В пятое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем память нескольких древних святых. Среди них есть даже родственники, пострадавшие за Христа — мученики Прокл и Иларий (дядя и племянник), мученики киевские Феодор и Иоанн (сын и отец). А также грузинские святые, подвизавшиеся на Афоне преподобные Иоанн и Гавриил, и основатели монастырей Михаил Малеин, Арсений Новгородский и Симон Воломский. В воскресенье 25 июля Церковь поминает в молитве святую с необычным для нашего слуха именем Голиндуха.
Но особенно 25 июля выделяется в церковном календаре благодаря празднику иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» (VIII век).
Подробнее о чудотворных иконах Богородицы читайте в наших материалах:
• Перед какими иконами молились Богородице во время эпидемий?
• Сколько всего чудотворных икон Божией Матери?
• Владимирская икона и Третьяковская галерея
• Рассказ об одном из списков иконы Богородицы «Троеручица», перед которым молилась семья последнего императора России страстотерпца Николая, слушайте на радио «Вера».
Тропарь Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»
Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».
Кондак Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.
Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.
Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье 25 июля.
День памяти святых
Мученики Прокл и Иларий (II)
Краткое житие мученика Прокла и его племянника Илария, которых всегда изображают на иконах вместе, слушайте на радио «Вера».
Исповедница Голиндуха, во Святом Крещении Мария (591)
У нее было положение в обществе и богатство, но поверив в спасителя, она 18 лет провела в тюрьме. Некоторые факты жития святой Голиндухи слушайте на радио «Вера».
Преподобный Михаил Малеин (962)
История одного из богатейших людей своего времени, святого Михаила, который оставил все имущество брату и 50 лет нес монашеский подвиг, слушайте на радио «Вера».
Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн (983)
Предки нынешних шведов и норвежцев пострадали от язычников в Киеве за веру во Христа. Краткий рассказ об их исповедничестве слушайте на радио «Вера».
Преподобные Иоанн (1005) и Гаврил (X) Святогорцы, Грузинские
Иоанн был знатным вельможей и родственником грузинского царя. В одном из Имеретинских монастырей он принял схиму, жил и трудился на горе Олимп. Прославился основанием Иверского монастыря на Афоне, где после его смерти стал настоятелем его сын, преподобный Евфимий Новый.
Преподобный Гавриил по повелению Богородицы должен был с верой пойти по морским волнам и принять Ее икону. Читайте подробнее об этом в нашем материале об Иверской иконе Божией Матери.
Преподобный Арсений Новгородский (1570 или 1571)
Через полгода после свадьбы он тайно бежал из родного Ржева в Великий Новгород, а через пять лет написал жене и матери письмо, в котором утешал их евангельским обещанием вечной блаженной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19).
В миру его звали Амвросий, он родился в семье благочестивых христиан Ржева. Его отец, Григорий, научил своему ремеслу сына. Амвросий прилежно занимался выделкой кож, подавал нищим милостыню, ежедневно молился в церкви. После смерти отца Амвросий мать заставила его вступить в супружество с Марией, но через полгода он оставил дом и родных и бежал в Великий Новгород. Там он занимался своим ремеслом и тайно постился и молился.
В 1562 году с помощью Феодора Димитриевича Сыркова, благочестивого строителя храмов и монастырей, он основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище. Здесь он принял монашеский постриг с именем Арсений.
Жизнь он вел строгую, на теле носил вериги, прикрытые бедной и ветхой одеждой. Непрестанная молитва его сопровождалась даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем монастыре. Его слезы были не только покаянными — он плакал о земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев.
В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Многие неповинные души послал ты в Царство Небесное». Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословения на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь». Обрадовался его готовности царь, но это было только таинственное предсказание о собственной кончине. Наутро, приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений отошел к Богу.
Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Ржеве.
Преподобномученик Симон Воломский (1586 — 1641)
Святой подвижник, основатель и игумен Воломского монастыря был злодейски убит в основанной им обители. Причем пострадал он не от рук разбойников, а от... соседей.
Симеон, сын крестьянина Михаила монастырской Волоколамской вотчины, после разорения отца пошел в Москву, где научился портняжному ремеслу. Через Устюг дошел он до Соловецкого монастыря, где научился грамоте и церковному пению. В 24-летнем возрасте он принял постриг в Пинегской Макарьевской обители, по благословению игумена некоторое время паломничал по монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а в 1613 году поселился в непроходимом Воломском лесу.
Пять лет прожил один в тесной келье: питался овощами, которые выращивал, иногда просил хлеб как милостыню в селениях. Когда окрестные жители узнали место его жительства, то старались его вытеснить — монах терпел гонения, но удержался на избранном месте.
Когда к нему стали собираться ученики, преподобный Симон, по грамоте царя Михаила Феодоровича и благословению Ростовского митрополита Варлаама, построил храм в честь Воздвижения Креста Господня. Однако вскоре после освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподобный Симон стал строить новую церковь. В 1620 году, когда храм также в честь Воздвижения Креста Господня был построен, преподобный Симон пошел в Ростов, чтобы просить у архиепископа Варлаама антиминс и нужную утварь. Но он получил не только все необходимое для богослужения, но и принял от руки его и сан священства. Возвратившись в свою обитель, преподобный Симон уже сам освятил новую церковь.
Преподобный игумен Симон был для братии примером трудолюбия, смирения, простоты. А дарованные царем жалованные грамоты на владение землей в округе на 10 верст вызывали у некоторых крестьян зависть и злобу. Однажды три злодея напали на святого старца, когда он один рубил лес, навалили на него колоду и грозили убить, если он не отдаст им грамоту на землю. Едва умолил их иеромонах отпустить его, чтобы поискать грамоту. Возвратясь к своим, он рассказал об угрожавшей опасности. Монастырские люди нигде не могли найти нападавших.
12 июля 1641 года, когда большинство иноков обители ушли на праздник в честь Прокопия Устюжского (память 8/21 июля), злоумышленники пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь стали требовать грамоту. Преподобный умолил их отпустить его в церковь, где после молитвы причастился в алтаре запасными Дарами, и вышел: «Теперь делайте со мною, что хотите».
Несколько дней лежало растерзанное ножами тело, не вредимое ни зверями, ни птицами. Братия обрели блаженного мертвым пред дверьми его келлии, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание, и тело преподобномученика Симона было с честью погребено с левой стороны созданного им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в основном исцеления больных. В 1646 году началось почитание преподобномученика, ему была составлена служба с описанием жития и чудес.
Особенности православного богослужения
В расписаниях богослужений приходских храмов и монастырей часто можно увидеть специальное время, выделенное для чтения акафиста или канона. Дело в том, что многие молитвы, их тексты и песнопения, созданы по четким правилам. Важна цель обращения к Богу: благодарность, покаяние или прошение. Пояснения к названиям православных молитв и их значении читайте в нашем материале «Зачем православным столько разных молитв?».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 29 — глава 9, стих 1
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 10, стих 1 — 10
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. 5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим явное чудо и посещение Божие, мы слышим призыв к жителям, которых Господь избавил от страшной беды.
Любой день нашей жизни может изменить ее направление, сконцентрировать на любви к Богу и ближним, на спасении души. Особенно если в воскресный день, который для большинства из нас остается выходным, после храма прийти к тому, кто нуждается в помощи. Особенно к болеющим.
Хотя информационное пространство наполнено обсуждением вакцинации и антикоронавирусных мер, сотни наших сограждан тихо и незаметно страдают в больницах. Не везде как в Москве действуют курсы для добровольцев в «красные зоны», но каждый христианин призван Богом к деятельному участию в делах любви.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!