«Разделиша ризы моя себе» — песнопение службы 12 Евангелий

«Разделиши ризы моя себе» — песнопение службы «12 Евангелий» (утреня Великой пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается вечером в Великий четверг).

«Разделиша ризы Моя себе» — текст:

Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.

Перевод: Разделили ризы Мои между собой и за Мою одежду бросали жребий.

«Разделиша ризы Моя себе» — слушать:

«Разделиша ризы Моя себе». Хор Троице-Сергиевой лавры

Исполняет мужской хор Московского Новоспасского монастыря, регент Станислав Попов

Смысл и история песнопения «Разделиша ризы Моя себе»

Основу этого богослужения составляют двенадцать отрывков Нового Завета, раскрывающих всю последовательность событий Тайной Вечери, Крестного Пути и смерти Спасителя. Между этими текстами звучат различные песнопения — они передают духовное значение происходящего, направляют мысли и чувства в молитвенное русло.

Таков и прокимен «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида. Псалмопевец пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи:

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Одежду Давида — хитон, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно за неё воины кидали жребий. Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе, о чем пишут все евангелисты:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24)

Между поющимися несколько раз словами прокимна читается стих из того же псалма:

«Боже мой, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?»

Эти же слова повторяет Христос, находясь на Кресте:

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф, 27:46; Мк, 15:34).

Обращение Господа — знак Его полного принятия страданий от человеческого естества, как пишет блаженный Феодорит Критский: «Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству безстрастному? Изрекает же сие Владыка Христос, как человек».

Таким образом, слова прокимна и стиха — подтверждение предсказанного в Ветхом Завете страшного события, соединившего всю человеческую историю. Прокимен часто исполняется особенно громко и выразительно, знаменуя свершившееся пророчество.

Александр Фёдорович Львов (1798 — 1870) — композитор, скрипач, руководитель придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Так же известен как автор гимна «Боже, Царя храни». В годы работы в капелле — старейшем хоровом коллективе Санкт-Петербурга, Александр Фёдорович гармонизовал полный круг песнопений знаменного распева, написал много духовных сочинений («Вечери Твоея тайныя», «Херувимская песнь»).

«Разделиша ризы Моя себе» — скачать ноты:

Великий прокимен. А. Ф. Львов

На заставке фрагмент фото Vincent Tcheng Chang

3
8
Сохранить
Поделиться: