Обложка: На фоне темного звездного неба, подсвеченного снизу отблесками заката, светится надпись: У НАС В ЗАПАСЕ ВЕЧНОСТЬ, где последнее слово при более внимательном прочтении (первые четыре буквы в нем лишь обведены белым контуром и сливаются с общим звездно-синим фоном) оказывается ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Фото Casey Horner/Unsplash.

Пролог:

Райнер Мария Рильке. Осень («Листы летят, летят издалека...») . Стихотворение. Перевод Алёны Алексеевой. Фото// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.2. — (рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: ноябрь// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.4-7. — (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

26 ноября. День памяти святителя Иоанна Златоустого. [Одни звали его «Божии уста», другие сладкоглаголивым, а третьи — медоточивым. Причиной тому был удивительный дар. Еще будучи священником в Антиохии, будущий святитель много проповедовал, причем делал это без заранее подготовленной речи. Он был единственным священником, способным обращаться к народу вот так — с живым словом... ]. Ил.: Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика. Греция, монастырь Осиос Лукас. XI в. — С.4;

5 ноября. Димитриевская родительская суббота. [Эта суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. На эту битву собрались воины со всех русских земель, поэтому и день поминовения павших в ней стал всенародным. Потом, с течением времени, традиция расширялась. В новгородской летописи XV века о Димитриевской родительской субботе говорится уже как о дне поминовения всех «от века (с начала времен) усопших» христиан]. Фото СПбДА. — С.4;

8 ноября. День памяти великомученика Димитрия Солунского. [Святой Димитрий родился в семье римского проконсула города Салоники. В это время Римской империей управляли идолопоклонники, которые устраивали жестокие гонения на верующих во Христа. Несмотря на это, родители святого были тайные христиане. Они крестили своего сына и наставляли его в вере. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Максимианом. Правитель-язычник приказал святому истребить всех христиан на вверенной ему территории. Вместо этого Димитрий стал открыто проповедовать Христа, искоренять языческие обычаи в родном городе. Тогда Максимиан заключил молодого проконсула в темницу и приказал заколоть Димитрия копьями. Его тело выбросили на съедение зверям, но солунские христиане тайно его похоронили. При правлении равноапостольного Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя 100 лет при перестройке храма были обретены святые мощи великомученика]. Ил.: Святой мученик Димитрий Солунский. Современная икона. — С.4;

4 ноября. День народного единства. [В этот день чествуется Казанская икона Божией Матери — та самая икона, с которой воины русского ополчения шли освобождать Москву от польских захватчиков и перед которой русское воинство молилось перед решающим штурмом... Штурм увенчался успехом, поляки были выбиты из Кремля. 25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери]. Ил.: Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин. 2009. — С.5;

27 ноября. День матери. [«Материнская любовь все покрывает и все угашает. Если ребенок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он ее чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твое сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит». Старец Паисий Святогорец]. Фото Валерии Ушаковой. — С.5.

Даты ноября:

20 ноября. 76 лет Патриарху Кириллу. [«... главная задача Церкви — это человеческое сердце, это изменение человеческой личности. И если изменится человек к лучшему — изменится весь мир. И нет другого способа и никакой другой методологии повлиять на изменение мира к лучшему, как изменить человеческое сердце». Из слова на праздничном концерте в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя по случаю 70-летия Его Святейшества, 22 ноября 2016 года]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — С.6-7. — (рубрика «Даты ноября»).

Колонка главного редактора:

Владимир Легойда. Останемся? [Сегодня мы все чаще сталкиваемся с обстоятельствами, которые нам трудно рационально объяснить. Это порождает сомнения и тревогу. Достоевский, переживая подобные чувства, писал, что в эти минуты его спасает вера во Христа, «прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее» Которого нет и не может быть. «Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Конечно, с богословской точки зрения — истина вне Христа невозможна. «Он зовет не просто оставаться с Собой в настоящем, а идти вместе с Ним к иному будущему. И Сам же становится дорогой: Я есть путь и истина и жизнь (Ин 14:6)». <...> «И как бы бесконечны ни были сомнения, как бы ни загоняли они в угол, все они неизменно разбиваются о невозможность противопоставить что-то Истине. Не хитросплетению холодных отвлеченных умозаключений, а опыту живого общения со Христом»]. Фото священника Андрея Рассанова// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.8-9. — (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«ПАРСУНА» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» директора Греко-латинского кабинета, основателя классической гимназии, доктора философских наук Юрия Шичалина.

Юрий Шичалин: «Классическая гимназия — это образец общеобразовательной школы». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: На вопрос: «кто я?» как Вы сегодня ответите? Шичалин: Последние лет тридцать отвечаю одинаково: я директор Греко-латинского кабинета Юрий Анатольевич Шичалин. В 90-м году я понял: либо я сейчас отважусь, откликнусь на вызов, либо нет. Я три дня молился и... организовал Греко-латинский кабинет. А не было бы его, не было бы гимназии, и нашего гимназического храма, и всей нашей деятельности). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: В молитве Оптинских старцев первое прошение — «научи меня молиться». И оно сразу расставляет все точки над «и»; Для нашего поколения большим испытанием были вроде бы благополучные годы после Хрущева; Всерьез заниматься философией не только без латыни, но и без греческого никак нельзя; Когда появился Интернет, на нас лавиной обрушился поток тех, кто не умеет писать, элементарной грамоты не знает; Был у меня досадный опыт общения с одним академиком, который «Илиаду» писал через два «л»; Новые информационные технологии поражают каждого ребенка; Наша основная задача — научиться выбирать; Еще одна великая роль классической гимназии состоит в том, что она приучает детей работать; На мой взгляд, смирение — это умение сообразовать свои возможности с реальностью; Самая главная беда, с которой труднее всего бороться: у нас по существу нет приличной среды; Представляете, какой опыт дают настоящие учителя? Рядом с ними ты можешь быть уверен, что занимаешься тем, чем нужно; Я, когда говорю о любви, вспоминаю слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Чтобы все нас любили — такого быть не может, но чтобы мы любили всех — это возможно и даже обязательно»]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Представьте, что Вам говорят: «Замечательный у Вас опыт, мы его будем масштабировать, но только Закон Божий мы преподавать не будем». «Согласиться нельзя отказаться» — где Вы поставите точку? Шичалин: Даже не задумываясь: «Согласиться. Нельзя отказаться». Есть вещи, которые нельзя силком навязывать: хочешь учить детей в гимназии и получать льготы за каждого ученика — изволь вводить Закон Божий. Если только такое начнется — это катастрофа. Поэтому нужно обязательно поддерживать введение хотя бы элементов гимназического образования. Но при этом нужно показать, что без Закона Божия твоя гимназическая программа будет неполноценной <...> Поэтому нужно согласиться обязательно. Но если есть возможность, нужно расширить кругозор гимназиста и продвинуть его обучение в нужном направлении...). Фото: Владимира Ештокина; из архива Ю. Шичалина// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.10-16. — (рубрика «Парсуна номера»). На врезке к материалу (С.15) — реклама: Бесплатный онлайн-курс «История европейской цивилизации: 30 веков развития». Совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина. Запишитесь на курс: europe.foma.ru, QR-код. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает декан философского факультета РГГУ Светлана Коначева// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Реклама радио «Вера»: С.17.

Вопрос номера:

Почему в Церкви говорят, что человек не может спасти себя сам? [Человек не может спастись своими силами, ему необходим Спаситель — эта мысль часто звучит в церковной проповеди. Значит ли это, что Церковь не верит в человека, в его собственные силы?]. Отвечает диакон Игорь Цуканов. Фото: иеромонаха Савватия (Севастьянова) / Валаамский монастырь; Dmitry Ratushny/Unsplash; Dyu-Ha/Unsplash// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.18- 23. — (рубрика «Вопрос номера»).

Смотрите новые видео от «Фомы»! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в YouTube новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона на QR-код и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.24-25. — (рубрика «Смотрите новые видео от „Фомы“»). В материале предложены три видео:

Иисусова молитва. В новом выпуске программы «Райсовет» глубокий разговор об Иисусовой молитве, ее отличии от медитации и роли в жизни мирянина. — С.24;

Ночью на Афоне мы услышали женские голоса. Протоиерей Алексий Батаногов рассказывает о чудесном случае из своей жизни. — С.25;

Не знаю, как воспитывать мальчиков. Что будем делать? В новом выпуске программы «Что будем делать?» эксперты реабилитационного центра «Крылья» отвечают на письмо мамы, которая не знает, что делать с сыном-подростком, который отбился от рук. — С.25;

ВЕРА (раздел). — С.26-41.

Диакон Игорь Цуканов. Загадки Апокалипсиса. Кто написал заключительную книгу Библии и что скрывает ее название? [Уже почти две тысячи лет христиане с любопытством и страхом перечитывают последнюю из книг Нового Завета, которую Церковь именует пророческой, но читать во время богослужений не благословляет. Эта книга полна странных и пугающих образов, относящихся к концу человеческой истории: она повествует о битве небесного воинства с силами сатаны, о бедствиях, которые постигнут живущих в последние времена, о правлении антихриста... Но она же возвещает и самую большую радость — конечную победу Христа и спасение всех, кто сохранил Ему верность. При каких обстоятельствах была написана эта книга? И какое отношение имеют ее пророчества к нам, живущим здесь и сейчас?]. Ил.: Графика Елены Черкасовой: Страшный суд; Овцы и козлища; Вхождение праведной души в рай// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.26-31. — (раздел «Вера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает декан философского факультета РГГУ Светлана Коначева// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Говорят, что:

Говорят, что. Ил.: Меланхолия. Эдвард Мунк. 1894-1896// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.32-33. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Часто спрашивают: как справиться с унынием? Отвечаем: — С.32.

Почему в Церкви часто можно видеть, что мужчины стоят справа, а женщины слева? Потому что. — С.32.

Говорят, что нельзя дарить иконы. На самом деле... Фото и икона иконописца Алены Могучевой. — С.33.

[Ответ священника:]

Друг мужа зарабатывает обманом. Как предостеречь мужа? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Ил.: Рис. из мультфильма// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.33. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Константин (Любомудров). 27.07.1879-19.11.1937. На фото: Отец Константин Любомудров; Священник Константин Любомудров. Москва, за день до расстрела. Таганская тюрьма. 1937; Выписка из протокола о расстреле священномученика// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.34-37. — (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Константин родился 27 июля 1879 года в селе Георгиевском на Лехте Ростовского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Георгиевской церкви Павла Любомудрова. В 1890 году Константин поступил в Ярославское духовное училище, но учение его здесь пошло нелегко, и во втором классе он был оставлен на повторный курс, по окончании которого ему пришлось переэкзаменовываться. Но Константин не оставлял мысли получить среднее, а затем и высшее образование. Окончив церковно-певческую школу, он сдал экзамены в Ярославской духовной семинарии на звание учителя церковноприходской школы и был назначен учителем в школу при Смоленской церкви. 12 ноября 1896 года архиепископ Ярославский Ионафан (Руднев) назначил его псаломщиком в Пятницко-Калачную церковь в городе Ярославле и 16 марта 1897 года посвятил в стихарь. 17 марта он был назначен учителем Смоленской церковноприходской школы за Волгой. 22 августа 1902 года за особые успехи на поприще народного образования он был назначен учителем Феодоровской школы. Одновременно он преподавал для взрослых арифметику в 1-й Ярославской воскресной школе. 26 мая 1903 года епископ Угличский Сергий (Воскресенский) рукоположил Константина Павловича во диакона ко храму Рождественского женского монастыря в городе Ростове, 3 октября диакон Константин был назначен учителем пения в Рождественской женской школе, 24 сентября 1905 года он был удостоен благодарности за усердные и успешные труды на педагогическом поприще. В 1906 году у него родилась дочь и вскоре скончалась супруга. 13 июня 1908 года епископ Угличский Евсевий (Гроздов) рукоположил диакона Константина во священника к Пошехонскому Преображенскому Севастианову женскому монастырю. 12 февраля 1911 архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) назначил отца Константина настоятелем Никольской церкви в селе Марково Ростовского уезда и в том же году — законоучителем Марковского двухклассного училища. В 1915 году отец Константин поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В том же году он поступил в Московский археологический институт, который окончил в 1917 году, успешно защитив диссертацию на тему «Святой Димитрий Ростовский и его проповеди», и 17 августа был удостоен звания ученого архивиста. Окончив институт с серебряной медалью, он подал прошение о зачислении в число студентов первого курса Московской духовной академии. Вскоре он был назначен экономом академии. После окончания Московской духовной академии в 1919 году отец Константин был определен сначала в состав клира церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, а затем ее настоятелем. Он прослужил здесь до своего ареста 15 апреля 1932 года, когда в Москве в рамках борьбы с Русской Православной Церковью с целью ее уничтожения было одновременно арестовано более пятидесяти священнослужителей и мирян. 10 мая 1932 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило всех обвиняемых к различным срокам ссылки и ограничению прав. Отец Константин был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан и 25 мая с очередным этапом отправлен в город Алма-Ату. По окончании ссылки в 1935 году, он вернулся в Москву. Но ему приказали выехать за стокилометровую зону. Прописавшись в Можайске, отец Константин пытался получить место священника в храме, но власти не позволили этого сделать. Он стал подолгу жить в Москве у своих духовных детей, совершая в их квартирах богослужения и требы, посещал и храмы, где его хорошо знали. При появлении там его окружали прихожане, живо интересуясь жизнью ссыльного духовенства. Отец Константин был арестован 29 октября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в том, что, возвратившись из ссылки, «возобновил свою контрреволюционную деятельность, совершал тайные богослужения». 17 ноября тройка УНКВД СССР по Московской области приговорила о. Константина к расстрелу. О вынесенном ему смертном приговоре он узнал перед самым его исполнением. 19 ноября священник Константин Любомудров был расстрелян на Бутовском полигоне и там же погребен.

Дорога к храму:

Вышний Волочёк: Богоявленский собор — главный храм «русской Венеции». [Вышний Волочёк — наша Венеция. Русская, северная, Тверская — разные слова добавляют к этой аналогии. Считается, что главная достопримечательность города — каналы и мосты, но не меньше знаменит Вышний Волочёк и своими храмами. Фото Сергея Сапрыгина]. Инфографика. Текст: Наталья Харпалёва. Содержание: Дорога:Для жителей Московского, Тверского, Ленинградского регионов поездка в Вышний Волочёк — отличный вариант для семейного отдыха выходного дня. Добираться удобно по железной дороге. Расстояние от Москвы до Вышнего Волочка по железной дороге — 286 км. В поезде придется провести от 1 часа 40 минут («Сапсан») до 4 часов 41 минуты. Поезда до станции Вышний Волочёк отправляются из Москвы с Восточного и Ленинградского вокзалов... Станция Вышний Волочёк (Фото Александра Кожевникова) открыта в 1850 году как Вышеневолоцкая в составе участка Тверь — Вышний Волочёк. Находится на линии Санкт-Петербург — Москва Октябрьской железной дороги между узловыми станциями Бологое-Московское и Лихославль (реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-код); Богоявленский собор: В самом центре Вышнего Волочка, на Отмойном острове, в кольце, образованном быстрой рекой Цной и Обводным каналом, высится белоснежный Богоявленский собор — главный действующий храм города, словно благословляющий своим присутствием древний водный путь «из варяг в греки»...; На пути из варяг в греки: Город раньше входил в водный торговый путь «из варяг в греки». С середины XV века Вышний Волочёк стал связующим звеном между Москвой и Новгородом на Великом Волжском пути. Само название Волочёк — от слова «волок»: суда, которые перевозили грузы и товары, нужно было выгружать и волочь по земле от одной реки к другой. Ил.: Волокут волоком. Николай Рерих. 1915; Город, который кормил столицу России: Сегодня Вышний Волочёк стоит практически на воде. Точнее внутри города и вокруг него — целая система каналов, водохранилищ, рек, которые составляют старейшую и красивейшую в Европе Вышневолоцкую водную систему. По набережным и мостикам города можно гулять, по каналам и речкам — кататься на лодках. Система эта возникла в начале XVIII века усилиями Петра I. Вышний Волочёк долгое время был главной водной транспортной артерией, которая снабжала тогдашнюю столицу Санкт- Петербург продовольствием. Ил.: Карта Вышневолоцкой водной системы. Император Петр I. Ян Купецкий. XVIII в.; Богоявленский собор (Фото Александра Антонникова/Фотобанк Лори, с пояснениями):Храм построили в 1814 году рядом с Казанским собором, который не был приспособлен для зимних служб и не вмещал всех прихожан. Увы, в 1930-е годы Казанский храм был разрушен. А Богоявленский собор закрыли, здание использовали под склад. Вновь его открыли в 1945 году. Ил.: Вышний Волочёк. Жан Балтазар де ла Траверс. 1786; Пояснения к общему фото собора: Архитектурный стиль: Внешний вид Богоявленского храма изначально был оформлен в стиле ампир. В 1866 году его перестроили в русско-византийском стиле; Уникальная резная деревянная скульптура святителя Николая Чудотворца Можайского:Фото Александра Чеботаря; Особо почитаемая святыня — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительницы Вышнего Волочка. Фото с официальной страницы Богоявленского собора В Контакте// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.38-41. — (раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»).

ЛЮДИ (раздел). — С. 42-75.

«Я почувствовал: Бог смотрит на меня». Как филиппинец решил быть атеистом, а стал православным монахом. Рассказывает иеромонах Иоанн (Гондаяо), 26 лет, клирик Филиппинско-Вьетнамской епархии Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии. [Когда-то этот филиппинский студент решил, что он — атеист, и порвал с религией. А через несколько лет оказался в России и... принял монашество! Как такое возможно? Да просто однажды он увидел то, что потрясло и перевернуло его душу]. Подготовила Ева Калашник. Фото из архива Санкт-Петербургской духовной академии, а также личного архива иеромонаха Иоанна (Гондаяо); фото unsplash.com. Редакция журнала благодарит пресс-службу Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии за помощь в подготовке материала// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.42-47. — (Раздел «Люди»).

Три дела месяца:

3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.48-49. — (раздел «Люди», рубрика «Три дела месяца»). — Содержание рубрики:

1. Потеряла маму и лишилась дома. Поддержим Лилю!Лиле 16 лет, она живет в Ростове-на-Дону. Девушка окончила 9 классов и уже нацелилась на учебу в колледже. Правда, здоровье ей не позволяет вести активный образ жизни. Лиля с самого рождения стала инвалидом: у нее поражение центральной нервной системы и проблемы в работе внутренних органов. Но даже эти обстоятельства не задавили ее жизнелюбия и целеустремленности. До недавнего времени Лилю поддерживала мама, она была единственной опорой для девушки. А потом ее не стало. Лиля очень тяжело переживала эту трагедию: у нее случился нервный срыв, организм сильно ослаб. Девушку поместили в областную больницу. Но и здесь сильное желание жить буквально вытянуло Лилю из этого состояния. Она прошла курс лечения и уже готова к выписке. Только вот возвращаться ей больше некуда... Было принято решение определить девушку в Зверевский центр помощи несовершеннолетним. Он оказывает комплексную помощь детям с тяжелыми заболеваниями, оставшимся без родителей. Здесь ей смогут обеспечить уход, реабилитацию и занятия с логопедом. Сложность в том, что в центре нет необходимого оборудования для Лили: специализированной кровати с электроприводом и санитарным оснащением, инвалидной коляски, подъемника и ванны для инвалидов. На все требуется 801 542 рубля. Как помочь:Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья»: my-friеnds.ru/campaign/lilija-korjagina, QR-код. Фото. — С.48.

Спасибо: Дарима прошла слухоречевую реабилитацию. У Даримы проблемы со слухом, поэтому ей установили кохлеарный имплантат. Устройство помогает девочке слышать. Но для того, чтобы научиться различать звуки и слова, хорошо говорить самой, нужна реабилитация. Благодаря поддержке читателей журнала «Фома» Дарима смогла приехать из Республики Тыва на реабилитацию в подмосковный Центр «ТОША и КО». Две недели она усердно занималась. Семья Даримы отмечает колоссальный шаг вперед в развитии слуха и речи девочки. Спасибо! Фото. — С.48.

2. Подарим вторую жизнь 180-летнему храму в селе Якшино. Благотворительный фонд «Белый ирис» помогает вдохнуть новую жизнь в старинные, полуразрушенные и забытые храмы. В этом году у фонда появился еще один подопечный — храм Георгия Победоносца. Он находится в селе Якшино Ивановской области. Построен бывшим владельцем села, героем русско-турецкой войны Николаем Бутурлиным. Это храм воинской славы, когда-то здесь молились за погибших на поле брани и о здравии живущих героев Отечества. Но уже давно в Якшино молчат колокола, а храм находится в аварийном состоянии. В сентябре местные жители отмечали 180-летие Георгиевского храма. В праздничный день произошло радостное событие: в родные стены вернулась икона Георгия Победоносца. Около века назад, когда безбожники выбрасывали намоленные образа, святыню спасла верующая женщина. Икона попала в семью уроженцев Якшина, они и вернули ее на место. В «Белом ирисе» верят, что с возвращением святыни начнется и возрождение Георгиевского храма. Для этого нужно провести консервационные работы. Необходимо собрать 2 000 000 рублей. Как помочь:Есть возможность совершить платеж через Сбербанк Онлайн (сообщается ИНН) или отправить СМС (дается номер с текстом). Также можно сделать пожертвование на сайте фонда «Белый ирис»: nasledie-iris.org/campaign/hram-georgiya-pobedonostsa-sela-yakshino-tejkovskogo-rajona-ivanovskoj-oblasti, QR-код. Фото. — С.49.

3. Поможем оплатить лечение малышу Богдану. Улыбчивый двухлетний Богдан родился здоровым и крепким, хорошо развивался. Полгода назад мальчик тяжело перенес коронавирусную инфекцию, после чего его мама стала замечать, что Богдан теряет навыки, которыми отлично владел: перестал говорить, держать ложку, самостоятельно есть, начал бояться людей, не реагировал на обращения к нему и не отзывался на имя, потерял интерес к окружающему миру. Малышу поставили диагноз — «резидуальная церебральная органическая недостаточность». То есть у Богдана произошел сбой в работе нервной системы. К тому же оказалось, что у него аллергия на глютен, белок и молочные продукты, требуется специальное питание. Одной баночки лечебной смеси хватает на 3 дня и стоит она 3 000 рублей. Мама возит сына на различные обследования, чтобы выяснить, чем ему можно помочь. Она потратила уже 50 000 рублей, но этих денег не хватило на необходимую АВА-терапию, сенсорную интеграцию и тестирование на расстройство аутистического спектра. Врачи говорят о том, что шансы восстановить здоровье Богдана есть. Мальчик сможет пойти в детский сад и снова полюбить прогулки и игрушки. Но для этого необходимо регулярно проходить дорогостоящую терапию. Стоимость курсов реабилитации и лечебного питания для малыша на 3 месяца 313 000 руб. Как помочь: Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать пожертвование на сайте фонда «Женщины за жизнь»: womenprolife.ru/donate, QR-код. Фото. — С.49.

Виталий Каплан. Ощущая себя ничтожеством, лучше не станешь. Что я понял за годы в Церкви. [Каждому знакомы чувства вины, стыда, каждого грызла совесть, каждый раскаивался в своих мерзких поступках. Но далеко не всегда покаяние равно раскаянию, а раскаяние равно стыду, а стыд равен ощущению вины. Попробуем разобраться?]. Фото Ирины Алешиной// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.50-51. — (раздел «Люди»).

Протоиерей Дмитрий Харцыз. А утром в храме начались чудеса. Священник об очень необычной встрече (и даже не одной). Рисунки Светланы Махровой// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.52-55. — (раздел «Люди»).

У вас будет ребенок:

Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»).

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержатьэто полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга.Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport.ru// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.56-57. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:

Брата и сестру можно взять в семью только вместе!

Валера, Дарина. (Валере и Дарине по 11 лет, они двойняшки и всегда очень переживают друг за друга. О них...). Узнать больше о Валере и Дарине: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Валера, Дарина. Республика Татарстан. Эфир 25.09.2022». Для будущих родителей Валеры и Дарины: 8 (843) 533-00-84 — Центр усыновления и приемных семей Республики Татарстан. Фото. — С.56-57.

Савелий. (Савелию семь лет. О нем...). Узнать больше о Савелии: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Савелий. Архангельская область. Эфир 11.09.2022». Для будущих родителей Савелия: 8(8182) 65-35-80 — Региональный оператор Архангельской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Фото. — С.56-57.

Полезные рассказы (Для детей от 8 лет)

Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» — литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями.

Дина Сабитова. «Где нет зимы» (написано в 2011 году, много переизданий)/ Представляет Галина Эрли. Ил.: Обложка книги// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.57. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Полезные рассказы»).

Частично эта книга написана от лица тряпичной куклы Ляльки, которую бабушка Шура сшила для своих внуков Паши и Гуль. Мама у детей — художница, ее никогда не бывает дома. А когда умирает бабушка Шура, они остаются одни, кроме друг друга у них никого нет. Перед ними маячит перспектива детского дома, а им больше всего на свете хочется, чтобы все оставалось как есть. Старенький дом. Говорящая кукла, почти такая же, как была у Василисы Премудрой из русской народной сказки. Помните? «Куколка, покушай, моего горя послушай!». «Где нет зимы» — сказочная повесть, но при этом весьма реалистичная. Дина Сабитова поднимает вопросы детского одиночества и раннего взросления, вопросы братской любви и усыновления, проблемы выбора и человеческой совести.

Наталья Харпалёва. Глаголевы. История отца и сына, которые не сломились. [Алексей хоронил мать. Гроб везли по киевскому Подолу мимо храма Николы Доброго, в котором настоятелем был его отец. На похоронную процессию летели осколки камней — строители рушили церковь. Потом Алексей вернулся к руинам, поднял сброшенный с купола крест и понес домой. Прохожие смотрели и смеялись... Священники Александр (1872-1937) и Алексей (1901- 1972) Глаголевы, отец и сын. Одного из них, священнослужителя и известного богослова, преподавателя Киевской духовной академии, в 1905 году активно противостоявшего еврейскому погрому, позже (1911-12) выступавшего свидетелем защиты на одном из скандальных, подогретых антисемитскими провокациями судебных разбирательств, где он, как «эксперт по истории иудаизма», убедительно доказывал абсурдность и безграмотность обвинений, в 1937-м замученного в киевской Лукьяновской тюрьме, признают святым, другого — протоиерея, с 1941 по 1960 гг. служившего в Покровской церкви в Киеве, за спасение евреев во время нацистской оккупации посмертно назовут Праведником народов мира]. Документальные фото 1905, 1911, 1944 гг.; фото из архива семьи священника Алексея Глаголева; а также фото Татьяны Довгань / abcnews.com.ua; Йоханнеса Хэле (сентябрь-октябрь 1941); Герберта Листа (1943); SnizhokAM/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0; Сергея Половко/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.58-67. — (раздел «Люди»).

5 любимых фотографий фотографа Кристины Кормильцыной. [Из вошедшей в публикацию автобиографической справки «Кристина Кормильцына» (Фото Пелагеи Замятиной. — С.71) читатель узнает, что она: Фотокорреспондент МИЦ «Известия». Лауреат российских и международных фотоконкусов. Училась в Московском университете на отделении «фотожурналистика» у лучших фотографов страны. Убеждена, что «фотография отражает не только срез времени и эпохи, но и самого автора, показывает, что у него внутри и даже его характер». Свое отношение к Православию выражает словами иеромонаха Серафима (Роуза): «Когда я вошел в православный храм, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены»]// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.68-71. — (раздел «Люди»). В материале представлены и прокомментированы фотоработы:

1. «Соловки — любимое место на Земле. И как-то хотелось выразить эту любовь через фотографию. Краски русского Севера поселяются в сердце каждого приезжающего сюда, даря состояние бесконечного мира, тишины и покоя». [Монах на каменистом берегу смотрит в серую морскую даль]. — С.68-69 (на развороте к материалу), автокомментарий — см. на С.71;

2. «Лествица, лестница, путь... Идти вверх всегда тяжело, возрастать, тянуться к Истине, но лишь это единственно верный путь». [Лыжники поднимаются по крутой, заснеженной горке к стоящей наверху церкви]. — С.70-71;

3. «Бабушка Алевтина — настоящий воин Света. Несвятые святые среди нас, их не канонизируют, да многие и не заметят. Но в этой тихой, скромной и даже одинокой жизни в деревне как нигде более всего стираются грани между земной и вечной жизнью». [За холодным, припорошенным снегом оконным стеклом видна приветливая улыбка живущей в доме пожилой женщины]. — С.72;

4. «Человек на коленях перед Крестом Господним... Там вместе с ним на коленях все мы, вся Россия... Настало время вспомнить, что Святая Русь крещена в общей Иордани, что мы христиане». [В Крещенский сочельник]. — С.72-73;

5. «Благословенный Ванечка мог бы не родиться. Его мама хотела прервать беременность. Бремя нелегкой жизни во всех ее проявлениях наталкивало сделать непоправимый шаг. Но что-то изменилось в сердце, что-то щелкнуло в сознании, когда среди серых нелегких будней появились добрые, открытые люди, готовые прийти на помощь будущей маме и новорожденному. Так Господь постучался в сердце именно в тот самый момент отчаяния. Мама Света обрела не только веру, надежду и любовь, но и чудесного сына». [Счастливые Ванечка и его мама запечатлены в образе Мадонны с младенцем]. — С. 74-75.

КУЛЬТУРА (раздел). — С.76-93

Ирина Гончаренко. Обратная сторона «Героя нашего времени». Как школьные учебники «прикрывают» Печорина. [Когда-то, весьма уже давно, университетская преподавательница говорила нам, многочисленным барышням, обучающимся на филфаке: «Вы думаете, что, если бы встретили в жизни Онегина или Печорина, устояли бы и не влюбились? Ой, не устояли бы!» Не претендуя на исчерпывающий разговор о художественных особенностях лермонтовского романа, поговорим только о самом Печорине и, всматриваясь в него, будем учиться отличать видимость от сути]. Рисунки Руслана Трофименко// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.76-81. — (раздел «Культура»).

Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома». «Фоме» не раз советовали перестать выпускать журнал. Почему мы сопротивляемся и продолжаем. [Существует евангельская метафора о камне, на котором всё строится. «Бумажный» ежемесячный журнал и есть для растущего здания «Фомы» такой камень. Несмотря на большие успехи в развитии наших интернет-проектов, пожалуй, только в журнальной версии удается максимально представить все основные направления миссии «Фомы». Показать взаимосвязь православной веры и церковной традиции с отношениями между людьми, с историей, культурой, искусством, литературой. <...> Ни о какой коммерции нет и речи. Цена содержит огромную скидку — ради многих малоимущих людей, организаций и церковных приходов <...> И одновременно это попытка хотя бы немного облегчить груз расходов, какие несут благотворители, жертвователи. Без них ни одно направление нашей работы невозможно. «Журнал выходит именно как по-настоящему всенародное начинание, где обязательно присутствует благодеяние и особое отношение к журналу как нашему общему с читателями делу. Которое совершается в любви, постоянном труде, общей радости, молитве. Вере и надежде на Бога. Только так»]. Фото Нелли Гавриловой// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.82-83. — (раздел «Культура»). В конце публикации (C.83) — рекламная врезка: «Подари «Фому»! с предложением оформить Подарочный сертификат на подписку прямо сейчас! (lavkafoma.ru/collection/sertifikaty, QR-код).

Семейное чтение:

Наталья Харпалёва. Ангелы. Кто они такие и зачем Бог их сотворил. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.84-91. — (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»). Публикацию завершает иллюстрированная вставка «Где мы можем увидеть ангелов?» (С.91).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир».

Владимир Козлов. Как Ты борешься за меня. Подборка стихотворений (Обращение в слух /«Если долго не говорят...»/; Победа над пейзажем /«Стало душно, ступай на Машук, чай возьми с чабрецом...»/; Стансы /«Опытные пальцы ветра...»/; Танец ребёнка /«Цвета куста воробьи...»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Алена Бессарабова. Рисунок Анны Тененбаум// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.92-93. — (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Реклама. С.94-97:

Присоединяйтесь к "Академии Фомы":ACADEMY.FOMA.RU. — НОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ «ФОМЫ»: Тревожность, стресс, паника: учимся правильно понимать свое состояние и его причины. Автор курса: Глеб Ткаченко — психолог, педагог, методист образовательных программ журнала «Фома»; Самые загадочные произведения русской литературы: перечитать, понять, полюбить. Автор курса: Алла Митрофанова — преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. Записаться и оплатить онлайн-курсы помогут предложенные в тексте QR-коды. — С. 94.

Подписка на журнал «Фома». — С.95-96.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает декан философского факультета РГГУ Светлана Коначева. Фото// Фома. — № 11(235) — ноябрь 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?В этом номере журнала я обратила внимание на беседу с Юрием Анатольевичем Шичалиным (с.10).Основанный им Греко-латинский кабинет в начале 1990-х годов был очень значимым пространством для тех, кто ощущал потребность в знании классических языков. <...> Разумеется, должны существовать различные формы образования, но иногда эти новые формы видятся как «нашествие варваров» — тем важнее сохранять островки классического интеллектуального пространства.

2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы посоветовала обратить внимание на материалы, комментирующие тексты Священного Писания. Появление в этом номере материала, посвященного Апокалипсису (с.26) особенно важно в наше непростое время, когда этот текст используется во всякого рода псевдоэсхатологических спекуляциях...

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Хотелось бы увидеть материалы, посвященные современным тенденциям христианской мысли, тексты, проблематизирующие ситуацию современного человека... В целом в материалах журнала мне не хватает неразрешимости и готовности держать вопросы под вопросом. Как писал современный христианский философ Джон Капуто, религиозный смысл жизни пробуждается, когда мы лишаемся основ и уверенности, сталкиваясь с тем, что сбивает нас с толку, будучи совершенно невозможным перед лицом наших ограниченных возможностей. Вот такого «рискованного мышления», как мне кажется, немного недостает журналу.

0
0
Сохранить
Поделиться: