Великий понедельник. До распятия пять дней. Утром Христос с учениками возвращается из Вифании (иерусалимского предместья) в Иерусалим.

Он входит в Иерусалимский храм и начинает проповедь собравшемуся там народу. Книжники и фарисеи, знатоки и толкователи Ветхозаветного Писания, также слушают этого столь раздражающего их Своими неудобными словами Праведника. Но слушают недолго — ведь они здесь, чтобы подловить Христа, попытаться уличить Его в преступном намерении, а не чтобы открыть свое сердце Его проповеди.

И вот они допытываются, откуда у Него власть творить чудеса и учить народ. Он отказывается отвечать им напрямую, зато приводит две притчи, которые и сегодня прочитывают в храмах в Великий понедельник. Это, во-первых, притча о двух сыновьях, один из которых вызвался исполнить просьбу отца пойти поработать в винограднике, но так и не пошел, а другой сперва отказался, а после исполнил отцовскую просьбу (Мф. 21: 28-31). И, во-вторых, — о злых виноградарях, присвоивших себе хозяйский виноградник и убивших хозяйского сына, посланного к ним за плодами (Мф. 21: 33-44). Здесь видны параллели со скорой расправой над Самим Христом: люди, еще вчера кричавшие «Осанна!» Победителю смерти, через несколько дней станут сами требовать смертного приговора Сыну Божию, посланному к ним Отцом Небесным.

О чем говорит Евангелие Великого понедельника?

В конце этой притчи и звучит то самое предупреждение, обращенное к фарисеям и книжникам: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).

Что значат эти слова?

Общий смысл предупреждения таков: Царство Божие наследуют только те, кто приносят добрые плоды — и людям, и Богу. Тот же народ, который не плодоносит, не творит добрых дел, а живет «для себя», теряет надежду на Царство, хотя бы и считал себя богоизбранным и праведным.

Важно понимать, что под «народами» в данном случае имеются в виду не национальности и не жители какой-то конкретной страны, а сообщества людей, объединенных общим мировоззрением, общей верой. «Народом, приносящим плоды его», Господь называет будущих христиан, объясняет византийский богослов и толкователь Евангелия XI-XII века Евфимий Зигабен, а Царством Божиим, которое они получат, — особое Божие попечение, заботу о них. Схожим образом мыслил его современник, блаженный Феофилакт Болгарский: Царство Божие, говорил он, — это близость к Богу. А блаженный Иероним Стридонский (жил в IV-V веке) понимал в данном случае под Царством Божиим «Святые Писания, которые Господь отнял от них (иудеев. — Прим. ред.) и передал нам (христианам. — Прим. ред.)».

А теперь послушайте комментарий священника к этим словам Христа на сайте радио «Вера»:

0
10
Сохранить
Поделиться: