В 2015 году  Владимир Легойда делился с читателями "Фомы" своими мыслями и переживаниями. Предлагаем вспомнить 12 высказываний главного редактора.

  • Когда  мы слышим сегодня, как молодой человек говорит, что он «ушел из Церкви», важно понять, а как он в ней жил. Нередко в описании этой «прошлой» жизни звучат слова «просфора», «клирос», «спаси Господи»… Но не всегда — Евангелие и Христос. Поэтому я не склонен драматизировать. Нельзя уйти из Церкви, если ты в нее еще не приходил, если ты не приходил ко Христу. Это с одной стороны. С другой, если наши дети, выросшие в верующих семьях, не нашли там Христа, то пора нам задуматься. А где были мы?

О родителях, которые ушли, и о детях, которые приходят

  • Кто знает, не останется ли даже маленький, казалось бы, неприятный момент в памяти детей на долгие годы?.. Граф Лев Николаевич Толстой помнил себя с двух лет. Я детство помню эпизодами-вспышками. По счастью, главным образом, яркими и светлыми. И в них всегда — близкие. И в первую очередь — мама и отец. Каким наше сегодня будут вспоминать мои дети?..

Владимир Легойда. Глубоко на поверхности

  • Мы прощаем себя, когда грешим, мы надеемся на исправление, но редко оставляем подобное право другим. Во все века недостойными называли многих. Но Господь Сам все расставляет на свои места, и если за грехи одних Церковь молилась и молится, то «грехи» других отлетели, как шелуха, а у кого-то были смыты кровью мученичества.

Владимир Легойда. Почему любовь

  • Наши страсти — это поврежденные добрые качества человеческой души. Поэтому и говорят, что наши пороки — видоизмененные добродетели. Эгоизм — поврежденная любовь.

Я, снова я и любовь

  • Не бывает такой любви без самоотверженности. Любые отношения с другим человеком предполагают какие-то ограничения. Хотя бы в разговоре: человек говорит, и, чтобы его выслушать, нужно замолчать. Потому что диалог — это когда говорят по очереди, а не одновременно.

Я, снова я и любовь

  • (Из диалогов с детьми):

Лиза: Бывает слепота телесная, а бывает духовная. Если ты ослеп только телесной слепотой, то можно спастись молитвой и делая добрые дела. Но если ты ослеп сразу духовной и телесной слепотой, то от телесной спастись уже нельзя, так как ты не можешь молиться.

Аня: Лиза, папа не слепой!

Лиза: Да я не про папу…

Я: А что же делать, если ослеп духовно и телесно?

Лиза: А уже ничего не сделаешь: ты не можешь почитать Бога, ты начинаешь служить многим богам. Ты стал, как язычник.

Я: Э-э-э, ясно, спасибо.

Лиза: Ладно, папа, я пошла. если что-то непонятно — ты меня зови.

Непустое время

  • Христианство никогда не разочарует искателя самых сложных интеллектуальных высот и глубин (хотя наверняка и покажет ему их относительную ценность). Сложность — в верном определении цели и в движении по направлению к ней. Вспомним еще раз, что один из возможных переводов греческого слова ἡ ἁμαρτία (грех) на русский язык — промах. Тот, кто грешит, промахивается. Тот, кто хочет стать счастливым через грех, — никогда не достигнет счастья.

Владимир Легойда. Про счастье

  • Отношения между мужем и женой потому так высоко и ценятся в христианстве, что именно в них преодолевается отчужденность греховной человеческой природы, именно эти отношения предполагают максимальную открытость и обнаженность — во всех смыслах. Адам и Ева увидели, что они наги, и устыдились — грех заставил их видеть друг в друге чужого, заставил укрыть наготу. В прямом смысле слова люди сейчас без проблем обнажаются друг перед другом, но само по себе это никак не помогает их душам раскрыться навстречу друг другу. Как раз наоборот. Ибо не семья.

Царство любви

  • Стоит только отключить Интернет, и человек остается безоружным. И ждать он будет не когда заработают мозги, а когда снова появится Интернет. Конечно, это полемическое заострение. Или уже нет?.

Когда выключат Интернет

  • Не надо ненавидеть себя, не надо путать покаяние с неприязненным отношением к себе. Надо не любить то греховное, что в тебе есть. Просто потому, что именно оно и мешает тебе быть счастливым.

В потемках собственной души

  • Церковь не предлагает встретить других людей. Церковь предлагает увидеть людей, и в первую очередь себя самого, другими. Церковь не предлагает уютный домик посреди поля, разрываемого ветром и градом. Церковь предлагает компас, начиная двигаться по которому, ты вдруг замечаешь: ветер и град становятся тебе не страшны. Ты не приходишь в другой мир — ты просто начинаешь двигаться, и с каждым твоим шагом мир становится другим. Но лишь в одном случае: если твой компас всегда указывает на Христа.

Почему не растут крылья, или Парадокс, которого нет

  • Да, я прочитал больше книг, чем все мои бабушки и дедушки вместе взятые, как-то разбираюсь в православном богословии и рассказываю студентам об исихазме… Но то, что они — без особых умных слов — дали мне в детстве, возможно, важнее многого другого, что удалось получить потом уже своими силами. Тихое христианство. Вот подходящее выражение для описания их жизни. Не знаю, смогу ли я прожить такую же христианскую жизнь. Пока не очень получается.

Бабушки

 

0
0
Сохранить
Поделиться: