В неделю пятнадцатую по Пятидесятнице мы обращаемся в молитве к новомученикам Феоктисту Смельницкому и Александру Тетюеву, расстрелянным 3 октября 1937 года.
Третьего октября 2021 года мы обращаемся в молитве к Собору святых Брянской митрополии.
Ежегодно 3 октября совершается память святой семьи из числа первых христиан — великомученика Евстафия Плакиды, его жены Феопистии и сыновей Агапия и Феописта, а также празднуется память еще одной семьи: князя-мученика Михаила Черниговского и пострадавшего с ним боярина Феодора, а также внука князя — преподобного Олега Брянского.
Подробнее о святых семьях читайте в наших материалах:
• Как передать святость по наследству?
• За что канонизирован Николай II и его семья?
• Уроки Петра и Февронии: о жизни святых супругов
Тропарь Собору Брянских святых
Днесь радостно ликует/ земля Брянская,/ прославляющи чада своя,/ Богу угодившая:/ святители и пастыри,/ преподобныя отцы и матери,/ благоверныя князи,/ мученики и исповедники;/ к ним же с любовию воззовем:/ о соборе святый/ и полче Божественный,/ молитвами и предстательством/ землю нашу сохраняйте,/ ейже есте надежда// и утверждение.
Перевод: Сегодня радостно торжествует земля Брянская, прославляя чад своих, Богу угодивших: святителей и пастырей, преподобных отцов и матерей, благоверных князей, мучеников и исповедников, к ним же с любовью воззовем: «О собрание святых и воинство божественное, молитвами и защитой землю нашу сохраняйте, для которой вы надежда и сила».
Кондак Собору Брянских святых
Заступницы теплии Брянския земли, / святии сродницы наши, / купно со Пресвятою Богородицею/ и всеми святыми/ Престолу Божию ныне предстояще, / молите Христа Бога/ мир Отечеству нашему даровати, / Православие утвердити, / ереси и расколы разорити, / и душам нашим// вся ко спасению полезная испросите.
Перевод: Защитники ревностные Брянской земли, святые соотечественники наши, вместе с Пресвятой Богородицей и всеми святыми Престолу Божию сейчас предстоя, молите Христа Бога мир отечеству нашему даровать, православие утвердить, ереси и расколы разрушить, и душам нашим все полезное для спасения испросите.
Воскресенье, 3 октября 2021 года, по Воздвижении
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 3 октября.
День памяти святых
Великомученик Евстафий Плакида, жена его мученица Феопистия и чада их мученики Агапий и Феопист (около 118)
Жизнь военачальника Евстафия схода с судьбой Иова Многострадального: после разорения и потери сыновей и жены он прожил 15 лет как крестьянин, но затем Бог даровал ему победу в боях и возвращение славы, богатства и семьи. Рассказ о решительном выборе святого слушайте на радио “Вера”.
Мученики и исповедники благоверный князь Михаил Черниговский и Феодор чудотворцы (1245)
Они отправились в Орду, хотя знали, что идут на смерть. Краткое житие князя Михаила и его боярина Феодора слушайте на радио “Вера”.
Преподобный и благоверный князь Олег Брянский (около 1285)
Внук мученика благоверного князя Михаила Черниговского избрал путь монашества и прославился как преподобный. Рассказ об обстоятельствах его жизни слушайте на радио “Вера”.
Собор святых Брянской митрополии
С 2003 Церковь празднует собор сорока святых Брянской земли, в который входят 23 новомученика и исповедника.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Феоктист Смельницкий (17 января 1874 — 3 октября 1937)
Во время революции 1905-1907 годов вся семья отца Феоктиста, часто жертвуя своей жизнью, протестовала против грабежей, мародерства и еврейских погромов. Из-за решительного выступления священника против произвола властей он был вынужден покинуть свой приход. Архиерей по требованию губернатора отказывался назначить отца Феоктиста на один из приходов епархии. Лишь в конце апреля 1906 года батюшка был направлен служить в еще недостроенной церкви села Воропаева Остерского уезда. А уже 10 июня 1906 состоялось следствие - по результатам расследования священник был оправдан и 26 июня был утвержден в должности настоятеля Покровской церкви села Воропаева и законоучителя земского училища села Высшая Дубечня.
Священномученик Феоктист Елисеевич родился в селе Тарасовичи Черниговской губернии в семье псаломщика. Окончив Черниговскую духовную семинарию, женился на Клавдии Михайловне Ягодовской, у них родилось двое детей: Валентин (1899 г.р.) и Нонна (1905 г.р.). 15 августа 1898 года рукоположен в сан священника.
26 июня 1900 года был назначен настоятелем Николаевской церкви д. Горск (містечка Гірська) Городнянского уезда, служил заведующим и законоучителем местных сельских земских школ и школ грамоты. Создал в приходе церковный хор и заботился, чтобы пение было изящным и мелодичным.
В июне 1905 года назначен настоятелем Преображенской церкви местечка Гоголев Остерского уезда. В 1913 году переведен в Чернигов и назначен экономом Черниговской духовной семинарии. В Чернигове служил в семинарском храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских.
Во время революционных событий 1917 года семья священника была вынуждена переехать в Киев. Отец Феоктист около трех лет был настоятелем Дарницкого храма. Пренебрегая здоровьем и даже рискуя жизнью своей семьи, как это было и раньше в Гоголеве, батюшка протестовал против издевательств над невинными людьми. Особенно он заступался за евреев, которых массово грабили и убивали. Отец Феоктист с семьей целыми сутками дежурили под открытым небом, защищая еврейские семьи, их дома и имущество от мародеров, а в их доме скрывались еврейские семьи. Батюшка обходил киевские тюрьмы и всевозможными средствами пытался освободить всех несчастных, чем навлек на себя опасность. Матушка Клавдия в письмах упоминала об угрозах: "Мы покажем попу, как спасать жидов и коммунистов, вместо того, чтоб служить благодарственные молебны". Среди большого количества спасенных от гибели были и такие, которые позже, при советской власти, заняли высокие должности.
В 1919 году, во время наступления большевиков, дом отца Феоктиста подвергся погрому, и батюшка со своей семьей должен перебираться из Дарницы в Киев, но там он был арестован киевской ЧК. Батюшку выпустили из тюрьмы только через три месяца по ходатайству большого количества людей.
В октябре 1919 года преемник отца Феоктиста в Воропаевской церкви священник Николай Савченко выехал из села и позже скончался на Полтавщине, а прихожане остались без настоятеля. Когда они узнали, что их первый настоятель отец Феоктист находится в г. Киеве, то отправили ему приглашение вернуться к ним, которое он принял с радостью и вместе с матушкой переехал в село. В это время батюшка старался быть рядом со своими прихожанами, но нередко был вынужден оставлять все дела и ехать в голодающий Киев с хлебом для детей. Отец Феоктист владел столярной профессией, поэтому мог даже в тяжелые времена содержать свою семью и помогать более нуждающимся.
В августе 1921 года был арестован политбюро Остерского уезда Черниговской губернии «за контрреволюционную агитацию против советской власти». На священника написали донос бывший диакон Воропаевськой церкви Сергей Ситников, которого прихожане выгнали из церкви за пьянство еще до приезда отца Феоктиста, местный секретарь исполкома Василий Терещенко, которого батюшка часто обличал за чрезмерное корыстолюбие, и член сельского комбеда Григорий Ювжик, которому батюшка сделал замечание относительно избиения им своего старого отца.
Пока шло следствие, священника удерживали в Остерской тюрьме в ужасных условиях. Все время за батюшку не переставали хлопотать жители села Воропаева. В Остерское политбюро начали поступать многочисленные письма с ходатайствами об освобождении священника из тюрьмы. Эти письма писали дарницкие рабочие, чиновники и даже евреи, оставшиеся в живых только покровительством батюшки. В этих письмах они уверяют следователей в политической благонадежности о. Феоктиста, и каждый рассказывает о том, как батюшка без малейшего страха буквально вырывал их из рук смерти. Отец Феоктист отказался от пищи, но в контрреволюционном преступлении виновным себя так и не признал.
13 октября 1921 года отец Феоктист был освобожден, а постановлением Черниговского губернского революционного трибунала от 12 января 1922 года уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления. После освобождения отец Феоктист немедленно вернулся к служению, но в результате упадка сил заболел тяжелой формой сыпного тифа и около года не мог выздороветь.
В 1922 году развернулась широкомасштабная кампания по изъятию церковных ценностей. Отец Феоктист заранее ознакомил общественность с посланием Черниговского епископа Пахомия (Кедрова) о добровольной передаче церковной драгоценной утвари, но прихожане высказались за то, чтобы дождаться приезда комиссии. Когда 27 мая 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей прибыла в Воропаев, настоятеля храма не оказалось на месте, он уехал по делам в Киев. Члены комиссии вместе с церковным старостой Василием Бруханским и председателем церковного совета Андреем Качкан не смогли найти книгу описи церковного имущества. Это произошло из-за того, что ранее Воропаевская церковь считалась кладбищенской и была приписана к Жукинскому приходу, поэтому книга описи церковного имущества хранилась в Жукинской церкви. Зато члены комиссии нашли в алтаре серебряную чашу и сразу обвинили священника, старосту и председателя совета в сокрытии церковных ценностей. Старосту и председателя приходского совета арестовали на месте, а священник был арестован сразу после того, как он вернулся из Киева.
Следователь установил, что «Смельницкий (обвинялся в контрреволюции, но почему-то оправдан) виновен в сознательном укрывательству церковных ценностей, он является заядлым сознательным врагом власти рабочих и крестьян. Качкан и Бруханский являются виновными в соучастии с Смельницким». Решением Черниговского Губревтребунала от 29 июня все обвиняемые получили по одному году общественно-принудительных работ с лишением свободы, хотя и условно. 22 июля состоялось заседание Верховного кассационного суда, на котором рассматривалась кассационная жалоба отца Феоктиста, но решение предыдущего суда осталось без изменений.
В 1930-х годах о. Феоктист был назначен настоятелем Свято-Троицкого храма поселка Лосиновка, расположенном в 110 километрах от Чернигова. В Лосиновке в это время шла борьба за храмы: с одной стороны представителями безбожной власти, а с другой - с раскольниками-автокефалистами. Действующей оставалась только Свято-Троицкая церковь.
В 1936 году власть закрыла и Троицкий храм, игнорируя многочисленные протесты верующих. Священника всеми правдами и неправдами заставляли покинуть Лосиновку. Отец Феоктист неоднократно обращался с просьбой к сельскому председателю не выгонять его семью зимой из церковного дома: руководство села составило на священника донос, а в конце марта отца Феоктист был арестован и заключен в Нежинскую тюрьму, а затем осужден на два года лишения свободы условно с испытательным сроком на три года.
27 мая 1936 года был вновь арестован, обвинялся в том, что «находясь под стражей в тюрьме, вел среди заключенных антисоветскую агитацию, доказывая им, что советская власть является властью бандитов, что народ скоро восстанет и советская власть будет свергнута». Виновным себя не признал.
17 июля 1936 года Спецколлегией Черниговского облсуда был приговорен к пяти годам исправительно-трудового лагеря. По причине старческой дряхлости и резкого упадка сил он был признан негодным к физическому труду. Его отправили в Карлаг НКВД в Казахстане, где по инвалидности ему разрешили не работать. В лагерь поступил 10 сентября 1936 года.
19 сентября 1937 года он был арестован в лагере по обвинению в "злостной антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности в лагере". 28 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 3 октября 1937 г. в 23 часа 30 минут, в отделении "Тартаул" Карлага НКВД. Погребен в безвестной могиле.
Священномученик Александр Тетюев (1879 — 1937)
Краткий рассказ о потомственном священнике, отказавшемся отречься от сана в году гонений и расстрелянного за это, слушайте на радио “Вера”.
Особенности богослужения
Если вы хотите участвовать в Таинствах Церкви, то рано или поздно перед вами встанет вопрос о выборе духовника — священника, который будет принимать исповедь. Как его выбрать? Каким он должен быть? Зачем нужно его благословение? Чем старец отличается от духовного отца? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале «Духовный отец — кто это?»
Происходящее на литургии легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34 — 38, глава 9 стих 1
34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Глава 9.
1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 35 — 46
35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38сия есть первая и наибольшая заповедь; 39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к Галатам, глава 2, стих 16 — 20
16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Второе Послание апостола Павла к коринфянам, глава 4, стихи 6 — 15
6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!