На воскресенье 29 сентября приходится попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В четырнадцатую Неделю по Пятидесятнице Церковь вспоминает великомученицу Евфимию всехвальную, мучениц Мелитину Маркианопольскую, Севастиану Гераклейскую и Людмилу, княгиню Чешскую, мучеников Виктора и Сосфена, братьев Иосифа и Исаака, святителей митрополитов Киевских и Московских Киприана и Фотия, преподобных Кукшу Одесского, Дорофея, пустынника Египетского, и Прокопия Сазавского, а также перенесение мощей праведного Алексия Московского. 29 сентября совершается память священномучеников Григория Раевского и Сергия Лосева. В этот же воскресный день чествуется икона Божией Матери «Призри на смирение».


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 29 сентября.


Воскресенье, 29 сентября 2024 года, попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В воскресенье 29 сентября Церковь продолжает праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. За шесть дней до него христиане вспоминали события Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие сделало возможным воплощение Бога на земле. Крест же говорит нам о Его будущей жертве. Поэтому праздник Крестовоздвижения тоже стоит в начале церковного года. Праздник, установленный в память обретения Креста равноапостольной царицей Еленой, сразу получил широкое распространение и стал отмечаться с большой торжественностью.


Особенности православного богослужения

Тропарь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Кондак Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Тропарь воскресный, глас 5

Собезначальное Слово Отцу и Духови,/ от Девы рождшееся на спасение наше,/ воспоим, вернии, и поклонимся,/ яко благоволи плотию взыти на крест,/ и смерть претерпети,/ и воскресити умершия// славным воскресением Своим.

Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

Кондак воскресный, глас 5

Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/ и врата сокрушивый яко Всесилен,/ умерших яко Создатель совоскресил еси,/ и смерти жало сокрушил еси,/ и Адам от клятвы избавлен бысть,/ Человеколюбче, темже вси зовем:// спаси нас, Господи.

Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и, врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец, умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»

Тропарь великомученице Евфимии всехвальной, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,// яко Милостив, спаси души наша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Евфимия взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь, и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Евфимии всехвальной, глас 6

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти Богоносных отец/ предел приемшая,// и хранящая, всехвальная.

Перевод: Подвиги в мученичестве, подвиги в вере ты совершила с усердием за Христа, Жениха твоего. Но и сейчас моли Богородицу о том, чтобы повергнуть ереси и превозношение врагов под ноги воинству нашему, как принявшая орос от шестисот тридцати Богоносных отцов и хранящая его, всеми прославляемая.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Марка, глава 8, стих 34 — глава 9, стих 1

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 1–14

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36–50

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Галатам, глава 2, стихи 16–20

Комментирует священник Стефан Домусчи

Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 1, стих 21 — глава 2, стих 4

Комментирует священник Стефан Домусчи

Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стихи 1–10

Комментирует епископ Феоктист Игумнов


День памяти святых

Великомученица Евфимия всехвальная (304)

Слушайте краткое житие дочери сенатора, ставшей святой, на радио «Вера».

Мученица Людмила, княгиня Чешская (860–927)

Воскресенье, 29 сентября 2024 года: что будет в храме?

Людмила была женой, матерью и бабушкой чешских князей. Ее убили во время молитвы. Слушайте краткий рассказ о святой покровительнице Чехии на радио «Вера».

Преподобный Прокопий Сазавский, игумен (970–1053)

Святой жил в Центральной Чехии, но поддерживал связи со всем славянским миром, в том числе и Киевской Русью. Слушайте житие преподобного Прокопия на радио «Вера».

Перенесение мощей праведного Алексия Московского (Мечёва) (2001)

Читайте о старце и духовнике для многих людей, приходивших в московский храм святителя Николая в Клённиках до и после революции 1917 года, в наших материалах:

Святой Алексей Мечёв: я не хочу сидеть на точке замерзания

Пять цитат о любви к человеку

Преподобный Кукша Одесский, исповедник (1875–1964)

Воскресенье, 29 сентября 2024 года: что будет в храме?

Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. Характерно следующее событие его отроческих лет. У Косьмы — так звали Кукшу в крещении — был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь». Пророчество сбылось: за свою жизнь исповеднику Кукше пришлось переезжать не по своей воле больше 10 раз, несколько лет он провел в ссылках и лагерях. Паломничать на Святую Землю и Афон ему удалось только в юности. В Вифлееме с ним случилась удивительная история.

Поклонившись месту Рождения Христа-Богомладенца, паломники стали просить охранника разрешить им взять святого масла из лампад, но тот оказался несговорчивым. И вдруг одна лампада чудесным образом опрокинулась на Косьму, облив весь его костюм. Люди окружили юношу и руками собирали с него святое масло. Так Господь показал, что через отца Кукшу множество людей будет получать Божественную благодать.

Читать житие

Родился будущий исповедник 12 января 1875 года в селе Арбузинке Елисаветградского уезда Херсонской губернии, в семье Кирилла и Харитины и был крещён с именем Косьма. Он был потомком старинного казачьего рода.

В 1895 году Косьма отправился с паломниками в Святую Землю. Прожив Иерусалиме полгода, Косьма на обратном пути посетил Афон. Здесь он пожелал подвизаться в монашестве, однако вернулся на родину, чтобы получить благословение родителей. В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Пантелеимонов монастырь. Затем Косьма вновь посетил Иерусалим, в течение полутора лет он нёс там послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, в которой подвизался 11 лет. Позже послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904— в монашество с именем Ксенофонт.

В 1912 году он вернулся в Россию и во время Первой мировой войны служил братом милосердия на санитарном поезде. После войны поселился в Киево-Печерской лавре, где его рукоположили в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1931 году он настолько тяжело заболел, что его постригли в великую схиму с именем Кукша. Вскоре он быстро пошел на поправку и стал служить в одной из действующих киевских церквей, поскольку все монастырские храмы были закрыты большевиками.

В 1938 году Кукша был арестован, приговорен к пяти годам заключения, срок отбывал в поселке Вильва Соликамского района Молотовской области (ныне Пермский край). В 1943 году на три года был отправлен в ссылку в Кунгур без права совершения богослужений, жил в колокольне единственной действовавшей на тот момент городской церкви. После долгих мытарств в ссылках вернулся в Киев, впоследствии был переведен в Почаевскую лавру, потом в монастырь в селе Крещатике на Буковине, а после его закрытия в 1960 году — в Успенский монастырь в Одессе.

Повсюду к нему тянулись многие прихожане и верующие, и власти пытались изолировать святого от общения с мирянами. Старец никогда не осуждал согрешающих, а всегда принимал с состраданием. Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, и все стремились получить от него душеспасительные советы и назидание.

Преподобный Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, откуда они. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом. Еще, бывало, у дверей стоят, а он уже каждого по имени называет, хотя видит их первый раз в жизни.

Батюшка любил храм Божий и стремился всегда бывать на монастырских богослужениях. Особенно любил раннюю литургию, говоря, что ранняя литургия для подвижников, а поздняя для постников.

Преподобный всегда пребывал в молитвенном общении со святыми. Однажды спрашивают его: «Не скучно Вам одному, батюшка?» Он бодро отвечает: «А я не один, нас четверо: Косьма, Константин, Ксенофонт и Кукша» (все его небесные покровители).

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Григорий Раевский (1888–1937)

Воскресенье, 29 сентября 2024 года: что будет в храме?

Отец Григорий родился в селе Завидово Тверской губернии и в нем служил всю жизнь до последнего ареста в 1937. Слушайте житие священномученика на радио «Вера».

Священномученик Сергий Лосев (1893–1942)

Воскресенье, 29 сентября 2024 года: что будет в храме?

С 1926 года и до своего ареста в 1937 отец Сергий служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в московском селе Капотня. Вскоре после ареста отца Сергия те же самые лжесвидетели направили в НКВД доносы на его супругу Варвару Ивановну, будто она угрожала посадившим в тюрьму ее мужа карами — если и не в настоящем времени, то в будущем, и если не им, то их детям. Ее арестовали в начале 1938-го и расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.

Рассказ о священномученике Сергии слушайте на радио «Вера».

Икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение»

Воскресенье, 29 сентября 2024 года: что будет в храме?

Читайте рассказ о современных чудесах, связанных с образом Божьей Матери «Призри на смирение», в нашем материале.


Редакция журнала «Фома» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: