1. Что стало (кто стал) для Вас на этот раз «открытием номера»?
Возможно, это парадоксально, но я назвал бы «открытием» номера большой материал о святителе Луке (Войно-Ясенецком).
С одной стороны, многие наслышаны и начитаны об этом святом враче. Пожалуй, у людей церковной и околоцерковной культуры может даже сложиться впечатление: «А что еще нового можно о нем сказать?»
С другой стороны, немало людей образованных, и даже знакомых с историей Церкви, вообще ничего не слыхали о Луке (Войно-Ясенецком).
Мне кажется, эта публикация может стать «открытием» и для тех, и для других. Те, кто о святителе ничего не знал — узнают. А что касается тех, кто о жизни владыки уже неплохо осведомлен — многие из них, возможно, откроют для себя новую, «не-лубочную» сторону его жизни.
Ведь что скрывать: мы привыкли воспринимать его (да и других святых) достаточно шаблонно. Мол, вот замечательный человек, который умудрялся быть и врачом, и священником, и все репрессии он пережил и преодолел, и всех любил. Но на самом деле это было не так просто, как кажется.
Ему было тяжело совмещать служение священника и служение врача, и в какой-то момент он даже пытался оставить священническую «должность». Ему было тяжело простить тех, кто в течение 20 лет преследовал его и мучил — и он им открыто об этом говорил. Да и характер у него был не сахар: нередко святитель проявлял вспыльчивость. Но в то же время умел каяться в этом, просить прощения у людей — а это порой так нелегко! Он через мучения нашел компромисс, до конца жизни продолжая служить и врачом, и священников. Наконец, он любил людей несмотря на то, как несправедливо они с ним поступали.
Словом, это был живой человек со своими достоинствами и недостатками — такими же, как у всех нас. Однако он смог найти в себе силы преодолеть себя и вступить на путь святости, что удается, увы, немногим. Святитель Лука в чем-то укор нам: мол, вот он смог, а мы нет. Но в то же время он подает нам надежду. Святые — это не сказочные персонажи и не герои «былых времен»! Они — такие же, как мы. И думается, всем нам предстоит открывать святителя Луку еще миллион раз.
2. Какой материал, на Ваш взгляд, — самый актуальный?
Прежде всего, это, безусловно, «Тема номера», посвященная «поколению разводов». Эта проблема актуальна, поскольку коснулась большинства наших современников. С трагедией развода так или иначе столкнулся каждый. Я уверен, что значительный процент наших читателей если не разводился, то вырос в неполных семьях или не дай Бог еще столкнется с этим на примере своих детей, родителей, знакомых...
А еще я бы выделил материал — интервью с игуменом Петром (Еремеевым) «Православной физики не бывает». Он короткий, но затрагивает больную для нас тему. У нас сейчас действительно любят навешивать ярлык «православный» на всё подряд. «Православный историк», «православный бизнесмен», «православный сантехник», и «православный вуз» — «православное всё-что-угодно»... Отец Петр коротко, но четко дал ответ на то, как к этому относиться.
3. Какую проблему на страницах этого номера решить НЕ удалось?
Думаю, журнал не решил проблему, поставленную «Тема номера», — речь о тех же разводах. Да и как решить ее в журнале? Мы лишь констатировали то, что ее невозможно решить также и на государственном уровне, и в масштабе человеческого общества. На самом деле ее могут решить только двое — те, кому предстоит развод.
Журнал тут может лишь подсказать, в каком направлении двигаться, напомнить, что по этому поводу говорится в Евангелии... Но дать шаблон, «рецепт» пошагового преодоления трудностей здесь не удастся.
Никакое периодическое издание, никакая внешняя проповедь никогда этой проблемы не решат — тем более, в глобальном масштабе. Они лишь могут помочь людям пройти этот сложный путь и избежать катастрофы распада семьи.
4. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Меня тронул текст протоиерея Всеволода Чаплина «Христос Евангелия или идол «хороших людей»?». Статья очень жесткая. Я знаю, например, что не все ее приняли в интернете. Но тема такая, что решать ее по-другому не выйдет. Здесь нужно проявить некую резкость. Действительно, Христос — это не тайный социалист, не хиппи и не бродячий проповедник из известного мюзикла.
Когда Эндрю Ллоид Уеббер писал рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», то признавался: ему интересно именно то, что Христос по сюжету — обычный человек. А мне на самом деле не очень это интересно, потому что будем откровенны: бродячих проповедников, просто доморощенных пророков из рода человеческого цивилизация знала много... и увы, их трагедии всегда одинаковы. В Христе важно не это, поскольку иначе Он просто встал бы в этот ряд. Суть именно в том, что Он — Господь Бог, и Он выше наших земных представлений и схем. Никто не может сказать: «Христос — такой как я». Он всё-таки лучше всех нас.
5. Чем этот номер принципиально отличается от всех предыдущих?
Мне кажется, «Темой номера». Дело в том, что мы применили прием, которого обычно избегали — решили немного попугать своего читателя, в основном статистикой и фактами. Обычно мы не позволяем себе такого, потому что подобная спекуляция на чувствах, конечно, эффективна, но все же больше подходит для «желтой прессы». Однако в теме о разводах мы решили сделать исключение, потому что нам кажется, что с ней связана настоящая катастрофа, масштаб и значение которой для каждой отдельной семьи, да и для всего общества сильно недооценивается. И потому нам показалось, что здесь мы в полном праве слегка встряхнуть читателя, прежде чем перейти к привычному для «Фомы» спокойному разговору о главных смыслах.