Мы уже на Голгофе. Стоим и вслушиваемся в последние слова Иисуса. Их немного — всего семь фраз. И каждая как-то особенно резонирует, отзывается в сердце. Их произносит страдающий Богочеловек. В них удивительным образом выражено всё, чему учил Христос, как Он поступал и как призывал поступать других во время Своей земной жизни, Его Миссия и Его подвиг.

Часть 3. Любовь сильнее боли

3. Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя! (Ин 19:26–27).

В Евангелии от Иоанна эти слова Спасителя звучат в следующем контексте: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:25–27).

За Христом всегда следовало множество народа. Это были Его ученики и апостолы, женщины, которых позже назовут женами-мироносицами, другие люди, которые желали Его послушать или получить исцеление от своих болезней. Как только по округе разносился слух о том, что пришел Иисус, в дом, где Он находился, сразу же начинали стекаться местные жители. В Евангелии описывается история, когда четверо мужчин не могли пробиться сквозь толпу, чтобы внести в дом своего парализованного друга. Им пришлось разобрать крышу и спустить носилки к ногам Иисуса. И почти все эти люди, даже составлявшие Его ближний круг, исчезли после ночного ареста их Учителя в Гефсиманском саду. У Креста стояло всего несколько человек, среди которых были Мать Иисуса и Его самый верный и самый любимый ученик.

«Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» Глубочайший смысл слов, сказанных Иисусом с креста
Христос, умирающий на Кресте. Рауль Берсоса

Христос привык к человеческой неблагодарности. Однажды Он исцелил десять прокаженных, но только один — иноплеменник, самарянин, — вернулся Его поблагодарить. Не десять ли очистились? где же девять? — с горечью сказал Он тогда (Лк 17:17). Несомненно, присутствие четырех, очевидно, самых дорогих и близких людей в последние часы Его жизни чисто по-человечески было для Иисуса большим утешением и поддержкой. Они не оставили Его до конца. Ими двигала верность и та настоящая, совершенная любовь, которая, как напишет позже Иоанн Богослов, опытно переживший это состояние, изгоняет страх (1 Ин 4:18). Тот страх, который в это время владел всеми остальными учениками. И Спаситель с Креста отвечает дорогим Ему людям той же совершенной, жертвенной и, в Его случае, подлинно Божественной любовью.

Читайте также:

Богородица: Посвятившая Себя Сыну

На пике страданий большинство людей замыкается в себе, сосредоточивается на своей боли. Христос же думает не о Себе, а о тех, кто дорог Ему. Испытывая страшные муки, буквально на последнем издыхании Он думает о Той, Которая в эту минуту страдает больше всех, может быть даже больше Него Самого, Которая связала с Ним и служением Ему всю свою жизнь, Которая, глядя на Него, буквально физически ощущает, как в Ее душу вонзается и проворачивается там широкий обоюдоострый римский меч-гладиус. До самого последнего вздоха Спаситель стремится облегчить боль и страдания других людей. Даже на Кресте Он продолжает действовать, придавая оставшимся минутам Своей земной жизни смысл, «особый для каждого человека и для каждого часа в отдельности», как сказал однажды психолог Виктор Франкл, перенесший заключение и потерявший родных в нацистских лагерях.

«Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» Глубочайший смысл слов, сказанных Иисусом с креста
Распятый Христос. Диего Веласкес. 1632. Фрагмент

Это пример удивительной внутренней свободы, свидетельство, что в самых тяжелых обстоятельствах мы можем сохранять способность любить и заботиться о других. Замечательно, что такие примеры случаются и в нашей жизни. В своей лекции о смысле жизни упомянутый выше Виктор Франкл рассказывает об одном из своих пациентов, молодом человеке, который из-за развившейся у него опухоли спинного мозга оказался прикованным к постели. Наконец наступил момент, когда он был полностью обездвижен, а каждое произнесенное слово отзывалось в нем физической болью. Вот как описывает Франкл последний вечер его жизни: «Я проходил мимо его койки, и он поманил меня к себе. С трудом выговаривая слова, он объяснил, что утром, при обходе главного врача, он слышал, как профессор Г. назначил ему в последние часы инъекцию морфия, чтобы облегчить предстоящую агонию. Поскольку у него имелись основания полагать, сказал он, что в ближайшую ночь с ним “будет покончено”, он попросил сделать укол уже сейчас, чтобы потом ночной медсестре не пришлось меня будить.

«Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» Глубочайший смысл слов, сказанных Иисусом с креста
Богоматерь у Креста

В последние часы жизни этот человек еще заботился о том, чтобы пощадить других, “не помешать”. Сверх той отваги, с какой он принимал все свое страдание и всю боль — каким поступком (не профессиональным, но человеческим!) была эта скромная просьба, эта готовность принимать во внимание другого человека буквально вплоть до конца», — замечает Франкл. Находясь на смертном одре, в своем страдании и заботе об окружающих молодой человек даже в своей беспомощности нашел способ послужить другим людям и, насколько это возможно, облегчить их жизнь. Он полностью уподобился Христу. Его пример служит подтверждением: сохранять смысл жизни в любых ее обстоятельствах, проявлять любовь к ближним на пике собственного страдания — это то, что возможно и доступно не только Богочеловеку Христу, но и всем Его последователям.

«Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» Глубочайший смысл слов, сказанных Иисусом с креста
Апостол Иоанн ведет Богородицу домой. Уильям Дайс, 1840

И последнее. Господь с Креста вверяет Богородицу заботам Иоанна и одновременно усыновляет Ей Своего ученика, который из всех остальных ближе всего подошел к пониманию того, что есть совершенная любовь. Святые отцы обращают внимание на слово «жено», которым Христос называет Богородицу. Это обращение подчеркивает, что Его миссия на земле исполнена, что Он уходит к Отцу, что те естественные узы родства, которые связывают Его с Богоматерью, разрешаются и переходят в новое духовное качество. Иоанн же в этот момент не просто берет Богоматерь к себе. Вместе с Ней он принимает Ее скорбь и Ее боль как часть собственной жизни. И Ее любовь. Любовь Богородицы, главным объектом которой был Ее Божественный Сын, после слов Спасителя окутывает Иоанна, а вместе с ним и всё человечество, верное Христу и любящее Его. Так на Голгофе происходит рождение новой духовной христианской семьи, где Богородица становится Матерью всех верующих. 


Страстная седмица — время предельной духовной сосредоточенности. Все внимание устремлено на Спасителя. Мы словно забываем о себе и следуем за Ним: проходим мимо засохшей смоковницы, становимся свидетелями спора между Учителем и учениками в доме Симона прокаженного, а потом — участниками Тайной Вечери, поеживаемся от ночного холода и усталости в Гефсиманском саду, где происходит самое страшное предательство в истории человечества.

Каждый день Страстной седмицы в центре наших размышлений одно из предсмертных высказываний Господа на Кресте. И, как всегда, самые главные вопросы, на которые всем нам нужно ответить: где и с кем я стою на Голгофе? Что произносимые Спасителем слова значат именно для меня? Как они преломляются в моей жизни и меняют ее?

Все 7 фраз, произнесенных Спасителем на Кресте


0
23
Сохранить
Поделиться: