Чувствую вину перед умершим сыном. Как молиться?

Вопрос читателя:

Добрый день, батюшка!. Три месяца назад я похоронила сына, 32 года. Он месяц сильно болел. Заболел он по причине пьянства, алкоголиком не был, но очень любил пиво, получил цирроз печени. Перед смертью он не причащался и не исповедовался. Его Батюшка отпевал дома. Исповедовался он один раз, ему было лет 5-6. Маленьким он очень верил в Бога любил читать о нем. С возрастом я этого уже не замечала. Подскажите, пожалуйста, какую молитву мне читать , чтобы и мне и ему было легче. Постоянно чувствую вину перед ним и перед Богом, что во-время не смогла помочь ему встать на правильный путь. Спаси Вас Бог!

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

MmorozУважаемая Антонина! Соболезную Вашей утрате. Сейчас важного уже не уточнить, поэтому остается надежда, что Ваш сын в смертельной болезни молитвенно предстоял перед Богом в своих мыслях. Вы спрашиваете о том, как молиться, чтобы получить утешение для себя и своего отшедшего в вечность сына. Податель всякого утешения — Бог. Поэтому молитвенно надо предстоять Богу, Он источник и податель жизни, Он живыми и мертвыми обладает. Святитель Иоанн Златоуст советует: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

В другом месте Златоуст пишет: «Не плакать, не сокрушаться, но радоваться должно оставшимся на земле о смерти близкого их сердцу. Не плакать, но радоваться должно, будет ли усопший праведник или грешник. Ежели почивший был человек добродетельный, добрый христианин, то не плакать о нем, а радоваться, ибо перенес с любовию всю тяжесть земной жизни и перешел на вечный покой во Христе, за Которого и для Которого более или менее страдал, защищая и сохраняя правду. Ежели же усопший — грешник, то и тогда должно радоваться, а не плакать бессознательно. Радоваться, что уже не будет более расти зло, к которому почивший был склонен. Сокрушаться, плакать не о смерти его, а о грехах, которые он как человек делал. Сокрушение живых об умерших, плач о грехах их должны растворяться со стороны живых несомненною верою в Того, Кто взял на Себя грехи всего мира, а следовательно, и грехи нашего почившего грешника. Молитва, милостыня, Бескровная Жертва много помогают усопшим в улучшении их загробного состояния. Ежели молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов? Ибо Бог по молитвам одних воздает другим. Для сей-то цели и заповедано молиться друг за друга, чтобы одни исцелялись ходатайством других. Рука руку моет, и обе белы делаются. Так молитвы живых об усопших спасают и тех и других. К чему же бессознательная скорбь, когда живые могут найти у Бога милость и усопшим? (Изъяснение на 1 Кор. гл. 15, нрав. 41. Изъяснение на Деяния апостолов, гл. 9, нрав. 21). Станем молиться о разлученных с нами только одним местом, и не будут тщетны и бесполезны наши молитвы, потому что это есть одно из средств, данных нам Богом, для спасения себя и ближнего, где бы он ни был — на земле или за гробом. Ежели сказано, что тела наши суть храм живущего в нас Святаго Духа, то молитва священника и диакона, а равно и молитвы предстоящих, молитвы об усопших всей Церкви и каждого из нас — христиан — не есть ли молитва Святаго Духа о спасении усопших?» И так великий святитель и учитель Церкви Иоанн Златоуст советует нам во всех случаях молится об усопших, как праведных, так и тех, кто далек был от праведного пути веры, к тому же он обращает внимание на присутствие особого состояния духа необходимого для молитвенного подвига — «радоваться должно». Понятно, что это радость духовная, которая далека от уныния и печали, которая освобождает наши силы для молитвенного стояния и для дел милосердия. Молитва православного христианина в идеале совершается непрестанно — дома, по дороге с и на работу, за рукоделием и часы отдыха, и, конечно, в храме. Участвуя в богослужениях вашего приходского храма можно подать записку об упокоении на Литургию (обедня) или панихиду. В домашних молитвах мы молимся об усопших по совершении утренних молитв и если имеем особенное, как у Вас, настроение побольше молится о себе и нашем отшедшем в вечность близком человеке — читаем Псалтирь. Чтение этой священной книги начинается в день кончины христианина и продолжается в меру желания его близких совершать это молитвенное чтение. Правило чтения можно уточнить здесь.

Не могу не порадоваться за Вашего сына, что у него такая заботливая мама. Хотел бы в заключении привести слова еще одного отца и учителя Церкви святителя Василия Великого о чтении книги Псалтирь: «Книга псалмов … есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных стрáхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство жен. Псалом населят пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих — это начатки утешения, для преуспевающих — приращение вéдения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит «печаль яже по Бозе». Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом — занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному… Чему же не научишься из псалмов?! Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мере терпения, и всякое из благ, какое не наименуешь?! Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровения таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов».

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.