Праздник Воздвижения Креста Господня отмечает Церковь 27 сентября. Это одно из двенадцати важнейших событий церковного года. Его называют Господским, поскольку оно посвящено Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. И неподвижным, потому что всегда отмечается 27 сентября по новому стилю. В этот день мы также обращаемся в молитве к святителю Иоанну Златоусту и чествуем икону Божией Матери «Леснинская».
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 27 сентября.
Пятница, 27 сентября 2024 года, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня выделяется среди других Господских праздников. Он посвящен событию не из Священного Писания, а из жизни христианской Церкви. Император Константин Великий, который уверовал в Иисуса Христа и прекратил гонения на христиан, очень хотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. В 326 году он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Тогда в земле под горой Голгофой обнаружили три креста. Чтобы выбрать из них главный, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И случилось чудо: возложенный на один из крестов воскрес. Чтобы собравшийся народ смог увидеть святыню, иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста.
Подробнее о Кресте Господнем читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Вечером накануне самого праздника перед началом всенощного бдения священник и диакон подходят к жертвеннику. Диакон произносит: «Благослови, владыко». Священник отвечает: «Благословен Бог наш…» Звучит Трисвятое — молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», всегда произносимая трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.
После возгласа «Яко Твое есть Царство…» в алтаре поют тропарь Креста: «Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Затем «Слава, и ныне» и кондак Креста «Вознесыйся на Крест волею…».
В это время старший (если служат несколько) священник поднимает на голову блюдо с Крестом и вслед за алтарником со свечой и диаконом с кадилом переносит Крест на престол, полагая его на место, где обычно лежит Евангелие. Перед престолом ставится зажженная свеча.
Полиелей (торжественная часть праздничной утрени) совершается в алтаре, то есть духовенство не выходит, как обычно, на середину храма. Евангелие тоже читается в алтаре.
После великого славословия Крест выносится на середину храма. В завершение службы совершается поклонение Кресту (при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»), поются стихиры, во время которых священник помазывает всех молящихся освященным маслом.
Утром на литургии звучит песнопение «Кресту Твоему...» вместо Трисвятого, а вместо «Достойно есть» задостойник: «Тайн еси, Богородице, рай,/ невозделанно возрастивший Христа,/ Имже крестное живоносное на земле насадися Древо;/тем ныне возносиму,// поклоняющеся Ему, Тя величаем».
Крест будет находится в центре храма до отдания праздника в пятницу, 4 октября.
Тропарь Воздвижения Креста Господня, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак Воздвижения Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя оружие мира, непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя, и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Святаго Духа, и честными Пречистыя мольбами.
О, Пречистый и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего — присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмог аз недостойный воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои? Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншагося на тебе смиренное дерзновение подает ми, да отверзу уста моя во еже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя утверждение, христиан всех упование, царей держава, верных прибежище, ангелов слава и воспевание, демонов страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных посрамление, праведных пристанище, заблудших наставниче, одержимых страстьми раскаяние, нищих обогащение, плавающих кормчий, слабых сила, во бранех победа и одоление, сирых верное покровение, вдов заступниче, дев целомудрия охранение, ненадеянных надежда, недужных врач и мертвых воскресение! Ты прообразованный чудотворящим жезлом Моисея животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби, Ты одр, на нем же царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншагося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
О, всечестный и Животворящий Кресте Господень, Кровию Христа Бога нашего освященный и смертию Его нас от смерти вечныя свободивый! Ты еси знамение победы на врагов наших видимых и невидимых: ты имаши явитися в час Страшнаго Суда Христова: тебе смиренно покланяюся, честно прикасаюся и любезно тя лобызаю, нынешнее моление к Распятому на тебе принося, да исцелит мя силою в тебе Своею от всех недугов душевных и телесных, и сохранит от врагов видимых и невидимых, и неосужденна на суде Своем одесную поставит. Ей, Животворящий Кресте святый, на тебе Спас, умирая за умершия грехми человеки, дух Свой яко человек испусти, Кровь же и воду источи, и сими треми, едино, еже паче всех есть на потребу, спасение нам содела: во славу источника вод живых Бога Отца, Себе же, от кровей Девических воплощенна Бога Сына, и Бога Духа Святаго, оживляющаго дух человеч: Ихже Триех во едином Божестве пособи и мне славити благодарственно, от воды крещения восприятою верою непорочною, в причастии же плоти и Крове Господних надеждою несумненною и в покаянии духом сокрушенном и любовию нелицемерною: ниже токмо в жизни сей плачевной, яко вода мимотекущей, браней и кровей исполненной, и яко пара исчезающей с воздыханием, но и в будущей блаженной прославлю Господа, пособием силы твоея, Кресте треблаженне, да прославлю самым лица зрением верованному, одержанием же чаянному и наслаждением любимому, единому в Троице славимому в безконечныя веки веков. Аминь.
Чтение Евангелия
Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 6–11, 13–20, 25–28, 30–35
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Комментирует священник Стефан Домусчи
Комментирует священник Павел Великанов
Апостольское чтение
Первое Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 1, стих 18–24
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Комментирует священник Антоний Борисов
Комментирует священник Стефан Домусчи
Традиции праздника
Обычай воздвигать Крест Христов, давший название празднику, восходит к IV веку. Для чина Воздвижения, совершаемого вечером накануне праздника, используют специально для этого приготовленный Крест, который не бывает в употреблении в другое время. Этот крест обычно деревянный, чтобы своим материалом напоминать о Кресте, на котором был распят Спаситель. Прежде чем приложиться ко Кресту, перед ним положено совершать поклоны.
Крестовоздвижение — всегда постный день.
День памяти святых
Преставление святителя Иоанна Златоуста (407)
Житие вселенского святителя в пересказе протоиерея Сергия Архипова «Похищенный христианами» читайте в нашем материале.
Икона Божией Матери Леснинская (1683)
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1683 году произошло обретение чудотворной иконы Богородицы «Леснинская». Пастух Александр Стельмашук из села Лесны Гродненской губернии, отыскивая заблудившихся коров в чаще леса, увидел в ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, излучавший яркий свет. Икону принесли в ближайшую православную церковь.
Католическое духовенство решило в 1686 году поставить икону в Леснинский костёл. Через полтора века после участия монахов в польском восстании 1863 года, монастырь по распоряжению русского правительства был закрыт и обращен в православный приход. В 1886 году здесь была учреждена женская монашеская община, а чудотворная икона помещена в алтарь.
Каждый год в день празднования Воздвижения Креста Господня святую икону выносили в центр храма для всеобщего поклонения. От Леснинского образа Пресвятой Богородицы совершалось множество чудес. Описания многочисленных исцелений и даже воскрешение младенца впервые были опубликованы в 1900 году.
Леснинскую женскую обитель дважды посещала царская семья. Благотворителем и покровителем монастыря был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Во время Первой мировой войны обитель вместе с чудотворным образом была эвакуирована в Петербург на Леснинское подворье, в 1917 сестры уехали в Кишиневскую епархию, затем в монастырь Хопово в Югославии до оккупации его фашистами в 1943 году, когда сестры монастыря были изгнаны. С 1950 году образ находится в ста километрах от Парижа, в Нормандии.
Редакция журнала «Фома» желает вам радости праздника Крестовоздвижения в храме!