Благовещение в христианском искусстве

Как и другие великие праздники, событие Благовещения Пресвятой Богородицы очень рано нашло свое отражение в христианском искусстве, в частности, в иконографии.

Первые связанные с ним изображения встречаются уже в росписях катакомб христиан первых веков: например, Присциллы (II–III вв.), Петра и Марцеллина (III – первая половина IV в). На этих росписях изображен юноша, произносящий определенную речь. Его рука вытянута по направлению к сидящей в кресле женщине.

Благовещение. Катакомбы Присциллы, II–III вв.
Благовещение. Катакомбы Присциллы, II–III вв.

В V веке изображения праздника Благовещения становятся более четкими, понятными и торжественными. Например, на рельефе саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне (Италия) изображен ангел с большими крыльями и посохом в левой руке. Матерь Божия написана в виде женщины с веретеном, пряжей и корзиной у ног.

Благовещение. Рельеф саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне, II–III вв.
Благовещение. Рельеф саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне, II–III вв.

В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440 гг.) праздник Благовещения запечатлен еще более торжественно. Богородица изображена величественно восседающей на царском престоле, в пышном платье с драгоценными украшениями. Над Ней написаны фигуры ангела и голубя (образ Святого Духа). Вокруг престола также имеется несколько фигур ангелов Божиих, которые разговаривают с Божией Матерью и праведным Иосифом. Все это говорит о том, что в тот время память о Благовещении еще более укрепилась в литургической жизни христианской Церкви, а соответственно, усилилось и почитание этого праздника.

Благовещение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг.
Благовещение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг.

Примерно в этот же период появляется и еще одна традиция изображения Благовещения в иконографии – Матерь Божия у источника (колодца), где к Ней и обращается ангел Божий.

VII век рождает другой тип иконографии – Богородица, стоящая перед престолом. Однако более широко этот тип распространяется позже, в Средние века.

Что касается византийского, балканского и древнерусского искусства, то здесь перенята раннехристианская (катакомбная) традиция изображения праздника. Это, например, икона «Деисус и двенадцать праздников» и икона-тетраптих «Двенадцать праздников» (XII в.) – обе из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае (XI–XII вв.), две иконы с изображением архангела Гавриила и Богородицы в музее Охриды (XII в.).

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.
Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

На иконах и фресках, которые написаны после второй половины XII века, фигуры ангела и Богородицы изображаются уже в движении, действии, с эмоциями.

В XIII–XIV веках в иконографии праздника появляются новые детали и персонажи. Так, рождается традиция писать фигуры служанок. Например, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, в сцене у колодца, Матерь Божию, Которая слушает ангела, окружают несколько дев, держащих Ее под руки. В других вариантах служанка выглядывает из-за колонны или сидит у ног Божией Матери, когда Та прядет пряжу. Есть версия, что этот сюжет связан с текстом из «Протоевангелия», где рассказывается о восьми девах, прядущих завесу для храма.

В XVI веке иконография Благовещения получает еще одну деталь, теперь уже от русских иконописцев. В центре иконы изображается пещера с надписью «Рождество Христово», а вместо фигуры Христа Ветхого деньми – Господь Саваоф с нимбом в виде перекрестных красного и синего ромбов.

Роспись церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.
Роспись церкви Богородицы Перивлепты в Охриде

Так как событие Благовещения предвозвестило рождение Спасителя, Который вернул людям возможность войти в Царствие Небесное, то праздник изображается на царских вратах иконостасов. Одно из самых известных подобных изображений можно увидеть на царских вратах из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае (XIII в.) и на вратах из Хиландарского монастыря на Афоне (XVII в.).
На Руси сформировалась традиция изображений на царских вратах, где Богородица помещена в навершии створок, а на основном пространстве изображаются или святители (Василий Великий и Иоанн Златоуст), или четыре евангелиста.

Благовещение Устюжское. Русский Север. Каргополь (?). Конец XVI в.
Благовещение Устюжское. Русский Север. Каргополь (?). Конец XVI в.

В XVII веке с Запада на Русь приходит традиция  изображения коленопреклоненной Божией Матери перед аналоем, читающей книгу пророка Исайи (с пророчеством о рождении Спасителя от Девы), и архангела Гавриила с лилией в руке. Такие изображения встречаются на иконах из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля.

В подобных сюжетах можно заметить то влияние западного христианства, которое подчас, не искажая сильно принятую традицию, вносило в нее новые художественные особенности.

«Благовещение» Филиппо Липпи

 decoding=

Все работы на тему Благовещения Филиппо Липпи объединяет поэтичность, мягкость красок. Лицо Девы Марии — всегда прекрасно, спокойно и одухотворено, вне зависимости от Ее позы, которая может быть или покорной, или слегка испуганной, когда Мария чуть наклоняется к Посланнику, словно пытаясь остановить его.

Читать далее

Боттичелли — рыцарь Богоматери

 decoding=

Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу.

Читать далее

«Благовещение» Донателло

 decoding=

Донателло запечатлел видение им сцены Благовещения в рельефе для церкви Санта Кроче, Флоренция (около 1428–33 годов).

Читать далее

«Благовещение» Яна ван Эйка

 decoding=

Нидерландский живописец Ян ван Эйк поместил сцену Благовещенияна створки Гентского алтаря (1432) в соборе святого Бавона.

Читать далее

«Благовещение» Карло Кривелли

 decoding=

Святой Эмид показывает Архангелу макет города, который находится под его покровительством. Архангел и слушает святого, и передает Деве, перед окном которой он находится, Благую Весть.

Читать далее

«Благовещение» Лоренцо Лотто

 decoding=

Самой значительной работой венецианского живописца Лоренцо Лото считается алтарный образ «Благовещение» в церкви Санта Мария сопра Мерканти в Реканати (ок. 1527-29).

Читать далее

Благовещение и фрески Джотто

 decoding=

В итальянском городе Падуя находится особая часовня, которую называют капелла Скровеньи, в которой можно увидеть потрясающие по красоте фрески. Вся эта часовня посвящена Пресвятой Богородице. И она была освящена в праздник Благовещения. Расписывал эту часовню Джотто, великий мастер.

Читать далее

«Благовещение» Фра Анжелико

 decoding=

Монах–художник легко пользуется законами перспективы, но не выставляет напоказ свое умение владеть ими. Вещная красота здешнего мира его не привлекает.

Читать далее

«Благовещение» Леонардо да Винчи

 decoding=

Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства. И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».

Читать далее

«Благовещение» Франческо дель Косса

 decoding=

Франческо дель Косса, итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, написал «Благовещение» в 1470 году (Дрезденская картинная галерея).

Читать далее

«Благовещение» Василия Сурикова

 decoding=

Представленная на XII выставке Союза русских художников в 1914–1915 году, картина была встречена неблагоприятными отзывами коллег и критиков. Им казалось, что именитый художник не оправдал ожиданий, что от него надеялись получить гораздо большее…

Читать далее

«Благовещение» Владимира Боровиковского

 decoding=

Владимир Боровиковский, который чаще воспринимается как мастер портрета, на самом деле уделял в своем творчестве большое место и религиозной тематике. Боровиковский был верующим человеком, сыном иконописца, и вера просто была неотделимой частью его жизни и творчества.

Читать далее
0
2
Сохранить
Поделиться: