В Великую Субботу Церковь вспоминает снятие Спасителя с Креста и положение Его во гроб. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, дерзнул прийти к Пилату и попросить отдать ему тело Учителя для погребения. Наступала суббота (шабат), когда иудеям запрещалась любая работа, и надо было успеть завершить обряд. Поэтому Христа похоронили прямо рядом с Голгофой, на которой Его казнили, в новой гробнице, приготовленной Иосифом Аримафейским для себя. Она представляла собой пещеру с двумя «комнатами» — в первой тело готовили к погребению, а во второй хоронили. По окончании обряда вход в гробницу заваливали большим камнем.

Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа проекте «Холст, Пасха».

Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре
Снятие с креста. Василий Перов

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф 27:62–66).

Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре
Сошествие во ад. Гюстав Доре

В Великую Субботу в православных храмах во время службы исполняется торжественное и скорбное песнопение, которое начинается словами: «Да молчит всякая плоть человеча…». Великая Суббота — день великого покоя. По учению Церкви, пока Тело Христа пребывало во гробе, Сам Он сошел во ад и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников. В Евангелиях об этом ничего не говорится, но об этом упоминают в своих посланиях апостолы, например Петр: …Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет 3:18–20).

Оплакивание Спасителя и приготовление Его Тела к погребению запечатлены на картине Василия Перова «Снятие с креста», хранящейся в Третьяковской галерее.

Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре

1

Тело Спасителя, которое сняли с креста. Евангелист Иоанн повествует, что распятие совершалось накануне шабата, который начинается у иудеев в пятницу вечером, поэтому тела казненных надо было успеть похоронить до наступления священного дня.

2

Богородица. Согласно церковному преданию, после снятия Спасителя с креста Его Мать и те немногие ученики, которые присутствовали при казни, оплакали Его. Эта драматичная сцена, хотя и не отражена в Евангелиях, очень популярна в искусстве.

3

Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто видел казнь Учителя.

4

Иосиф Аримафейский — знатный член синедриона (высшего суда в Иудее) и тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, именно он снял тело Спасителя с креста, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк 23:53).

5

Благоразумный разбойник, распятый справа от Христа. Если бы не наступление субботы, тела казненных так и остались бы на крестах в назидание народу. Но на этот раз их сняли. Обычно останки преступников либо безо всяких ритуалов закапывали в землю, либо просто выкидывали на свалку. Вероятно, так поступили и с разбойниками.

6

Крест, на котором распяли Христа. По учению Церкви, Крест Спасителя из орудия казни стал орудием победы над смертью.

7

Табличка, на которой была написана «вина» Христа. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал (Ин 19:19–22). Надпись была сделана по-гречески, поскольку именно греческий язык считался тогда международным, как французский во времена Пушкина или английский в наше время.

8

Терновый венец, который сплели для Спасителя римские войны, насмехаясь над ним. По преданию, его в IV веке обнаружили в Иерусалиме и перевезли в Константинополь как величайшую святыню. Но в XIII веке захватившие город крестоносцы увезли его во Францию. Сейчас Терновый венец хранится в Соборе Парижской Богоматери.

9

Гвоздь, вынутый из руки Христа. Судьба всех четырех гвоздей, использованных палачами при Его казни, доподлинно неизвестна. Частица одного из них хранится в московском Храме Христа Спасителя.

10

Плащаница — большой кусок льняной ткани, в который заворачивали тела умерших. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин 19:40–42). Плащаница Спасителя, согласно общепринятому у христиан мнению, хранится в итальянском городе Турине.

11

Блюдо с полотенцем, которым омывали Христа. По иудейскому Закону перед погребением следовало провести ритуальное омовение тела. Процесс подготовки к погребению отражен в одном из песнопений Великой Субботы:

"Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи".

Перевод: Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.

12

Сосуд с маслом для погребения, который принес Никодим — еще один тайный ученик Христа. Он принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39), которым обычно помазывали тело очень знатных усопших.

Сцена сошествия Христа во ад изображена на одноименной картине Гюстава Доре, хранящейся в Малом дворце Парижа.

Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре

1

Христос в белой одежде несет крест. Он окружен светом, осветившим тьму ада, где до Его смерти и воскресения души всех умерших людей, в том числе и праведников, ожидали последнего Суда.

2

Один из ветхозаветных пророков. Эти люди пользовались большим уважением в древнеиудейском обществе и предсказали многие события, в том числе и приход в наш мир Спасителя. Так, пророк Осия говорил о Воскресении Христа: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя» победа? (Ос 13:14).

3

Прародители человечества Адам и Ева. Своей смертью и воскресением, согласно учению Церкви, Христос искупил их первородный грех, когда в Раю они, согласно библейской книге Бытие, ослушались Бога и вкусили от древа познания добра и зла, за что и были изгнаны, а сама природа человека повредилась и стала смертной. Спаситель же показал, что все люди могут вновь обрести рай и все они непременно воскреснут в день Его второго пришествия.

4

Царь Давид, чьим потомком в земной жизни был Иисус Христос. Давид — автор Псалтыри, сборника религиозных гимнов. В них говорится и о предстоящем сошествии Господа во ад: Плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15:9–11).

5

Ветхозаветные цари.

6

Праведники. На их измождённых от страданий лицах изображена надежда и радость, ведь Христос пришел забрать их в Свое Царство.

7

Жены, ослепленные божественным светом. По учению Церкви, находящаяся в аду душа испытывает муки, ощущая себя покинутой Богом. Она настолько отдалилась от Создателя, что даже видеть Его не может.

0
10
Сохранить
Поделиться: