1 августа 1918 года брат священника Петра Зефирова обратился в Наркомат юстиции с просьбой отдать семье тело убитого для христианского погребения. «10 июля сего года по постановлению Революционного Романово-Борисоглебского суда Ярославской губернии, — писал он, — был расстрелян мой родной брат Петр Павлович Зефиров, священник церкви села Никольского-на-Эдоме. Семья покойного, отец его и крестьяне прихода обращались к властям города с просьбой выдать им тело покойного для совершения над ним чина погребения, но обращения оказались безрезультатными, поэтому, как брат покойного, вижу вынужденным обратиться к Вам с просьбой, сделать соответствующее распоряжение о выдаче тела брата моего для совершения чина погребения.

Со своей стороны должен добавить, что хотя Романово-Борисоглебским Революционным судом не указаны причины невыдачи тела, но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что это не является в достаточной мере основательным, ибо даже согласно практике царского самодержавия за последние годы признавалось, что власть государства распространяется лишь только на живых граждан, мертвые же считались изъятыми из круга компетенции власти...

Чтобы не создавать «легенды мученичества», тело священномученика Петра Зефирова не отдали родственникам

Я надеюсь, что Уголовное отделение при Народном комиссариате юстиции придет на помощь осиротелой семье с малолетними детьми и сделает соответствующее распоряжение подлежащим властям о выдаче тела моего брата для погребения...»

Однако просьба брата священномученика Петра так и не была удовлетворена...

* * *

Священномученик Петр родился в 1879 году в семье священника Павла Ивановича Зефирова, служившего в селе Ваулово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. В селе находилось имение Мордвиновых, и вауловские храмы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Александра Свирского, были бесприходными и содержались на средства владельцев имения. Отец священномученика, Павел Иванович, родился в 1843 году в семье диакона. В 1872 году он окончил Ярославскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к одному из храмов в селе Ваулово. В 1881 году, когда Петру было два года, отец Павел овдовел и в дальнейшем уже сам воспитывал трех малолетних детей, стараясь привить им навыки благочестия и церковности, имевшиеся у него самого.

Окончив в 1896 году Ярославское духовное училище, Петр поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1902 году, и поступил на службу учителем в церковноприходскую школу в селе Полтево Ярославского уезда. В 1903 году хозяин вауловского имения, Владимир Павлович Мордвинов, подарил имение протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который благословил устроить в нем Успенский скит для основанного им в Санкт-Петербурге на реке Карповке Иоанновского монастыря. Среди зеленой рощи живописно выделялись две белые старинные церкви, белая колокольня и большой барский дом. Местный ямщик, в первый раз везший отца Иоанна в Ваулово, заметив, сколь пристально рассматривает священник открывавшиеся перед его взором пейзажи, сказал: «Хорошее имение; хорошо будет здесь монахиням... и колокольня эта замечательная, так в ней колокола подобраны, что „Коль славен“ играть можно. И звонарь такой есть, что играет... Священник редкостный. Не священник, а отец родной! Тридцать шесть лет уже здесь служит. Да как служит-то! И певчих здесь нет, а из других приходов народ к нему идет, потому что служит с душой... Постник он и праведной жизни человек», — завершил свое повествование об отце Павле ямщик.

Чтобы не создавать «легенды мученичества», тело священномученика Петра Зефирова не отдали родственникам
Петр Зефиров с супругой Лидией

Впоследствии отец Иоанн стал часто бывать в Ваулове. Он писал отсюда супруге Елизавете 22 мая 1905 года: «В летнее время здесь дивная красота природы. Но в духовном отношении храмы Божии здесь — первая красота. Они и выстроены в доброе старое время весьма архитектурно... Внутреннее изящество храмов — великолепное, порядок во всем образцовый. Я служу ежедневно, причащаюсь и монахинь и мирян причащаю часто. Луга, леса — загляденье, рай земной. Благодарю Господа, даровавшего нам этот земной рай... Монахини все за послушанием; поют стройно и умилительно».

С 1903 года вауловские храмы, как перешедшие в ведение монастыря, находившегося в Санкт-Петербурге, были переданы в подчинение Санкт-Петербургской епархии, и отец Павел перешел служить в соседний, ближайший к селу Ваулову храм — Богоявленскую церковь в селе Никольском-на-Эдоме Романово-Борисоглебского уезда Ярославской епархии. Тогда же, в 1903 году, Петр стал преподавать в Николо-Эдомской церковноприходской школе.

19 октября 1903 года Петр обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Сергея Стефановича Филагриевского, служившего в Благовещенской церкви села Абакумцева. В 1905 году он был рукоположен во священника к Богоявленской церкви на место отца, который в это время вышел за штат. Отец Петр преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе и в земской Вауловской школе, находившейся в деревне Тарасово. Его стараниями в 1906 году было выстроено здание школы в селе Никольском-на-Эдоме.

Чтобы не создавать «легенды мученичества», тело священномученика Петра Зефирова не отдали родственникам
На фоне — Богоявленская церковь в селе Никольском-на-Эдоме. Фото 1950 г.

В 1907 году на Ярославскую кафедру был назначен архиепископ Тихон (Белавин), который при объезде приходов епархии приехал и в Ваулово в гости к находившемуся тогда здесь отцу Иоанну Кронштадтскому. Впоследствии, на сороковой день после смерти отца Иоанна, архиепископ Тихон вновь приехал в Ваулово. Здесь он совершил заупокойную литургию. В дачном доме, где летом проживал протоиерей Иоанн, архиепископ совершил заупокойную литию — в келейной мантии святителя Тихона, Задонского чудотворца, и в епитрахили отца Иоанна, в то время хранившихся здесь как святыни. Среди сослуживших архиепископу был и священник Петр Зефиров.

В 1914 году началась Первая мировая война, унесшая множество жизней. Было много жертв и в семьях прихожан отца Петра, и священнику не раз приходилось разделять с ними скорбь по убитым на фронте. 24 февраля 1915 года он писал одному из своих прихожан, Василию Федоровичу Федорову, у которого погиб сын: «...К крайнему моему прискорбию, слухи о смерти на поле брани дорогого Федора Васильевича оказались справедливыми. Не хотелось верить в преждевременную гибель его, но, видно, Господу Богу было угодно призвать его к Себе в самом расцвете жизненных сил, и не нам, людям, вмешиваться в неис­поведимые пути Промысла Божия; пусть будет Его святая воля! Перед пожертвованным вашей семьей образом Божией Матери „Скоропослушницы“ мною 1 октября в предстоянии полного храма молящихся был отслужен молебен с акафистом, причем в проповеди, говоря о небесном покровительстве Божией Матери, я счел необходимым разъяснить молящимся смысл и цель пожертвования в наш храм образа Божией Матери „Скоропослушницы“...»

Первая мировая война для России закончилась государственным переворотом и приходом к власти большевиков, а с ними и правительства, враждебного как к Российской Православной Церкви, так и вообще к христианству. 23 июля 1918 года священник Петр Зефиров был большевиками расстрелян.

Чтобы не создавать «легенды мученичества», тело священномученика Петра Зефирова не отдали родственникам

Брат отца Петра просил выдать семье тело убиенного. Однако люди, пришедшие тогда к власти в России, считали врагами не только тех, кто в настоящее время был жив, но и сонм святых, тех, кто хотя и почил, но жив был у Бога. Они, подобно язычникам Римской империи, уничтожали и тщательно скрывали местонахождение тел людей, ими замученных. 6 августа 1918 года военный комиссар, комендант города Романово-Борисоглебска, на просьбу родственников ответил категорическим отказом, чтобы не создавать, как он выразился, «легенды какого-то мученичества». Тело священномученика Петра не было отдано родственникам, и отец его, священник Павел Зефиров, совершил заочное отпевание, какие впоследствии стали совершаться над десятками тысяч безвестно убитых.

0
0
Сохранить
Поделиться: