В Москве прошел круглый стол «Герои нашей истории»

Во вторник 28 января в Синодальном информационном отделе прошел круглый стол «Герои нашей истории»*, в котором приняли участие крупные московские историки Дмитрий Володихин, Алексей Лаушкин, Наталья Иртенина и Глеб Елисеев.

Ведущим дискуссии был Дмитрий Володихин.

В ходе работы круглого стола участники рассуждали над смыслом понятия «герой» в русской истории и культуре – языческой, христианской и советской, а также над соотношением героизма и святости в русском сознании.

Первый докладчик, Алексей Лаушкин, рассказал о феномене Соловецкого отшельничества, в том числе тайного  – мало изученной теме в истории русского подвижничества.  Речь шла о масштабном и ярком явлении 19 века – суровой аскезе в духе раннего монашества, целом «лесном царстве». Его следы встречали даже в 20 веке заключенные Соловецких лагерей.

Доклад Натальи Иртениной был посвящен просветителям и апостолам малых народов – Стефану Пермскому, Феодориту Кольскому и Иннокентию Московскому, который провел большую часть жизни среди коренных народов Сибири и Аляски.

Проповедь среди зачастую враждебных языческих народов представляла смертельную опасность миссионера. Кроме того, Север в средневековом русском сознании имел репутацию крайне опасного места, центра язычества и поклонения бесам. Например, лопарские [современные саамы] колдуны пользовались особенно дурной славой.

Но несмотря на все препятствия русские миссионеры обращали представителей малых народов в истинную веру, создавали азбуки их языков, переводили церковные книги, и из «лоскутного одеяла» разрозненных земель создали единое цивилизационное сообщество с прочным христианским фундаментом – Россию. За это их служение было названо равноапостольным.

Глеб Елисеев в своем выступлении о царственном страстотерпце Николае II обратил внимание на то, что «герой» — это в первую очередь языческое понятие, его корни в античной мифологии. Героя древнегреческих мифов неизбежно ждет смерть, и в конце концов он оказывается жертвой рока.

По мнению Елисеева, большевики навязали русскому обществу упрощенные ценности языческого героизма в виде «гражданской святости», и последствия этого до сих пор ощутимы в нашей культуре.

Доклад  Дмитрия Володихина был посвящен героям Смуты – князю Дмитрию Пожарскому и святителю Гермогену. В начале выступления Володихин определил героизм как следование своему духовному долгу несмотря на все препятствия.

Тот человек, который в условиях распада России до конца выполняет свой долг – герой, и неважно, какого рода его деятельность – духовная или военная. Именно такими людьми были и Дмитрий Пожарский, и святитель Гермоген.

В конце дискуссии были подведены некоторые итоги.

Понятия «героизм» и «святость» невозможно разделять, потому что героизм – это всегда путь к святости, а подвижничество включило в себя героизм, таким образом изменив это понятие. Тем не менее, все участники согласились с тем, что святость выше героизма.

*При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп

Фото Владимира Ештокина/журнал «Фома»

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.