Благовещение в христианском искусстве
Как и другие великие праздники, событие Благовещения Пресвятой Богородицы очень рано нашло свое отражение в христианском искусстве, в частности, в иконографии.
Первые связанные с ним изображения встречаются уже в росписях катакомб христиан первых веков: например, Присциллы (II–III вв.), Петра и Марцеллина (III – первая половина IV в). На этих росписях изображен юноша, произносящий определенную речь. Его рука вытянута по направлению к сидящей в кресле женщине.
В V веке изображения праздника Благовещения становятся более четкими, понятными и торжественными. Например, на рельефе саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне (Италия) изображен ангел с большими крыльями и посохом в левой руке. Матерь Божия написана в виде женщины с веретеном, пряжей и корзиной у ног.
В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440 гг.) праздник Благовещения запечатлен еще более торжественно. Богородица изображена величественно восседающей на царском престоле, в пышном платье с драгоценными украшениями. Над Ней написаны фигуры ангела и голубя (образ Святого Духа). Вокруг престола также имеется несколько фигур ангелов Божиих, которые разговаривают с Божией Матерью и праведным Иосифом. Все это говорит о том, что в тот время память о Благовещении еще более укрепилась в литургической жизни христианской Церкви, а соответственно, усилилось и почитание этого праздника.
Примерно в этот же период появляется и еще одна традиция изображения Благовещения в иконографии – Матерь Божия у источника (колодца), где к Ней и обращается ангел Божий.
VII век рождает другой тип иконографии – Богородица, стоящая перед престолом. Однако более широко этот тип распространяется позже, в Средние века.
Что касается византийского, балканского и древнерусского искусства, то здесь перенята раннехристианская (катакомбная) традиция изображения праздника. Это, например, икона «Деисус и двенадцать праздников» и икона-тетраптих «Двенадцать праздников» (XII в.) – обе из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае (XI–XII вв.), две иконы с изображением архангела Гавриила и Богородицы в музее Охриды (XII в.).
На иконах и фресках, которые написаны после второй половины XII века, фигуры ангела и Богородицы изображаются уже в движении, действии, с эмоциями.
В XIII–XIV веках в иконографии праздника появляются новые детали и персонажи. Так, рождается традиция писать фигуры служанок. Например, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, в сцене у колодца, Матерь Божию, Которая слушает ангела, окружают несколько дев, держащих Ее под руки. В других вариантах служанка выглядывает из-за колонны или сидит у ног Божией Матери, когда Та прядет пряжу. Есть версия, что этот сюжет связан с текстом из «Протоевангелия», где рассказывается о восьми девах, прядущих завесу для храма.
В XVI веке иконография Благовещения получает еще одну деталь, теперь уже от русских иконописцев. В центре иконы изображается пещера с надписью «Рождество Христово», а вместо фигуры Христа Ветхого деньми – Господь Саваоф с нимбом в виде перекрестных красного и синего ромбов.
Так как событие Благовещения предвозвестило рождение Спасителя, Который вернул людям возможность войти в Царствие Небесное, то праздник изображается на царских вратах иконостасов. Одно из самых известных подобных изображений можно увидеть на царских вратах из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае (XIII в.) и на вратах из Хиландарского монастыря на Афоне (XVII в.).
На Руси сформировалась традиция изображений на царских вратах, где Богородица помещена в навершии створок, а на основном пространстве изображаются или святители (Василий Великий и Иоанн Златоуст), или четыре евангелиста.
В XVII веке с Запада на Русь приходит традиция изображения коленопреклоненной Божией Матери перед аналоем, читающей книгу пророка Исайи (с пророчеством о рождении Спасителя от Девы), и архангела Гавриила с лилией в руке. Такие изображения встречаются на иконах из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля.
В подобных сюжетах можно заметить то влияние западного христианства, которое подчас, не искажая сильно принятую традицию, вносило в нее новые художественные особенности.
«Благовещение» Филиппо Липпи
Все работы на тему Благовещения Филиппо Липпи объединяет поэтичность, мягкость красок. Лицо Девы Марии — всегда прекрасно, спокойно и одухотворено, вне зависимости от Ее позы, которая может быть или покорной, или слегка испуганной, когда Мария чуть наклоняется к Посланнику, словно пытаясь остановить его.
Читать далееБоттичелли — рыцарь Богоматери
Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу.
Читать далее«Благовещение» Донателло
Донателло запечатлел видение им сцены Благовещения в рельефе для церкви Санта Кроче, Флоренция (около 1428–33 годов).
Читать далее«Благовещение» Яна ван Эйка
Нидерландский живописец Ян ван Эйк поместил сцену Благовещенияна створки Гентского алтаря (1432) в соборе святого Бавона.
Читать далее«Благовещение» Карло Кривелли
Святой Эмид показывает Архангелу макет города, который находится под его покровительством. Архангел и слушает святого, и передает Деве, перед окном которой он находится, Благую Весть.
Читать далее«Благовещение» Лоренцо Лотто
Самой значительной работой венецианского живописца Лоренцо Лото считается алтарный образ «Благовещение» в церкви Санта Мария сопра Мерканти в Реканати (ок. 1527-29).
Читать далееБлаговещение и фрески Джотто
В итальянском городе Падуя находится особая часовня, которую называют капелла Скровеньи, в которой можно увидеть потрясающие по красоте фрески. Вся эта часовня посвящена Пресвятой Богородице. И она была освящена в праздник Благовещения. Расписывал эту часовню Джотто, великий мастер.
Читать далее«Благовещение» Фра Анжелико
Монах–художник легко пользуется законами перспективы, но не выставляет напоказ свое умение владеть ими. Вещная красота здешнего мира его не привлекает.
Читать далее«Благовещение» Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства. И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».
Читать далее«Благовещение» Франческо дель Косса
Франческо дель Косса, итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, написал «Благовещение» в 1470 году (Дрезденская картинная галерея).
Читать далее«Благовещение» Василия Сурикова
Представленная на XII выставке Союза русских художников в 1914–1915 году, картина была встречена неблагоприятными отзывами коллег и критиков. Им казалось, что именитый художник не оправдал ожиданий, что от него надеялись получить гораздо большее…
Читать далее«Благовещение» Владимира Боровиковского
Владимир Боровиковский, который чаще воспринимается как мастер портрета, на самом деле уделял в своем творчестве большое место и религиозной тематике. Боровиковский был верующим человеком, сыном иконописца, и вера просто была неотделимой частью его жизни и творчества.
Читать далее