Третье воскресенье Великого поста посвящено Кресту Господню и служит укреплению в духовном и физическом подвиге ради Спасителя.

27 марта мы чтим память древних святых — преподобного Венедикта Нурсийского и святителя Евсхимона Лампсакийского.

Также в этот день вспоминаются в молитвах русские святые: святитель Феогност Киевский и всея России и благоверный князь Ростислав Киевский.

В этот день чествуется Феодоровская икона Божией Матери.


Воскресенье, 27 марта 2022 года, Крестопоклонная

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в третье воскресенье Великого поста — 27 марта.

Подробнее о Кресте и смысле праздника недели читайте в наших материалах:

Что такое распятие?

Неделя Крестопоклонная: о значении Креста в православной христианской традиции

Крест как образ нашего спасения

Воскресенье, 27 марта 2022 года: что будет в храме?

Тропарь Креста

Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.

Кондак Креста

Не к тому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»


День памяти святых

Преподобный Венедикт Нурсийский (543)

Воскресенье, 27 марта 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие одного из основателей западного монашества cлушайте на радио «Вера».

Святитель Феогност Киевский и всея России (1353)

ИКОНА

Предчувствуя кончину святитель Феогност назначил епископа Алексия своим преемником. В последний год его жизни юный отшельник Варфоломей (в будущем — преподобный Сергий Радонежский) обратился к нему за благословением создать в лесу церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его отечески, благословил и дал просимое разрешение.

Читать житие

Митрополит Феогност, преемник на Киевской и Владимирской кафедре митрополита Петра, известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть митрополита Петра. Великий Новгород примирил с московским князем, и в 1346 году (при великом князе Симеоне Гордом, сыне Ивана Калиты) город покорился московскому князю.

В 1342 году хан Джанибек хотел уничтожить все права и льготы православного духовенства и обложить его данью, а митрополита принудить собирать эту дань, грозя в противном случае собирать ее самому. Митрополит отдал татарам все свое достояние, но брать дань отказался, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор. 3:17). Его подвергли пыткам, но он не уступил, и тогда хан подтвердил все права и льготы православной церкви. Когда митрополит вернулся в Москву, страшный пожар, четвертый в его правление Русской Церковью, опустошил Москву, и митрополит, несмотря на то что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви.

Погребен в Успенском соборе в приделе св. апостола Петра, основанного им в память своего предшественника. В 1471 году святые мощи его были обретены нетленными, а в 1474 году от них получил исцеление один немой: увидел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулся дар речи.

Святитель Феогност был причислен к лику святых в XIX веке.

Свернуть

Благоверный князь Ростислав (в крещении Михаил) Мстиславич Киевский (1167)

Краткое житие внука Владимира Мономаха и строителя многих монастырей и храмов Смоленской епархии слушайте на радио «Вера».

Святитель Евсхимон (Евсхим) Лампсакийский (IX)

Исповедник жил на берегу Дарданельского пролива. Известен своей добродетельной и подвижнической жизнью. Пострадал за иконопочитание — заключен в темницу, сослан и умер в изгнании.

Икона Божией Матери Феодоровская (1613)

Воскресенье, 27 марта 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о Феодоровской иконе Богородицы читайте в нашем материале.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»:

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Особенности православного богослужения

В середине Великого поста установлен обычай во время Всенощной, совершаемой вечером в субботу 26 марта, выносить на середину храма украшенный Крест — для поклонения, получения помощи и ободрения. Он будет находится в храме до пятницы — 1 апреля.

Во время Великого поста богослужебный устав предписывает многие изменения, цель которых — создать условия для настроя на изменение жизни. Только на литургии в воскресенье Крестопоклонной недели вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, благословения священника становятся понятнее, если следить за текстом последования литургии или же изучить его накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34 — глава 9, стих 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к евреям, глава 4, стихи 14 — глава 5, стих 6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"; 6 как и в другом месте говорит: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека".

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


В неделю Крестопоклонную во всех церквях выносят на середину храма крест. И верующие совершают поклонение ему. «И таким образом, — по словам протоиерея Александра Шмемана (1921-1983), — начинается наше приближение к самой главной, к самой таинственной из всех тем нашей веры — теме распятия, страдания и смерти.

Почему таинственной? Разве страдание не стоит в центре жизни? Разве каждый из нас не познал и не познает его, увы, слишком часто? Да, конечно, это так. Но ведь здесь речь идет не о нас, а о Христе. А про Христа мы говорим, что Он Бог. А от Бога, от веры разве мы не хотим облегчения (если уж не полного исчезновения наших страданий)? Разве не только друзья, но и враги веры, ее обличители не утверждают в странном согласии, что религия — это прежде всего помощь, утешение, некий, как говорят, бальзам на душу?...

Нет, если только снова по-настоящему вглядеться в это, вслушаться, что-то странное тут происходит даже с самой религией. Как будто ничего не остается от самого ясного, привычного в ней — помощи, поддержки, гарантии. Поставил свечку, отслужил молебен или панихиду — и все будет хорошо, и в жизни Бог поможет, да и там тоже, после страшной и таинственной смерти. Ведь разве не с таким упрощенным пониманием веры живет большинство самих верующих? Разве уже тогда, при Иисусе Христе, не ходили они толпами за Ним, ожидая от Него кто исцеления, кто помощи, кто поучения? Но посмотрите, как в рассказе Евангелия постепенно тает эта толпа...

И не понять нам тайны креста, пока такой вот пилюли — неважно, для важного или незначительного, — ждем мы от религии. Пока это так, крест, несмотря на все золото, на все серебро, покрывшее его, остается тем, что еще на заре христианства сказал про него апостол Павел: «Для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (Первое послание апостола Павле к Коринфянам, глава 1, стих 23); в данном случае иудеи — это те, кто ждут от религии только помощи, а эллины — те, кто хотят от нее только разумного и гладкого объяснения всего. И в этом случае крест действительно — соблазн и безумие...

Что-то странное происходит с нами: сами того, может быть, не осознавая, мы чувствуем, как уходит от нас эта дешевая и эгоистическая религия, которая все хочет чего-то только для себя, которая самого Бога заставляет служить себе! И становится ясно, духовно ясно, что она, религия, на деле, на глубине — о чем-то совсем другом. И что в конце ее не помощь и не облегчение, а радость и победа«.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: