КИРИЛЬЧЕНКО Ольга
"Бессмертный полк" в Нью-Йорке
Около двух тысяч людей вышли на шествие, чтобы почтить память всех, кто воевал против нацизма и не дожил до наших дней.
Типичное воскресное утро, или Развеселый зоопарк
«Внимание! Внимание! Не забываем: на следующей неделе освящаем животных! Так что не забудьте принести своих домашних питомцев!» — вдруг вещает со сцены некая женщина, стараясь перекричать гул завтракающих. Я застываю в недоумении, а мои сотрапезники совершенно спокойно начинают обсуждать друг с другом: «Джека возьмете?» — «Да ну, нет, он такой невоспитанный. Потопчет лапами всех…» — «А Дикон будет?»
ПИЦЦА ДЛЯ ДУШИ
7 февраля в Москве прошел III ежегодный Форум безопасного Интернета. О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, "Российская газета" решила обсудить с членом Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата, членом Общественной палаты Владимиром Легойдой.
Владимир МЕДИНСКИЙ: "ПОПЫТКИ ВТЯНУТЬ ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИКУ НИЧЕМ НЕ УВЕНЧАЮТСЯ"
16 января сайт "Эха Москвы" опубликовал открытое письмо Бориса Березовского патриарху Кириллу. Прокомментировать этот текст мы попросили доктора политических наук Владимира Мединского.
5 ВОПРОСОВ О ГРУППЕ ДРУЗЕЙ «ФОМЫ» «В КОНТАКТЕ»
Как известно, у «Фомы» существует собственная Группа друзей в социальной сети «ВКонтакте». Здесь читатель может рассказать о себе, предложить волнующие его темы для написания статей, задать вопрос редактору, поучаствовать в фотофестивалях и опросах, регулярно проводимых редакцией, подискутировать с «соратниками» — людьми, так же увлеченными «Фомой»…
Когда и с какой целью она создавалась? Почему стала «закрытой»? Какая атмосфера царит в ней и за что банят? Какие планы по развитию Группы на будущее? С этими вопросами мы обратились к Первому заместителю главного редактора журнала «Фома» Владимиру Гурболикову.
Церковь и интеллигенция должны объединиться для борьбы с антикультурой, — считает митрополит Иларион (Алфеев)
Москва, 24 октября. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) опроверг ряд высказываний о том, что интеллигенция бесполезна для страны и православной интеллигенции не может быть.
«Совершенно не понимаю, почему интеллектуальный труд не может сочетаться с активным членством в Церкви. Я как раз думаю, что интеллигенция — очень важная составляющая нашего церковного организма», — заявил владыка в интервью «Российской газете».
ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — АВГУСТ
Лично меня (чего я сам не ожидал) на этот раз зацепила рубрика «Строфы», где представлены стихотворения Александра Ткаченко. На протяжении номера напряжение нарастает. Мы начинаем с лесных пожаров — темы непростой, которая принесла множество без стольким людям в нашей стране. Потом мы говорим о Теме ужасов — ее название говорит само за себя. Затем следует обширный материал о Цое, который очень хорошо позволят тебе представить тот удушливый и безжизненный мир, где обитают «дети минут». И вот в конце номера — стихи Саши Ткаченко: словно ты из темного, душного дома вдруг вышел на улицу, и там тебя обдало ветром, ты сделал глубокий вдох.
ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — ИЮЛЬ
5. Чем этот номер принципиально отличается от всех предыдущих?
Мне кажется, «Темой номера». Дело в том, что мы применили прием, которого обычно избегали — решили немного попугать своего читателя, в основном статистикой и фактами. Обычно мы не позволяем себе такого, потому что подобная спекуляция на чувствах, конечно, эффективна, но все же больше подходит для «желтой прессы». Однако в теме о разводах мы решили сделать исключение, потому что нам кажется, что с ней связана настоящая катастрофа, масштаб и значение которой для каждой отдельной семьи, да и для всего общества сильно недооценивается. И потому нам показалось, что здесь мы в полном праве слегка встряхнуть читателя, прежде чем перейти к привычному для «Фомы» спокойному разговору о главных смыслах.
ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — июнь
5. Что бы вы назвали открытием номера?
Пожалуй, одно открытие я сделал для себя, когда мы все думали над тем, как проиллюстрировать статью Сергея Худиева о Святом Духе. Поиски неожиданно привели нас к британской художнице Джеки Биннз, которая делает тканые покровы для алтарей. Среди ее работ обнаружился удивительно красивый и необычный покров «Сошествие Святого Духа». Джеки дала нам согласие на использование изображения этого покрова, но цифрового снимка у нее не было — она сделала покров в начале 90-х для церкви святого Николая в Глостере и с тех пор связь с заказчиком никак не поддерживала. Тем не менее Джеки не только предоставила нам контакты, но и лично связалась со старостами храмов, где находились покровы ее работы, посвященные Пятидесятнице. И оба они прислали нам фотографии в хорошем печатном качестве. Одну из них вы можете видеть в вышедшем номере журнала.
История с агиографией
«…нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия, — пишет Василий Ключевский в своем труде «Добрые люди Древней Руси». — Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва».
«Не вижу? Не слышу? Не говорю?» — дебютный фильм оператора «Фомы» Петра Каминского
«…И вдруг я наткнулась на то, что смотреть 16-минутный фильм о слабослышащих и слепоглухих людях — нелегко. Непросто слышать немудреные ответы жителей интерната на вопросы журналиста, их рассказы о своих судьбах… Неуютно еще и потому, что режиссер дает зрителю возможность самому оценить происходящее, не снабжая его никаким напутственным комментарием, утешительным словом.
<…>Но где-то к середине фильма ощущение неуютности рассеивается. Наверное, это случается, когда видишь этих людей в храме…»
ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — МАЙ
…Меня зацепила та картина, с которой Александр Недоступ начинает свое повествование. Он рассказывает, как лечил известного старца, архимандрита Кирилла (Павлова), участника войны, и видел, как уже в почти беспамятном состоянии отец Кирилл шептал «война, война…» и махал рукой, словно в ней было кадило и он совершал поминальную службу. Мне было больно читать это. Но, как ни парадоксально, именно за причиненную боль я благодарен этому материалу. В нескольких строках тут передано то, что вряд ли смог бы передать целый учебник по истории войны…