2 и 3  февраля  проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной  жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, среди которых были и проблемы, связанные с не всегда адекватным устроением церковной евхаристической жизни. В документе эти проблемы названы и указаны пути их решения. Даны самые главные ответы на наиболее проблемные вопросы, возникающие в контексте практики исповеди и причащения мирян в условиях современной жизни.

Предлагаем читателям сайта журнала «Фома» обзор основных положений этого текста.

Документ открывается тезисом, задающим тональность всему тексту: «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин».

В первой части  рассказывается о разных  практиках причастия мирян и монахов в древней Церкви. Одни, по свидетельству святителя Василия Великого, причащались четыре раза в неделю, другие, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, лишь раз  или два раза в год во время Великого поста.

Здесь же рассказывается о разных сроках поста перед причастием – от недели до одного дня в особых случаях.

В тексте упоминается распространенная практика XIX начала ХХ века, когда миряне причащались 4 раза в год во время длительных постов, а также приводятся свидетельства святых отцов и новомучеников, призывающих к более частому принятию Святых Христовых Тайн мирянами (до еженедельного и даже чаще).

Вторая часть документа посвящена срокам поста перед причастием.

В тексте говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и  6 -8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви.

Создатели документа напоминают о необходимости соблюдать евхаристический пост в день причастия. После полуночи и до принятия таинства взрослые и дети с 7 летнего возраста не должны пить воду или принимать пищу.   В тексте говорится о том, что евхаристический пост могут не соблюдать младенцы,  «лица, страдающие тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим»,  а также беременные и кормящие женщины.

Евхаристический пост также предполагает воздержание от курения с вечера накануне причастия.

В документе говорится о необходимости чтения последования ко Святому Причащению, которое состоит из «канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий».  Молитвенное правило может меняться по благословению духовника и должно учитывать возраст, род занятий и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию.

Перед причастием мирянину необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию. Исключение делается для инвалидов и родителей с маленькими детьми.

В документе строго запрещается существовавшая в советское время практика, когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

Третий раздел документа  рассказывает о связи таинств Покаяния и Евхаристии.

В особых случаях (например, на Страстной или Светлой седмице)  духовник может разрешить мирянам причащаться несколько раз в неделю без обязательной исповеди. При этом человек может сам подойти к священнику и принести покаяние, если испытывает в этом потребность.

Рекомендовано также исповедовать мирян на Всенощном бдении или утром до начала литургии, чтобы не лишать исповедующегося молитвенного присутствия на литургии.

Документ запрещает мирянам причащаться «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».

Священник без благословения своего епископа не может отлучить от причастия мирянина сроком больше чем на год.

В тексте документа также подтверждается традиция недопустимости причащаться во время месячных и сразу после родов, но специально оговариваются особые случаи: «смертной опасности, а также, когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Отдельный пятый раздел документа посвящен причащению мирян, живущих в невенчанном браке.

Документ  разрешает причащать людей, расписанных в ЗАГСе и вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, но при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания.

Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия второго супруга.

Последний VI раздел документа посвящен исповеди и причастию маленьких детей.

В документе говорится о том, что отношение детей к Таинствам зависит от родительского примера, поэтому папам и мамам рекомендуется причащаться вместе с детьми.

Дети с 7 до 10 лет дети начинают учиться исповеди, но еще могут причащаться и без нее. При этом духовники и родители должны вместе решать вопросы, связанные с частотой детского покаяния.

Для младенцев младше 3 лет евхаристический пост не нужен. Дети с 3 до 7 лет должны постепенно учиться причащаться натощак.

Молитвенное правило для ребенка подбирают родители и духовник «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка».

 

Фото Юлии Маковейчук

11
4
Сохранить
Поделиться: