Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома»

Почему в эпоху высоких технологий «Фома» продолжает печатать ежемесячный журнал? Что в нём особенного? Кому он адресован? И как относиться к тому, что он поступает в продажу?

Есть евангельская метафора о камне, на котором всё строится. «Бумажный» ежемесячный журнал и есть для растущего здания «Фомы» такой камень. Несмотря на огромные успехи в развитии нами интернет-проектов, пожалуй, только в журнальной версии удается максимально представить в единстве, балансе и гармонии все основные направления миссии «Фомы». Показать взаимосвязь православной веры и церковной традиции с отношениями между людьми, с историей, культурой, искусством, литературой.

«Фома» формировался, учитывая сразу две задачи: оставаться «своим» для церковных читателей, но при этом стать собеседником, понятным источником знаний о вере, Церкви и христианском восприятии мира для людей нецерковных, независимо от их вероисповедания или неверия. И под это сформированы за годы особый стиль и уникальная композиция журнала. Его разделы и рубрики, которые неслучайно существуют под одной обложкой в определенной последовательности. Причем свою роль играют не только тексты, но и иллюстрирование, и изобразительный ряд журнала. Чтение и восприятие фото и художественных образов взаимно дополняют друг друга.

Журнал — это самая гармоничная форма, несмотря на то что «Фома» параллельно трудится и над интернет-проектами, видео, выпускает бесплатную газету и просветительские плакаты, проводит образовательные курсы (этот список направлений постоянно расширяется). Он более всего удобен для спокойного, внимательного, комплексного восприятия.

Максимально долгоживущий. Не зависящий от наличия/отсутствия гаджетов и доступа к глобальной сети и электричеству. Удачный, красивый в качестве подарка (теперь можно ещё и дарить сертификаты на подписку), для передачи из рук в руки. Но одновременно содержательно наполненный и обращенный к самой широкой и разнообразной читающей аудитории. Читателям любого положения и возраста (включая и подрастающих детей, и родителей, и пожилых людей).

Самый непростой вопрос, о котором кажется необходимым сказать, это тема продажи и платной подписки на бумажного «Фому». Некоторая (небольшая) часть интересующихся журналом, видя, что «Фома» поступает в церковные лавки, розничные киоски периодики и проводит подписные кампании, думает, что речь о зарабатывании средств. И даже о коммерции. Между тем, реальные затраты на создание макета, печать и рассылку «Фомы» почти в три раза (!) превышают отпускную и подписную цену.

Ни о какой коммерции нет и речи. Цена содержит огромную скидку — ради многих малоимущих людей, организаций и церковных приходов. Продажа и подписка лишь способы связи с аудиторией, которая в ином случае просто не нашла бы ежемесячного «Фому» (хотя для них существует множество бесплатных наших каналов: сайты, социальные сети, подборки видео и так далее). И одновременно это попытка хотя бы немного облегчить груз расходов, какие несут благотворители, жертвователи. Без них ни одно направление нашей работы невозможно.

Журнал выходит именно как по-настоящему всенародное начинание, где обязательно присутствует благодеяние и особое отношение к журналу как нашему общему с читателями делу. Которое совершается в любви, постоянном труде, общей радости, молитве. Вере и надежде на Бога. Только так.

4
0
Сохранить
Поделиться: