Москва, 24 октября. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) опроверг ряд высказываний о том, что интеллигенция бесполезна для страны и православной интеллигенции не может быть.

«Совершенно не понимаю, почему интеллектуальный труд не может сочетаться с активным членством в Церкви. Я как раз думаю, что интеллигенция — очень важная составляющая нашего церковного организма», — заявил владыка в интервью «Российской газете».

Вместе с тем митрополит Иларион признал существование «водораздела между миром Церкви, с одной стороны, и миром культуры и интеллигенции, с другой». Это корпоративное «размежевание» между двумя мирами, по мнению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, берет начало еще в дореволюционной России. Его корни владыка видит еще в реформах Петра Великого, стремившегося «перекроить устройство Церкви» в соответствии с западными порядками, что привело к культурологическому надлому. Кроме того, была принята установка, «согласно которой... священники должны только крестить, венчать, отпевать, служить, но не должны заниматься каким-то общественно значимым делом, а позиция Церкви не должна влиять на жизнь общества».

Как следствие, «и интеллигенция, и культура в XVIII, а особенно в XIX веке стали в России чисто светскими. И точек соприкосновений с Церковью у них было очень мало». Сам будучи композитором, владыка Иларион приводит пример из близкой ему области: «В Церкви были свои композиторы, которые писали только церковную музыку, а светские — только светскую... Когда Чайковский написал "Литургию", сам этот факт вызвал большую полемику, его музыка не была Церковью принята».

В советские годы Церковь и интеллигенция неожиданно оказались по одну сторону баррикад: «Советская власть была гонительницей и Церкви и интеллигенции». Но в итоге «вся дореволюционная интеллигенция по сути была истреблена в годы сталинского террора», — поясняет владыка.

Что касается века нынешнего, «само противопоставление — интеллигенция и Церковь, по мнению митрополита Илариона, — искусственно». «Я это говорю и по собственному опыту, и по опыту моей семьи, и по опыту тысяч других людей, которые себя относят одновременно и к интеллигенции и к Церкви. Нет никакого противоречия между тем, чтобы принадлежать и к той и к другой группе людей», — вновь подчеркнул митрополит.

В преодолении «искусственных схем и водоразделов», по убеждению председателя ОВЦС, должно помочь Предание — «вся совокупность духовного и религиозного опыта предшествующих поколений, которая передается нам и от нас должна быть передана нашим потомкам».

Ведь если в прошлом речь шла о корпоративных «межах» между миром Церкви и миром искусства, культуры, интеллигенции; то основная проблема в веке нынешнем — «та антикультура, которая у нас нередко выдается за культуру» в перенасыщенном информацией современном обществе.

«Вместо того, чтобы воспитывать людей в нравственном отношении, делать их духовно более чистыми, она, наоборот, развращает, — считает митрополит Иларион. — Так называемая популярная культура, "попса", нередко бывает столь низкого качества и несет столь низменные нравственные посылы, что ее с полным правом можно называть антикультурой».

Митрополит Иларион отводит современной интеллигенции немаловажную роль, считая, что «это люди, которые производят идеи и оказывают решающее влияние на мировоззренческую составляющую нашего бытия... Поэтому сегодня очень важен прямой и тесный контакт и диалог между Церковью и интеллигенцией».

«Я думаю, что общая задача интеллигенции и Церкви как раз заключается в том, чтобы созидать сегодня полноценную культуру, искусство высокого эстетического уровня, в то же время несущее в себе мощный позитивный нравственный заряд, — подытожил владыка. — А также способствовать возрождению и развитию гуманитарных наук, которые необходимы для полноценного развития общества».

Полный текст интервью см. на сайте «Российской газеты»

Фото Сергея Севастьянова, с сайта «Российской газеты».

0
0
Сохранить
Поделиться: