часто спрашивают:  как я могу творить милостыню, когда у меня нищенская зарплата и денег едва-едва хватает на то, чтобы самому хоть как-то сводить концы с концами?  Отвечаем:  Фото Марии Тупикиной.  - С.40.

Говорят, что день ангела и именины — это один и тот же праздник.  На самом деле. Ил.: Ангел-хранитель. Иконопись. - С.41.

[Ответ священника:]

Как молиться о человеке, если точно не уверен, жив он или нет? / Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото ЕкатериныЧеркасовой// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

 ЛЮДИ (раздел). – С.42-59.

Иерей Артемий Добрынин, настоятель храма Покрова Пресвятой  Богородицы села Приволжское. «Администратор команды называл меня сумасшедшим». Возможно самый высокий священник России о пути из баскетбола в Церковь.*  Подготовила Анастасия Спирина. Фото из личного архива автора// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.42-47. - (раздел «Люди»).

* «Призвание» - так называется проект журнала «Фома» о тех, кто однажды услышал призыв Бога к священству, о людях, чья жизнь когда-то навсегда превратилась в служение.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель Дмитрий Емец// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.48-49. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Валерия, видеопаспорт № x77k, родилась в июле 2005 года (Мои     достижения; Обо мне; Я люблю). - С.48-49.

Андрей, видеопаспорт № ssz2, родился в августе 2008 года. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.48-49.

Куда обращаться будущим попечителям Валерии и Андрея. – С.49.

Настольные игры для детей

В специальном проекте «Фомы» - пять настольных развивающих игр-самоделок для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Запоминалку».

«Запоминалка». Об игре рассказывает Татьяна Иостман, педагог, руководительскаутскогоотряда «Сполох»// Фома. - №2(202) - февраль2020. – С.49. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Настольные игры для детей»).

Пять любимых фотографий фотографа-документалиста Екатерины Соловьевой. [Родилась в 1977 году в поселке Болшево Московской области. Закончила факультет журналистики  МГУ, живет в Гамбурге. С 2007 года сотрудничает с отечественными и зарубежными СМИ, в том числе и с журналом «Фома». Участник коллективных и персональных проектов и выставок в России и за рубежом. Серия о паломниках была издана в Испании в виде альбома в 2014 году. В 2018 году в Амстердаме вышла книга Екатерины  «Круг земной. Колодозеро»]. Каждую из опубликованных здесь фотографий сопровождают и дополняют искренние и очень интересные пояснения автора// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.50-57. - (раздел «Люди»). Имеется биографическая справка «Екатерина Соловьева...» (С.52. Фото Сергея Петрова).  В материале представлены фотоработы:

Весна в Корбозере. Карелия, март 2016. Из проекта и книги «Круг земной.

Колодозеро». [В один из мартовских дней мы с отцом Аркадием* поехали в соседнюю деревню - Корбозеро — чтобы навестить его друга дядю Мишу. Дядя Миша перенес инсульт... Он был одним из тех, кто двадцать лет назад помогал возрождать приход в Колозере и строить храм. В доме у друга отец Аркадий казался веселым, шутил и рассказывал новости и смешные истории. Но потом вышел на крыльцо, сел на рыбацкий ящик и задумался, щурясь от яркого весеннего солнца. Я увидела и запечатлела это состояние батюшки, в котором были и тревога за здоровье дяди Миши и его собственное одиночество»]. - С.50-51 (заставка ко всему материалу, подпись к фото см. на С.52);

* Священник Аркадий Шлыков ( род. в 1972-ом — ум. 15 февраля 2018 года).

Девочка из храма Сиони. Тбилиси, Грузия, октябрь 2015. [Осенью 2015-го наш приход храма св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге организовал паломническую поездку в Грузию. В первый же день в Тбилиси я специально отбилась от группы, потому что не люблю ходить толпой, предпочитаю гулять сама по себе. Я зашла в старинный храм Сиони, что в самом центре города. Храм был пуст, а в одном из пределов шло таинство          Крещения маленького ребенка. Гостей было немного, среди них — вот эта девочка. Она одиноко стояла у освещенной вечерним солнцем стены... выглядела отрешенной, словно пришедшей из другого мира. Я обратила внимание на ее глаза. Попросила разрешения сделать портрет. Девочка так серьезно и проницательно смотрела в камеру, что мне сделалось не по себе. Я нажала на спуск. К сожалению, я не догадалась спросить ее имени]. - С.52-53;

Корова спасается от жары в реке Колоде. Карелия, июль 2012. Из проекта и книги «Круг земной. Колодозеро». [Тот июль выдался очень жарким. Неистовствовали комары и прочий гнус. Снимать можно было только ранним утром и после семи вечера. С двумя коллегами-фотографами мы спустились к реке, чтобы освежиться и тут увидели в камышах корову. Она была далеко, метрах в двадцати от нас. Свет падал на нее таким образом, что она вся светилась...  Подойти близко к корове было невозможно, и друзья сказали мне: «Оставь, ты не сможешь сделать хороший кадр, она слишком далеко». Но я подошла на самый край мостков и нажала на спуск. Через месяц, когда я проявила пленку и отсканировала этот кадр, поняла, что эта фотография — одна из самых загадочных, что мне удалось снять]. - С.54-55;

Крещение в Брейтове. Ярославская область, июль 2012. [Тогда я приехала снимать Мологские стояния, которые проводит на берегу Рыбинского водохранилища священник Анатолий Денисов. На стояния приезжают паломники из Ярославской и других областей России, люди молятся всю ночь, читая акафисты в свете фонариков. На утро о. Анатолий собирает на         берегу водохранилища готовых принять Крещение. Эта девушка родом из Армении долго ждала этого дня. Отец Анатолий крестил ее в открытой воде, потом вывел ее на берег и надел крестик. Она была очень взволнована, я буквально слышала ее учащенное сердцебиение. Мне      только оставалось подойти поближе и сделать кадр]. - С.56;

Рождественский фейерверк на льду Колодозера. Карелия, январь 2015. Из проекта и книги «Круг земной. Колодозеро». [Этот кадр один из знаковых для всей истории о Колодозере и ее главном герое — священнике Аркадии Шлыкове. На Рождество у батюшки собралось много гостей. Как всегда в этот праздник храм был полон, праздничная служба закончилась около четырех часов утра. Четверо ребят спустились с высокого угора, на      котором стоит храм, на лед озера и запустили фейерверк. Словно рождественская звезда, вспыхнул в небе этот салют, озарив лица друзей и самого отца Аркадия. Мы стояли посреди этого северного русского космоса, озаренные светом звезды. Я сделала над собой усилие, чтобы    выйти из оцепенения и сняла единственный кадр]. - С.56-57.

Школа «Фомы». Суть вещей:

Вещи детей императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. [Инфографика]. «Детский мир семьи Николая II» - выставка с таким названием проходит до 20 февраля в московском музее-заповеднике Коломенское. В этом номере «Фомы» мы показываем некоторые из ее уникальных экспонатов, - вещи, связанные с детьми последнего русского императора Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией и цесаревичем Алексеем.  Здесь представлены: Набор моделей винтовок Мосина: Эти модели винтовок были подарены Николаю II по случаю выпуска 500-тысячного экземпляра винтовки  Мосина на Ижевском заводе. В наборе три винтовки (сверху вниз): пехотная, драгунская и казачья. К величайшей радости наследника, Николай II передарил этот набор ему; Шуточное письмо великой княжны Анастасии учителю грамматики Петру Петрову: Несмотря на то, что обучение царских детей проходило на дому, учебный график был очень плотным и насыщенным. Активная и резвая Анастасия не отличалась усидчивостью.  Однажды она написала такое письмо своему преподавателю грамматики: «Вонючке П. В. П. Диктовки не будет. Слышите, а? Adio! Вот и все. Ухожу». Петр Васильевич Петров - был отличным педагогом, поэтому смог шутливо и деликатно ответить на «эту провокацию»; Фарфоровая кукла: Великие княжны особенно любили фарфоровых кукол. Специально для них шилась одежда, притом самая разнообразная, в том числе - национальные костюмы народов России. Детям с ранних лет прививали любовь, уважение, интерес к самобытной и оригинальной культуре разных регионов страны; Ил.: Николай II и Александра Федоровна Романовы с детьми. Фото; Набор моделей винтовок Мосина; Письмо великой княжны Анастасии учителю грамматики и  Ответ учителя на него; Конверт с сургучными печатями, в который было вложено письмо; Одна из фарфоровых кукол великих княжон// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.58-59. - (раздел «Люди», рубрика «Школа Фомы”. Суть вещей»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.60-89.

Виталий Каплан. Почему Маша не убежала с Дубровским. [Из авторского вступления: «Люблю перечитывать книги, которые давным-давно «проходил» в школе. Сейчас, на шестом десятке, они воспринимаются совсем иначе. И вот недавно перечитал я пушкинского «Дубровского» (сейчас его проходят в шестом классе) и хотел бы поделиться некоторыми из возникших мыслей. А поскольку я работаю со школьниками, веду детские литературные студии, то представил, как говорил бы о «Дубровском» с умным и любознательным шестиклассником (который, конечно, уже прочитал книгу). Ну и, может, с его родителями, поскольку есть в этой теме моменты более понятные взрослым. Ни в коей мере не претендую на то, чтобы подменять собою школьного учителя литературы, но все же думаю, правильный учитель был бы только за, если бы его ученики обсуждали программные произведения не только на уроках. Итак, вперед!»]. Рисунки Наталии Кондратовой// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.60-69. - (раздел «Культура»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель Дмитрий Емец// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Семейное чтение

Александр Ткаченко. Удивительная история сотника Лонгина. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.70-79. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:

*В новой литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.

  Николай Гумилев и «Поэма о старом моряке» С. Т. Кольриджа.      

Николай Гумилев [(1886-1921), русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник. Цитата из книги:    Кольридж С. Т. Поэма о старом моряке / Перевод и предисл. Н. Гумилева. Пг., 1919. С. 5-10]: «Один путешественник XVIII века рассказал в своей книге о странном человеке. Это был помощник капитана, уже пожилой и всегда задумчивый... Он верил в призраков. Когда в пути их застигали бури, он утверждал, что это возмездие за смерть альбатроса, огромной белой птицы из породы чаек, которую он застрелил ради шутки. Воспользовавшись этим рассказом, Кольридж создал свою бессмертную поэму... Она написана размером английских народных баллад, с повторениями тоже в народном духе. Это как бы приближает её к читателю, которому хочется ее петь, как пелись когда-то поэмы, послужившие её образцом. Повторения подчёркиванием наиболее значительных мест гипнотизируют нас, заражая напряжённым волнением рассказчика. Рифмы, порой возникающие посередине строки, звеня в коротком размере, как колокольчики, усиливают магическую музыку поэмы. Старик, герой поэмы, конечно родом из глубины страны. За грех, в котором повинен каждый охотник, он мучится раскаянием всю свою жизнь. В морях, где байроновские герои развлекаются битвами, он видит только духов, то грозящих, то прощающих. Но как мудро все это в кажущейся простоте, какая глубина мысли в этом взгляде на человека как на заблудившегося ребенка! Ведь каждый из нас хоть раз в жизни был одинок, подобно старому моряку, так одинок, как, может быть,  “бывает только Бог”, и каждый, прочтя эту поэму, почувствует, что и он “углубленней и мудрей проснулся поутру”». Рисунок Евгения Русака// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.80-81. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

[Информация о книге]. Автор: СэмюэлТэйлор  Кольридж (1772-1834) английский поэт-романтик, критик и эссеист; Содержание: Старый моряк рассказывает юноше историю о том, как его корабль, перейдя экватор, был занесен штормами в строну холодного Южного полюса. Неожиданно появившийся в небе альбатрос помогает кораблю выйти из царства льдов. Однако моряк убил альбатроса, сам не зная зачем. Убийство птицы, «приносящей счастье и удачу», влечет за собой возмездие. Корабль останавливается, застигнутый штилем. Вдруг появляется корабль-призрак, на борту которого Смерть играет в кости с Жизнью на души команды корабля. Один за другим гибнут все товарищи моряка. Он понимает, что был причиной их гибели. Претерпев ряд испытаний и страшных видений, моряк раскаивается, и после этого корабль устремляется к родным берегам;  История создания: Поэма была опубликована в 1798 году в сборнике «Лирические баллады», составленном из стихов Кольриджа и другого прославленного английского поэта Уильяма Вордсворта. Этот сборник — значительная веха  в истории мировой литературы. По мнению литературоведов, с текста Кольриджа начал развиваться английский романтизм. Об истории создания поэмы автор рассказал в «Литературной биографии». Кольридж много раз дополнял и видоизменял текст; «Смысл произведения»: В поэме используется характерный для романтизма прием двоемирия. Земной, реальный мир перекликается с миром фантастическим. Кольридж использует этот прием намеренно, чтобы подтолкнуть к размышлениям людей, привыкших к обыденности. Все сверхъестественные явления, описываемые поэтом, - это не свидетельства каких-то специфических его верований, а именно художественные образы, призванные как можно ярче раскрыть перед читателем следствия греха главного героя. Текст «Старого моряка» - подлинная трагедия одиночества и мук совести. Убийство альбатроса совершено моряком спонтанно, оно ничем не мотивировано. Это зло, по Кольриджу, является результатом первородного греха. Мертвая птица становится для старого моряка знаком его вины, знаком приобщения к злу и преступлению. Духовное обновление наступает только через семь дней. Герой поэмы раскаивается, и спасение находит его: корабль возвращается в Англию, где моряк видит свой дом и, как знак свыше, ангелов;  Гумилев и Кольридж: Кольридж был одним из любимых авторов Гумилева. В 1919 году русский поэт перевел балладу Кольриджа «Поэма о старом моряке». Этот перевод специалисты признают практически безупречным и ставят его выше всех остальных по мастерству слога, сохранению особенностей оригинала, числу стихов, размеру, рифмам и передаче смысла. Гумилева-путешественника в произведении Кольриджа, конечно, привлекала «морская» тематика, однако важнее, что для Гумилева-поэта Кольридж был одним из учителей в искусстве; Интересные факты:  Подготовила Ася Занегина;Ил.: Сэмюэл Тэйлор Кольридж. Питер ван Дайк, 1795; Обложка одного из изданий поэмы с иллюстрацией Гюстава Доре; Иллюстрация к «Поэме о старом моряке». Гюстав Доре; Памятник Старому моряку, г. Уотчет, Великобритания// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.82-83 (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Отрывок из «Поэмы о старом моряке» С. Т. Кольриджа. Перевод Николая Гумилёва. Отрывок дан в сокращении. На заставке к публикации: Буря. И. Айвазовский. 1866// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.84-85. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Евгений Солонович. На тайной волне. Подборка стихотворений («...а время заполняет промежутки…»; «Переписать бы зиму набело...»; «С якоря заржавленного сняться...»; «Не отдашь себя себе на выучку...»; «Замечаю: характер портится...»; Переводя Монтале /«Понимая, что вряд ли, навряд...»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Марии Заикиной// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

 Евгения Неганова. Мама в тупике. Как перезагрузить отношения со своими детьми. Художник Т. Лапонкина. - М.: Никея, 2020. - 176 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Журналист Евгения Неганова, автор и ведущая известной программы «Обзор» Виленско-Литовской епархии, в своей дебютной книге делится опытом преодоления кризиса детско-родительских отношений. Но этот опыт применим и в других межличностных коммуникациях. Ведь книга о том, как прекратить испытывать чувство вины, перестать приносить себя в жертву семье и требовать от близких благодарности за это, как научиться нести ответственность за свою жизнь и не сваливать все на «детские травмы» и родителей, как перестать манипулировать людьми и не поддаваться на манипуляции окружающих. А главное — как обрести подлинную свободу и - любовь к ближним. В книге много отсылок к знаменитому рассказу О. Генри «Вождь краснокожих». Его сюжет и персонажи спроецированы на ситуацию в конкретной семье, но многие читатели узнают в них себя, поскольку несносный «вождь краснокожих» живет едва ли не в каждом из нас. Вдохновляет рассказ Евгении о своем чудесном преображении, когда она из вспыльчивой и неуравновешенной превращается в уверенную в себе личность, способную жить внутри вулкана из детских скандалов, сохраняя спокойствие и невозмутимость. Автор делится методами, помогающими выйти из «манипулятивной игры». «Попробуйте не изображать жертву, не принимать на свой счет все слова окружающих, пропускать многое мимо ушей, не давить на жалость... Расставшись с чувством вины, вы обретете свободу».

Н. В. Гоголь о христианской жизни. Сост. и вступ. ст. И. Р. Монаховой. - М.: Книгоиздательство «АБВ», 2019. - 208 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Заслуженный классик Николай Гоголь известен всем по художественным произведениям из школьной программы: комическому «Ревизору» или фантастическим «Петербургским повестям». Немногие вспомнят нравоучительную публицистику «Выбранные места из переписки с друзьями» - это уже из вузовского  курса. А ведь вся великая русская литература стоит на айсберге несчетных томов личной переписки писателей, этого чернильного Интернета. Не зря Николай Васильевич завещал после своей смерти подготовить и издать еще одну выборку         «того, что может доставить пользу душе». И хотя среди адресатов писателя были конкретные люди — его семья, коллеги-литераторы, интеллигенты, представители        аристократии, в широком смысле получателем гоголевских проповедей являлся простой российский читатель. По каким-то причинам завещание писателя так и не было исполнено, его эпистолярное наследие было «погребено» в многотомниках      собраний сочинений, оставаясь малодоступным читателю. В качестве подобной     выборки отчасти может выступить данное издание душеполезных отрывков из гоголевской переписки и публицистики, собранные литературоведом Ириной Монаховой, ей же принадлежит вступительная статья. Высказывания писателя распределены по темам: «Как жить по-христиански», «О любви к ближнему» и так далее. Главным пафосом воззваний Гоголя является призыв воплощать в действительности идеал Священного Писания: «Закон Христов можно внести с собой повсюду».

Александр Ткаченко. Снежные чувства. Психологические этюды о семейной жизни. - М. : Никея, 2020. - 296 с. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

В очерках, вошедших в эту книгу, писатель и психолог Александр Ткаченко касается отнюдь не только внутрисемейных взаимоотношений (отношений между супругами, родителями и детьми), но и личностных проблем, с которыми рано или поздно          сталкивается каждый. Преодоление одиночества, зависти, обид, принятие границ          своей и чужой личности, болезненная зависимость от соцсетей, лайков и селфи — обо всем этом написано с присущей автору вдумчивостью, деликатностью, искренностью.          В книге аккуратно развеиваются мифы, бытующие в нашем увлеченном психологией        обществе, в частности, в той части православной среды, которая никак не выйдет из неофитства. Например: «православному негоже наслаждаться жизнью, делать карьеру и стремиться к успеху». Или: «Чем более плохим ты видишь себя, тем ближе ты к Богу». Автор не только зримо и узнаваемо обрисовывает ситуацию, но и предлагает          выходы из нее. В книге много ненавязчивых подсказок — психологических приемов. А еще  - афористичных замечаний: «Бесконечные обвинения себя в неидеальности   “сбивают прицел” и вносят путаницу в нормальную самооценку христианина»;    «Болезненное переживание одиночества — это один из видов  зависимости, сродни пристрастию к алкоголю или азартным играм» и др. В книге вскрываются корни наших комплексов, обид, претензий к миру и неудовлетворенных амбиций — они лежат в детстве, в отношениях с самыми близкими людьми — родителями. И поэтому повествование логично завершается пошаговой инструкцией, как простить обиду родителям (но применимы эти «таблетки от обиды», как называет их Ткаченко, и в других ситуациях). «Современная ситуация обрушила на нас огромное количество          искушений, небывалых ранее в истории человечества. Но почва, на которой эти новые       семена  дают сегодня обильные всходы, стара как мир. Психологи дают ей свои имена, например, «базальная тревожность человека» - понятие, включающее в себя ощущение собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности всем опасностям огромного мира. Христианство же говорит, что все эти чувства — прямое следствие отпадения человека от своего Создателя. И до конца избавиться от них возможно, лишь восстановив эту разорванную связь с Богом». О чем и говорит Александр Ткаченко в этой книге.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Почему иконы с одинаковым названием не похожи друг на друга? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Богоматерь Иверская, монастырь Иверон, Афон, XII в.; Богоматерь Иверская, Афон, XIX в.// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Как определить, что перед нами - икона? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото rublev-museum.ru// Фома. - №2(202) – февраль 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель Дмитрий Емец. Фото Дмитрия  Рожкова// Фома. - №2(202) — февраль 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Рад был прочитать интервью архимандрита Симеона (Томачинского) (с. 8). Он мой однокурсник. Мы с ним вместе в одной группе были на филфаке и потом в Сретенском монастыре сотрудничали; Отличный материал о самом высоком священнике России (с. 42), бывшем баскетболисте; Еще интересно было читать историю священномученика Николая Голышева (с.28); Также интересное рассуждение о «Дубровском» Пушкина (с.60).

2. Какой материал  Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Традиционно очень хорошие «воцерковляющие» материалы у Александра Ткаченко. В февральском номерепоразительно глубокий ответ на вопрос «С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?» (с.20).

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»?  Были бы интересны статьи о русских монастырях, но не официальные статьи, а такие теплые, с историями послушников, монахов, с фотографиями т.д.

4-я страница обложки: Реклама: Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: ДЕТСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ. «ВОПРОСЫ ВЕРЫ И ФОМЫ, ИЛИ ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ». Программы: «Сретение Господне»; «Блаженная Ксения Петербургская»; «Кем быть? И как узнать своё предназначение?» (дается краткая аннотация и QR-код - ссылка на каждую из этих программ). Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

0
0
Сохранить
Поделиться: