Сколько всего чудотворных икон Божией Матери?
Сколько всего чудотворных икон Божией Матери?
Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции: Благовещенье. Ок. 1437-1446 гг.

Сколько всего чудотворных икон Божией Матери?

Дмитрий Трофимов об иконах

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«...Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», — сказано в предании о жизни Богородицы.

Самое первое изображение Божией Матери было создано евангелистом Лукой. К этому образу традиция возводит все иконописные изводы богородичных икон. Почти в каждом сказании о той или иной чудотворной иконе говорится, что именно она была написана святым евангелистом.

Первые иконы Богоматери пришли на Русь из Византии. Древнейшим русским изображением Пресвятой Богородицы является мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде алтаря киевского Софийского собора.

«Оранта» в переводе с латыни означает «Богоматерь молящаяся». Однако в русской традиции она получила иное наименование — «Нерушимая стена», так как именно с нерушимой стеной, служащей защитой и опорой христианину, сравнивает Марию строка из акафиста, взятая для создания надписи к образу. Действительно, для наименования Богородичных икон часто использовались эпитеты, заимствованные из литургической поэзии.

Так, самая знаменитая в русской истории икона Богоматери Владимирской, изображающая Младенца Христа прильнувшим к щеке Марии и обвившим ручкой Ее шею, в византийской традиции называлась «Елеуса», то есть «Милующая». Однако для русского человека этот образ был прежде всего связан с историей князя Андрея Боголюбского, основавшего город Владимир. Он вывез византийскую икону из Киева и построил для нее во Владимире собор. Именно здесь она и прославилась многочисленными чудесами. Богоматерь Толгская, Смоленская, Тихвинская. Казанская — все это наименования чудотворных икон, прославление которых связано с определенным топосом — городом, монастырем. Названия икон — Боголюбская, Феодоровская — напоминают нам о князьях, причастных к созданию или обретению образа.

Однако все русские иконы восходят к основным иконографическим типам, сложившимся в Византии, — «Оранта», «Одигитрия» (Путеводительница), «Елеуса», «Агиосоритисса» (от названия часовни «Агиа Сорос», «Святая рака» в Константинополе). Каждый из этих типов имел свою историю генезиса. Его этапы впервые были описаны и исследованы Н. П. Кондаковым и Н. П. Лихачевым, положившими начало истории русской теотокологии (Теотокос — Богородица (греч.)), задачу которой богословы видят в установлении взаимосвязи между догматом и живым опытом христианского благочестия.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,59 из 5)
Загрузка...
22 августа 2014
Поделиться:

  • Екатерина
    Екатерина4 года назадОтветить

    Благодарим Вас, Димитрий, за Ваше служение.