Воскресение Иисуса Христа — центральное событие мировой истории, первый христианский праздник и важнейший в Церкви. Об этом чуде повествуют все апостолы и евангелисты, хотя и они не были непосредственными свидетелями самого процесса воскресения.

В этом году на воскресный день 24 апреля приходится память нескольких мучеников первых веков христианства Антипы, Прокесса и Мартиниана, преподобных Фармуфия Египетского, Иоанна Солунского, Иакона Железноборовского, святителей Варсонофия Терского и Калинника Румынского, а также новомученика Николая Гаварина.

Светлое Христово воскресенье, праздник праздников — важнейший воскресный день года. Этот выходной каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма и участию в литургии.

Чтобы прожить и прочувствовать пасхальное богослужение, мы «Готовимся к воскресенью»: изучаем особенности и традиции праздника, отрывок из Евангелия и его толкование, краткие жития святых, поминаемых Церковью в пасхальное воскресенье — 24 апреля.


Воскресенье, 24 апреля 2022 года, Светлое Христово Воскресение

Воскресение Спасителя мы отмечаем еженедельно, но только раз в год называем Пасхой. Два года назад вынужденные ограничения на посещения храмов из-за пандемии отрезвили многих: пришло понимание, насколько дорого нам участие в богослужении и Таинства. Но в пасхальную ночь 2022 все — постившиеся и непостившиеся — могут разделить радость о Воскресшем Христе. Воскресение Христово не могут затмить никакие внешние обстоятельства, какими грозными или печальными они ни были.

Подробнее о Воскресении Христовом читайте в наших материалах:

Последовательный анализ Евангельских событий за 10 минут

Какие бывают пасхальные иконы?

Путь из ада: история празднования Пасхи

Воскресенье, 24 апреля 2022 года: что будет в храме?
Воскресение и Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь, XIV в.

Тропарь на Светлое Христово Воскресение:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и тем, кто в гробницах, жизнь даровал.


День памяти святых

Священномученик Антипа, епископ Пергама Асийского (около 68)

Воскресенье, 24 апреля 2022 года: что будет в храме?

Рассказ об ученике апостола Иоанна Богослова слушайте на радио «Вера».

Мученики Прокесс и Мартиниан (около 67)

Краткое житие тюремных стражников слушайте на радио «Вера».

Преподобный Фармуфий Египетский (IV)

Святой жил в той же пустыне, где подвизался в студенце (колодце) преподобный Иоанн, которого питал святой Фармуфий.

Преподобный Иоанн Солунский (Фессалоникийский), ученик преподобного Григория Декаполита (IX)

Преподобный Иоанн в юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре.

Когда император Лев Армянин возобновил гонение за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали православие, проповедуя почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался, а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

Преподобный Иаков Железноборовский (1442) и Иаков Брылеевскй, сподвижник его (XV)

Воскресенье, 24 апреля 2022 года: что будет в храме?

Историю жизни боярского сына, ставшего учеником преподобного Сергия Радонежского, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Иаков был учеником преподобного Иакова Железноборовского и в Предтеченском Железноборовском монастыре был трудником, то есть тружеником и послушником. Он основал Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Железноборовского монастыря.

Святитель Варсонофий Тверской (1495 — 1576)

Воскресенье, 24 апреля 2022 года: что будет в храме?

Рабство он воспринял как подготовку к монашеству. Ограничения в еде стали прообразом поста, плен приучал к кротости и терпению. Зато ум был свободен для постоянной молитвы. Краткое житие святителя Варсонофия слушайте на радио «Вера».

Святитель Каллиник Черникский (7 октября 1787 — 24 апреля 1868) (Румынский)

Воскресенье, 24 апреля 2022 года: что будет в храме?

В 31 год его избрали настоятелем Черникского монастыря на духовном соборе обители. Двумя годами позже возвели в достоинство архимандрита. Проявляя смирение и милосердие, будущий святитель сумел исправить строптивых монахов, и все братия с воодушевлением выказывали послушание тому, на кого смотрели как на ангела Божия.

Подробнее

Святитель Каллиник Черникский, в миру Константин, родился в Бухаресте в родовитой благочестивой семье Антония и Флоари (в монашестве Филофеи). Жизнь святого началась под благотворным влиянием христианского быта и молитвы в семье. Также он получил образование бухарестской греко-румынской школе при храме.

Бывать в Черникском монастыре под Бухарестом он, вероятно, начал еще при жизни преподобного настоятеля обители Георгия. В марте 1807 года поступил в обитель. В следующем году его духовник Пимен испросил настоятеля Тимофея постричь послушника в монашество. Постриг последовал 12 ноября 1808 года с именем Каллиник.

Ночью Каллиник посвящал сну не более трех часов, сидя на табурете, а днем исполнял самую грубую работу. После того как его духовный отец удалился на Афон, он решил питаться только хлебом и водой — соблюдал такой пост он 40 дней. Но игумен запретил подобные аскетические подвиги, и с тех пор святой принимал участие в общей трапезе, однако ел мало, а по субботам и воскресеньям съедал немного сыра и выпивал чуть-чуть молока, чтобы полностью победить грех гордыни.

После месяца служения в Никольском храме Черникского монастыря его рукоположили во иеродиакона. Под началом духовника Каллиник проводил подвижническую жизнь в посте, молитве, трудах и чтении духовных книг. В 1812 году вместе со своим духовником был направлен в Нямецкий монастырь собирать пожертвования на восстановление Никольской церкви, которая была разрушена землетрясением.

В 1813 году эпидемия унесла жизни многих священников, и Каллиник был вынужден против воли принять священнический сан. После этого святой удвоил монашеские подвиги и проявлял еще большую любовь ко всем братиям, никому не оказывая предпочтения. Благодать Господня, почивавшая на нем, позволяла Каллинику в каждом человеке видеть образ Божий, а его любовь к людям проявлялась в глубоком смирении. Через два года преподобный сделался духовником братии, а вскоре духовником уже не одних монахов, но и многочисленных мирян, живших поблизости, священников, епископов и лиц высокого положения, так что сам митрополит приезжал в Черникский монастырь, чтобы получить совет и утешение у святого монаха.

В 1817 году отправился на Святую Гору Афон, где провел почти год, наблюдая духовную жизнь и собирая полезные наставления.

Святой Каллиник считал послушание основой монашеской жизни, говоря: «Общежительный образ жизни покоится на святом послушании и основан Господом нашим Иисусом Христом, земная жизнь Которого служит нам образцом». Он советовал братиям избегать суетных разговоров, поскольку они неизбежно приводят к сквернословию, и сосредоточивать все усилия на постоянной внутренней молитве. Он говорил также: «Игумен — это сердце всех сердец. Он есть путь, ведущий к совершенству тех, кто собирается вокруг него».

Во время греческого народного восстания 1821 года, за которым последовали ужасные репрессии со стороны турок, многие жители Бухареста скрывались в Черникском монастыре. Святой настоятель принимал всех, кто искал у него защиты, и кормил из монастырских запасов, утешая пострадавших. Когда турки поставили вокруг монастыря пушки, желая разрушить его, святой собрал монахов и мирян в церкви, чтобы отслужить всенощную. По их молитвам и благодаря заступничеству святого Николая, покровителя монастыря, турецкие отряды отступили, не причинив обители никакого вреда. Не раз еще молитва святого Каллиника спасала монастырь от турецкой угрозы.

Однажды припасы в обители подошли к концу, братии угрожал голод. Святой Каллиник вознес горячую молитву к Богу — и перед воротами монастыря предстали люди, которые привезли на быках две повозки, полные хлеба. Они были посланы пашой из соседнего военного лагеря.

В течение 32-летнего настоятельства в Чернике, святой Каллиник показал себя искусным руководителем обители. Пастырское попечение святого охватывало все стороны жизни людей, вверенных ему Господом, — от самых возвышенных духовных вопросов до повседневных мелочей. За несколько лет число монахов его обители увеличилось до 350 человек. Из монастырской братии впоследствии вышли такие видные деятели Румынской Церкви, как трансильванец епископ Иоанникий (Стратоникиас); видный композитор протосингел Наум (Рымничяну); профессор религии архимандрит Вениамин (Кэтулеску); ученик и жизнеописатель святого Каллиника Анастасий (Балдовин); следующий Черникский настоятель Никандр.

При Каллинике была построена новая церковь, монашеская школа, больница, множество келий и мастерских, в которых братия сами трудились, чтобы обеспечить общину всем необходимым и подавать милостыню. Кроме того, общины многих монастырей, расположенных поблизости, избрали святого Каллиника своим духовником и следовали его духовным советам.

Между 1832 и 1836 годами под его началом в монастыре была построена Георгиевская церковь на острове. Храм был вскоре разрушен землетрясением, но был снова восстановлен к 1842 году. В 1846 году началось строительство новой Троицкой церкви в Птичьем монастыре, который находился под опекой Черникского. Были основаны также мастерские для изготовления церковных облачений. Так как в то время Валахия была лишена типографий, святой Каллиник также занимался переписыванием рукописей.

Святой Каллиник был добрым наставником и для мирян, посещавших в обитель. В течение нескольких месяцев в 1821 году укрывал и кормил многочисленных беженцев от турок. Для детей местного села основал школу и оплачивал учителя. В Кымпине построил приходскую Успенскую церковь и учредил при ней школу. Из своих и из монастырских средств построил и другие храмы в близлежащих селах, а также помогал другим монастырям.

Со времени кончины митрополита Унгро-Влахийского святителя Григория в 1834 году, господарь Валашский Александр Гика звал архимандрита Каллиника на митрополичью кафедру, но тот, считая себя недостойным, отказывался. Однако, в 1850 году, когда все четыре архиерейские кафедры Валахии оказались вдовствующими, новый господарь Барбу Штрибей убедил его принять епископство. 14 сентября 1850 года святой Каллиник был избран, а 26 октября того же года в Бухарестском митрополичьем соборе — рукоположен во епископа Рымникского.

В ином житии сообщаются обстоятельства, при которых святой стал епископом. Безупречно евангельский образ жизни святого вызывал у некоторых зависть. И однажды недруги подмешали яд к его питью. Святой уже не мог встать с постели, преисполнившись готовности предстать пред Господом. И тогда небесный глас повелел ему подняться и известил о возведении его в сан епископа Рымника-Вылчи.

Прибыв на место служения, святой Каллиник нашел епархию в тяжелом состоянии. Уже десять лет как тут не было собственного архиерея, епископский дом и кафедральный собор были сожжены, семинария и некоторые храмы стояли закрытыми со времени революции 1848 года, число и подготовка духовенства были недостаточными. Новый архипастырь начал объезжать приходы и поставлять новых священников. В 1851 году он открыл семинарию в Крайове, а в 1854 году перенес ее обратно в Рымник. Также был открыт ряд псаломщицких школ.

В 1854 году, после переезда в Рымник, начал строить новый кафедральный собор и восстановил в епископском доме лечебницу. Между 1859 и 1864 годом на свои средства построил новый храм в скиту Фрэсиней. Здесь он ввел строгий афонский устав, который испытал на себе. Во время секуляризации монастырских имуществ в Румынии в 1863 году испросил у князя Александра Кузы особого исключения для Фрэсинейского монастыря, который, в отличие от прочих румынских обителей, сохранил все свои владения.

Как книголюб и просветитель, открыл типографию и напечатал ряд книг в Бухаресте. К 1860 году, с помощью займа, открыл книгопечатню и в своей епархии. За год до кончины он подарил печатный станок городу Рымник, с условием, что издательство будет носить его имя и половина доходов пойдет на поддержку городских школ и бедных учеников и семинаристов.

Святитель Каллиник был патриотом. Как иерарх, он принял участие в Общем земском собрании (Adunării obşteşti a ţării), затем был избран депутатом в Ад-хок дивана (Divanul Ad-hoc) который готовил объединение Румынии. Он также поучаствовал в избирательном собрании, которое выбрало первого князя объединенного государства, Александра Иоанна Кузу. С весны 1857 года разослал окружное письмо протопопам и игуменам своей епархии, с указанием во всех церквах молиться «о единении румын в единой воле и совести, да испросят законной жизни в своем отечестве». Он также увещевал духовенство своей епархии чтить свою страну и правителей и не жалеть средств на общественное благо, ибо «добрый христианин есть добрый патриот».

Святость подвижника больше всего проявилась в его частной жизни. Знавшие святителя удивлялись его обильному благотворению, простоте одежды, доброте и мягкости, постам и бдениям. Афанасий (Балдовин) свидетельствовал, что у святителя был список людей, которым он помогал. Всегда при поставлении священников он снабжал их книгами и деньгами на проезд. По словам Афанасия, святой «был так милостив, что когда у него нечего было дать, он давал свою одежду и со слезами молил меня, недостойного, искать денег, где я только могу, чтобы он мог давать своим братьям во Христе, как он называл бедных и бессильных».

По примеру святого Николая, акафист которому он читал каждый день, епископ отдавал бедным все до последней рубашки и со слезами молил своего ученика Анастасия изыскивать деньги всеми доступными средствами, дабы раздавать нищим. Не раз он творил чудеса, обладая также дарами прозорливости и пророчества, предсказав, например, русско-турецкую войну 1877 года и значительные политические события, ожидавшие Румынию после того, как на ее территорию вступят русские войска во главе с царем.

Современники описали несколько случаев излечения болезней по молитвам святого — в частности исцеление дочери работника из Муйеряски, который трудился на строительстве Рымникского кафедрального собора.

Святитель жил воздержанной жизнью, никогда не вкушал мяса и отдыхал только на деревянном стуле. Ночи он посвящал молитве и чтению духовной литературы. Чтобы не поддаться сну, он клал сверху на книгу тяжелый металлический предмет, чтобы просыпаться, когда этот предмет с шумом падал на землю. Он призывал своих священников следовать образцу монашеской жизни и строго пресекал безнравственное поведение в среде духовенства. Когда старость заставила его составить завещание, он написал, что не оставляет денег на свое погребение и поминание, так как все свои средства он раздал нищим или вложил в восстановление зданий.

Ослабленный старостью и болезнью, в 1867 году он удалился на покой в Черникский монастырь. Так как правительство отказалось отпустить его на покой, он оставался Рымникским архиереем до кончины, поставив Черникского архимандрита Григория наблюдателем за делами епархии. Около года прожил как простой монах. Он непрестанно молился, и ученики, находившиеся в келье, видели неизреченное сияние, окружавшее его голову. После одного из бывших ему видений он сказал Афанасию, который приступал к нему с расспросами: «Внимайте, ибо этот дом непрестанно посещают ангелы и иные небесные существа. Помни же о том, что я тебе рассказывал и показывал».

Предсказав свою кончину за 13 дней, святой Каллиник в 1868 году, на следующий день после Пасхи, собрался с силами, умыл лицо, облачился в погребальные одежды и благословил всех присутствующих. Затем, стоя на ногах и держа в руках крест, он склонился на грудь монаха Германа со словами: «Прощай, мы увидимся вновь в радости мира иного!» Его тело было погребено в возведенной им Георгиевской монастырской церкви.

Мощи святителя покоятся в храме святого Георгия.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Гаварин (1870 — 1938)

Две тысячи жителей подписали письмо с просьбой не лишать поселок храма. Ответа не последовало, церковь была закрыта. В тридцать седьмом году отца Николая и весь клир храма арестовали. Краткое житие священномученика Николая слушайте на радио «Вера».


Особенности православного богослужения

Первая часть пасхального богослужения — Пасхальная полунощница — начинается вечером в Великую субботу примерно в 23.30. Церковный хор поет Канон Великой субботы. Священники выходят из алтаря, кадят, поднимают Плащаницу и уносят ее в алтарь.

Около полуночи участники крестного хода зажигают свечи и начинают петь стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе». Вслед за священнослужителями прихожане и хор обходят храм и останавливаются перед входом. Они словно жены-мироносицы, завершающие свой путь, подходят к Гробу Спасителя. В этот момент священник, возглавляющий богослужение, обращается ко всем с радостной вестью: «Христос воскресе!» Ему отвечают «Воистину воскресе!» и возвращаются в храм.

Хор начинает петь Пасхальный канон. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют молящихся словами «Христос воскресе!». Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

После того, как служащие священники и молящиеся в храме поздравили друг друга (похристосовались), с амвона зачитывают Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, ярко и образно раскрывающее смысл Пасхи Христовой.

Затем поют Часы перед Божественной Литургией. Пасхальные Часы отличаются тем, что их не читают — радостные песнопения в честь Спасителя исполняет хор, а иногда и все, кто находятся в храме. Они очень короткие, без псалмов — состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака, нескольких тропарей и молитв. Пасхальные Часы на Светлой седмице не только поются на богослужении вместо обычных Часов, но и заменяют утреннее и вечернее правило.

После Часов начинается Божественная Литургия. Только в пасхальную ночь существует традиция несколько раз читать фрагмент Евангелия от Иоанна «В начале было Слово...», чтобы произнести его на разных языках. Литургия служится при открытых Царских вратах.

В конце Литургии освящается артос (очень большая просфора), который будет находятся перед алтарем всю Светлую седмицу. Его выносят вместе с Крестом, хоругвями и иконами во время крестного хода после каждой литургии.


Традиции Праздника

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до Вознесения Христа на небо, в 2022 году — 2 июня. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон.

С 24 апреля начинается особое время церковного года, когда земные поклоны отменяются, вместо темных облачений и риз на священнослужителях — яркие, праздничные, и чаще — красные. Верующие приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» и отвечают: «Воистину воскресе!».

Самыми известными традициями, кроме участия в пасхальном богослужении, является освящение куличей, украшение яиц, пасхальная трапеза.

Традиция перекрашивать яйца в яркие цвета и украшать их напоминает о событии из жития святой Марии Магдалины. Она пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию и принесла в подарок куриное яйцо. Император ответил, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем ему поверить таким небылицам. И тогда яйцо сделалось красным.


Чтение Евангелия

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 1 — 17

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение

Деяния Святых Апостолов, глава 1, стихи 1 — 8

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Комментирует священник Павел Великанов


Христиане называют Пасху праздником праздников, потому что именно в ней заключен центр православной реальности. В святую пасхальную ночь Христос призывает к Себе всех — не только постившихся, но и тех, у кого не получилось соблюдать пост.

Мы знаем, что Пасха Христова — одна для всех. Она для тех, кто может попасть в храм, и для тех, кто болен и лежит дома или в больнице, и для тех, кто по долгу службы находится на своем посту.

В советское время верующие не могли свободно попасть на богослужение — большинство храмов и монастырей были заперты, разрушены или использовались под хозяйственные нужды. И теперь наше поколение может благодарить Бога за открытые, восстановленные, построенные храмы. За возможность добраться до них, смотреть и слушать богослужение из дома.

Редакция «Фомы» поздравляет читателей с началом праздничного, наполненного торжеством и радостью периода жизни Церкви, который будет продолжаться до Пятидесятницы. Со Святыми днями!

0
0
Сохранить
Поделиться: