Женщина: сотворенная из ребра мужчины? - Православный журнал «Фома»
Женщина: сотворенная из ребра мужчины?

Женщина: сотворенная из ребра мужчины?

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым

3 мин.
iframe
Код скопирован

Широко распространенное мнение, что в Библии Бог сотворил женщину из ребра Адама, не совсем точно. Вернее, оно слишком узкое и не охватывает всех возможных смыслов этого повествования. Ведь если заглянуть непосредственно в древнееврейский оригинал второй главы книги Бытия, где говорится о сотворении человека, а потом и в ее древнегреческий перевод (знаменитая Септуагинта, датируемая еще в 3-2 веками до Р.Х.), то можно увидеть, что этот фрагмент можно читать по-разному. Смысл его на самом деле объемный и сложный. Итак, в Синодальном переводе этого места Священного Писания сказано следующее:

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2, 21-24).

В еврейском оригинале на месте слова «ребро» стоит слово «цела», которое на русский переводится не только как ребро, но и как «грань» и «сторона». То же самое – в древнегреческом тексте. Там используется слово ἡ πλευρά (pleura), которое также переводится на русский не только как ребро, но и как сторона, бок, край или окраина чего-либо. В военной лексике этим словом обозначали, например, фланг войска.

Таким образом, мы видим, что женщина сотворена из такого «ребра» мужчины, которое является отдельной стороной человеческого существа, или даже его половиной. Напомним, кстати, что русское слово «пол» этимологически происходит от слова «половина».

Интересно еще и то, что в греческом тексте этого фрагмента сказано, что Бог навел на Адама буквально не глубокий сон, а «экстасис» – выход из себя, исступление, экстаз. Ведь греческое ἡ ἔκστᾰσις (ekstasis) значит именно это, дословно – выход, состояние или нахождение вне себя. И отрывок можно читать и так, что Адам уснул после «этого выхода из себя».

Получается, что именно в результате выхода вне себя из до того единого человека и была сотворена женщина. При этом человек в состоянии экстаза не видит, как происходит разделение полов. Мужчина и женщина в этом смысле навсегда останутся тайной друг для друга.

Также примечательно, что человек сам определяет, что «это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 23). Ведь раньше Адам дал раньше имена всем животным и птицам, словно определил им через наречение именем, какими им быть. А в следующей, третьей главе Бытия он дает имя и «своей жене: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20).

В целом тема женщины в церковном понимании – предмет, конечно, захватывающий и поистине неисчерпаемый, так много уже про это сказано. Можно порекомендовать здесь интересный и обстоятельный текст диакона Андрея Кураева «Мужчина и женщина в книге Бытия».

Здесь же мы, следуя нашему обычному в «Толковом словаре» методу (опора на значение и этимологию самих слов) отметим два принципиально важных момента. Во-первых, то, что еврейское слово «цела» и греческое ἡ πλευρά значат не только ребро, но и сторону или грань, показывает, что женщина, женская природа – это одна из неотъемлемых сторон человеческого существа. Вопреки известной и не слишком изящной шутке «женщина – друг человека» можно сказать, что женщина – друг недочеловека. В том смысле, что только с ней и мужчина становится мужчиной, человеком. С другой стороны, сотворенность женщины из мужчины говорит об их близости и единокровности. Это словно две отдельные половинки, проставленные друг напротив друга, чтобы учиться любви.

Во-вторых, значение этого слова и как ребра позволяет сближать женское начало с сердцем, ведь сердце расположено под ребрами, рядом с ними. То есть женское начало – это та половина, которая представляет по преимуществу чувственно-эмоциональную жизнь человека. В отличии от нее мужское начало олицетворяет по преимуществу рационально-волевую сторону человеческого существа.

Читайте также:

Вопрос с ребром: что отцы Церкви думают про мужской шовинизм

Из какого «ребра» Бог сотворил женщину?

 

На заставке фрагмент фото marie alexandre/www.flickr.com
 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,33 из 5)
Загрузка...
28 мая 2014
Автор: ПУЩАЕВ Юрий
Поделиться:

  • Людмила Ломакина
    Людмила Ломакина1 год назадОтветить

    «И навел Господь Бог на человека (хаадам – находящегося в полевом состоянии, т. е. на душу его) крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр (целав) его, и закрыл то место плотию.» (Быт. 2:21).
    «И произвёл (банах) Господь Бог из ребра (целав), взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.» (Быт. 2:22).
    (Так называемые «ребра», как видно из контекста, – это та часть основы двуединой души живой, которая должна обеспечивать способность телесного человека к размножению половым путём. Но ребро – это не только кость грудной клетки, есть и другие значения у этого слова. И одно из значений слова рёбра – это повторяющаяся опорная часть некоего сооружения. Людям нашего просвещённого времени теперь становится доступным понимание того, что рёбра в стихах Быт. 2:21,22, определяющие пол человека – это не рёбра грудной клетки, а повторяющиеся в ядре эукариотической клетки человека пары хромосом с «упакованными» в них молекулами ДНК.
    Так после расчленения двуединых душ человека на мужскую и женскую особи и покрытия их плотью оказалось, что у мужчины 22 пары хромосом составляют хромосомы типа xx и одна пара хромосом типа xy, а у женщины – все 23 пары являются хромосомами типа xx. Таким образом, теперь телесный мужчина отличается от телесной женщины одной парой хромосом, или одним ребром.
    А также эти стихи подтверждают, что мы не физические тела, получившие от Бога души, а духовные существа, обретшие телесную плоть для существования в физическом мире, после расчленения представлявших энергоинформационную основу человека двуединых душ.)

  • Руся
    Руся4 года назадОтветить

    Все люди, чтобы в будущем жить в раю, должны признаться за грех своих прародителей, то есть за плод добра и зла, который они вкусили .Это будет подвиг, нужно сказать Богу так: я ел или я ела запретный плод добра и зла,
    также нужно признаться за все страдания Иисуса Христа. Нужно помнить, что Иисус умирал за грехи всех людей, это нас всех касается. И возможно, тогда мы будем бессмертны, жить прямо здесь, на Земле в раю. Не будет ничего злого,
    так как будет править истинный Бог, от грехов избавимся навсегда. Мы будем жить несравнимо лучше, чем раньше. Это должен знать каждый человек. Аминь!.

  • Геннадич
    Геннадич6 лет назадОтветить

    "можно сказать, что женщина – друг недочеловека. В том смысле, что только с ней и мужчина становится мужчиной, человеком."
    -мда!оригинальное восприятие реальности.не понятно в каком статусе является женщина рядом с недочеловеком недомужчиной.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь