1. Какой материал, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Самое актуальное в номере — «Тема номера: Война, не дающая покоя». Тема приурочена к дате начала Великой Отечественной войны, в ней обсуждается тот след, который оставила она в жизни нашей страны. Наследие войны — это не только разрушенная промышленность и экономика, это в первую очередь разрушенные семьи, изломанные жизни. Удивительная штука, война закончилась 66 лет назад, но нас воспитали те, кто ее пережил, те, для кого ужас войны — живая память об умершем папе, деде, не вернувшемся с фронта, голоде, унижениях и нищете. И даже если у нас ничего не поворачивается в душе при упоминании войны, мы все равно — ее дети и внуки.
В «Теме» ведут внутреннюю дискуссию психолог Людмила Петрановская и публицист Егор Холмогоров. Скажу сразу, мне не близко многое в статье Людмилы Петрановской, но очень дорог главный месседж ее статьи: быть добрее друг к другу. К тем, кто носит георгиевские ленточки, и к тем, кто их не носит, к тем, кто приносит цветы к могиле неизвестного солдата, и к тем, кто, радуясь выходному, едет с семьей на шашлыки. Потому что только так, поддерживая друг друга, мы сможем прийти к тому, что когда-нибудь наши дети и внуки будут воспринимать ту войну, как мы воспринимаем войну 1812 года. С интересом, с уважением, с гордостью, но совсем без боли.
Хорошую эмоциональную точку в «Теме» ставит иеромонах Димитрий (Першин), хотя история, рассказанная им в конце статьи «Я не участвую в войне — она участвует во мне», относится не к Великой Отечественной войне, а к относительно недавней — чеченской (с болью которой нам еще жить и жить):
В 2009 году Прощеное воскресение выпало на 1 марта — день, когда в 2000 году в Чечне псковские десантники погибли, но предотвратили прорыв боевиков Хаттаба. Недели за две до Прощеного подходит ко мне подросток с вопросом, что можно сделать в этот день?
«Перед нами три сценария, — ответил я ему. — Первый — возмущаться генералами. Второй — присоединиться к скинхедской тусне. Третий: ответить, пусть и с опозданием, на надежду погибших, что помощь придет».
На немой вопрос о третьем пояснил: «Собери ребят, найдите в сети имена всех погибших, распечатайте их вместе с последованием панихиды и давайте вместе её совершим. Но до Прощеного я буду в командировке».
В итоге пришли не только православные следопыты, но и реконструкторы, и какие-то еще клубы и молодежные субкультуры, — в общем, очень разные подростки и молодежь. Некоторые впервые в жизни заглянули в храм. Каждому раздали чинопоследование, мы вместе молились об упокоении пограничников, независимо от их национальности и религиозности.
Всё это они организовали сами!
2. Какую проблему на страницах этого номера решить НЕ удалось?
К слову о чеченской войне. Лично мне не хватило полноты раскрытия в теме православия и межэтнических отношений, поднятой в интервью с Александром Журавским «Православие и русские ценности». Александр Владимирович — директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации. И в своем интервью он высказывается в первую очередь как лицо должностное. Иными словами при всей остроте заявленной темы, вышла она несколько академично и скупо. Конечно, это не тот случай, когда нужно выступать с резкими и однозначными суждениями. Тем не менее, заявленная тема осталась открытой.
Неожиданно на проблему межэтнических отношений выходит Михаил Тарусин, рассуждая о теме номера в рубрике «Эпилог». Не обращаясь напрямую к интервью Александра Владимировича, он говорит о понятии «русский». В Великую Отечественную войну русские (и не только они) сражались за правду и это сознание правды и дало нам одержать Победу. И так было всегда. Единственный общенациональный русский (и российский) праздник — День Победы. Фактически, единственная в настоящий момент точка объединения, точка сборки нашего многонационального и многоконфессионального государства.
3. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Интервью с Александром Гезаловым — при всей его неоднозначности, а может быть, и благодаря ей. О проблеме социализации детдомовских детей рассуждает воспитанник детского дома и многодетный отец. А провокационный заголовок даже вынесен на обложку — «Почему детдомовцам не нужны праздники». Едут в детдом волонтеры и устраивают детям беспрерывный праздник, — рассуждает Александр,— а потом с легким сердцем — домой. Но детям не праздники нужны, а родители. И многие важные жизненные навыки, которых им в детском доме просто неоткуда почерпнуть.
С чем ребенок, вокруг которого все детство плясали и пели, выйдет в мир? Все это не формирует личность, не дает компетенций, не прибавляет знаний. Какие навыки — интеллектуальные и физические — ребенок приобретает? Никаких. Он только привыкает все время быть в позиции получающего, но не дающего, не производящего. Ему играют на баяне — и он радуется. А ему нужно, чтобы он видел баян и думал: «Какое образование получает музыкант? Могу ли я как-то применить увиденное для будущего трудоустройства?»
По-своему символично, что на заставке материала стоит фотография Дмитрия Маркова, удивительного человека, который занимается проектом по социализации детдомовских детей под Псковом. Он тоже раньше ездил волонтером в детские дома. Но в какой-то момент перестал. Теперь он приезжает туда только, когда забирает оттуда подростков в свой проект — деревенский дом, где они сами готовят себе еду, учатся работать, жить и взаимодействовать с окружающими. Он борется за их права, координирует жизнь всего этого непрерывного праздника жизни и, конечно, фотографирует. Кстати, Дмитрий — победитель нескольких российских и зарубежных фотоконкурсов (репортаж о его проекте можно прочесть в спецвыпуске «Фомы», посвященном Году равных возможностей).
4. Чем этот номер отличается от всех предыдущих?
Сбалансированностью. И вместе с тем — насыщенностью и разноплановостью. Есть тема Великой Отечественной войны — это то, что касается каждого. Есть интервью с профессором МГИМО, ведущим передачи «Умники и умницы» Юрием Вяземским — интересный и глубокий материал о знании и вере. Интересно было узнать о том, что и как рассказывает о вере Юрий Павлович своим студентам. Материал о Бутовских новомучениках, из которого мы узнаем о том, как к опыту почитания русских святых XX века обращаются западные христиане — англичане, французы… и в этом подают пример и нам. В рубрике галерея — интервью Екатерины Соловьевой с замечательным советским мультипликатором Леонидом Носыревым, автором «Волшебного кольца» и «Антошки». И конечно же, прекрасный фоторепортаж Александра Бурого о Православии в Закарпатье.
5. Что бы Вы назвали открытием номера?
Пожалуй, одно открытие я сделал для себя, когда мы все думали над тем, как проиллюстрировать статью Сергея Худиева о Святом Духе. Поиски неожиданно привели нас к британской художнице Джеки Биннз, которая делает тканые покровы для алтарей. Среди ее работ обнаружился удивительно красивый и необычный покров «Сошествие Святого Духа». Джеки дала нам согласие на использование изображения этого покрова, но цифрового снимка у нее не было — она сделала покров в начале 90-х для церкви святого Николая в Глостере и с тех пор связь с заказчиком никак не поддерживала. Тем не менее Джеки не только предоставила нам контакты, но и лично связалась со старостами храмов, где находились покровы ее работы, посвященные Пятидесятнице. И оба они прислали нам фотографии в хорошем печатном качестве. Одну из них вы можете видеть в вышедшем номере журнала.
Отзывчивость и удивительная открытость этих британских христиан (по-видимому, англикан) — это настоящее открытие, пусть маленькое, но на мой взгляд, очень важное.
Беседовала Ольга Кирильченко.
Фото Владимира Ештокина.