ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — АВГУСТ1. Что стало (кто стал) для Вас на этот раз «открытием номера»?

На мой взгляд, «открытие номера» — это текст Марины Журинской «Дети минут» о Викторе Цое. Хотя на самом деле это материал о культуре вообще. Для нас это первый опыт публикации такой глубины и такого объема. Это материал, который требует активной работы читателя. Может быть, даже неоднократного его перечитывания.

Почему это для меня «открытие»? Потому, что о многих вещах, особенно широко известных, популярных, часто бытует мнение стереотипное. Мы смотрим на них и считаем, что это нечто «попсовое», давным-давно нам понятное. И зачем за ним искать чего-то еще? Давайте поговорим о предметах более глубоких. Но рассуждая таким образом, мы зачастую упускаем нечто важное. Иногда за какой-то простотой мы не видим смысла, который за ней скрывается.

И для меня, и для людей, отзывы которых я слышал, сама попытка разговора по такой, казалось бы, поверхностной теме, но на такой глубине, стала открытием. Она буквально открыла им глаза на то, куда эти глаза смотреть и не думали.

2. Какой материал, на Ваш взгляд, — самый актуальный?



Самый актуальный материал этого номера — пожалуй, колонка главного редактора Владимира Легойды. Казалось бы, в ней не идет речи о событии, о котором все говорят, которое все обсуждают. Но темой, поднятой в колонке, он охватывает практически всё, что сейчас обсуждается — как в церковной среде, так и в обществе в целом.

Владимир Романович поднимает тему пессимизма — негативного взгляда на будущее, на то, что нас ждет. И действительно: мы можем внутри Церкви или в обществе в целом говорить о многих-многих проблемах, мы можем строить планы по их решению. Но пока не будет соответствующего, продуктивного настроя, с которым эти проблемы следует решать — вряд ли что-то получится.

И в этом плане Легойда в колонке говорит фундаментальные и действительно актуальные вещи.



3. Какую проблему на страницах этого номера решить НЕ удалось?

В этот раз нам не удалось в журнале сделать акцент на материалы более личностные и более лирические. Мы и сами думали: почему так получается? И наполовину всерьез, наполовину в шутку сказали себе, что август — как известно, в России месяц тяжелый, «месяц катастроф».

А если серьезно, то действительно довольно большой крен идет в интеллектуальную сторону, основной упор делается на материалы, которые требуют вдумчивого, серьезного чтения... И, наверное, немного не хватает в августовском номере некой атмосферы «легкости», просто чистой радости.



4. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?

Лично меня (чего я сам не ожидал) на этот раз зацепила рубрика «Строфы», где представлены стихотворения Александра Ткаченко.

На протяжении номера напряжение нарастает. Мы начинаем с лесных пожаров — темы непростой, которая принесла множество без стольким людям в нашей стране. Потом мы говорим о Теме ужасов — ее название говорит само за себя. Затем следует обширный материал о Цое, который очень хорошо позволят тебе представить тот удушливый и безжизненный мир, где обитают «дети минут». И вот в конце номера — стихи Саши Ткаченко: словно ты из темного, душного дома вдруг вышел на улицу, и там тебя обдало ветром, ты сделал глубокий вдох.

5. Чем этот номер принципиально отличается от всех предыдущих?

Этот номер отличается от всех предыдущих и даже от всех будущих выпусков тем, что он 100-й. Это первый действительно крупный юбилей — если исходить из порядка номеров журнала в истории «Фомы». Этим он отличается.

В августовском номере мы делаем несколько попыток понять, а что же все-таки изменилось с первого номера. И когда мы открыли первые выпуски, то вынесли для себя полезный урок. Все эти 15 лет мы, естественно, думали, как сделать журнал другим, как его улучшить, как его сделать более современным, актуальным. Но открыв первые номера «Фома» — казалось бы, давным-давно знакомых нам и не раз читанных — мы обнаружили, что и сейчас не можем от них оторваться. И поняли, что нечто в «Фоме» всегда должно оставаться неизменным. И с одной стороны это стало холодным отрезвляющим душем. А с другой — это снова нас вдохновило на новые материалы.

Поэтому я считаю символичным, что есть, например, в этом номере материал Киры Поздняевой — матушки из Гонконга, который на самом деле включает в себя два текста. Один — старый, из одного из первых номеров «Фомы»; и второй — продолжение этой истории в сегодняшнем дне. И в этом материале, очень радостном и светлом — видно, что в любую эпоху (15 лет назад или сегодня) может действительно нести тебе счастье, вдохновение и радость. Это настоящий повод для оптимизма, о котором писал Легойда в своей колонке.

Беседовала Ольга Кирильченко.

Фото Владимира Ештокина
.

0
1
Сохранить
Поделиться: