Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего воскресного дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 20 июня.


Воскресенье, 20 июня 2021 года, день Святой Троицы

Через 50 дней после Воскресения Христова, 20 июня 2021 года, мы празднуем «день рождения» нашей Церкви — праздник Сошествия Святого Духа.

В народе этот день называют днем Святой Троицы, потому что в этот день открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. В тот день вместе с апостолами в Сионской горнице была Пресвятая Богородица. Они собрались, чтобы праздновать иудейский праздник Пятидесятницы — вспомнить, как Бог вывел свой народ из египетского рабства и даровал десять заповедей через Моисея. Произошло это на горе Синай как раз на пятидесятый день после Исхода.

После Сошествия Святого Духа открылась возможность проповедовать на разных языках, и вскоре апостолы отправились по всему миру благовествовать о Воскресшем Спасителе. Именно поэтому Пятидесятница называется «днем рождения» нашей Церкви — это один из двунадесятых праздников, важнейших после Пасхи.

20 июня — день мученической кончины архиепископа Пермского Андроника. В этот же день Церковь поминает 14 пермских священников и одного мирянина, дни кончины которых неизвестны, — мы обращаемся к ним в молитве 20 июня, в день памяти первого мученика-архиерея Пермской епархии Андроника. В разделе «Дни памяти святых» для вас собраны их краткие жития, и пусть они не покажутся слишком похожими — за каждым стоит удивительный путь к святости.

Подробнее о Святой Троице читайте в наших материалах:

Кто создал Церковь и как жили первые христиане? Какой Церковь была сразу после рождения? О чем проповедовали апостолы и почему им было трудно? Анализ исторических и духовных свидетельств в материале Тихона Сысоева.

• Как понять троичность Бога не богослову? В скольких Богов верят христиане? Что о Троице сказано в Библии? Сложнейшие аспекты таинственной Троицы в доступном изложении Игоря Цуканова.

• Рассказ об открытии отечественного и мирового искусствоведения, а также происхождении и местах работы прославленного иконописца Андрея Рублева в расследовании Натальи Иртениной.

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

Тропарь на День Святой Троицы

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак на День Святой Троицы

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.


День памяти святых

Мученик Феодот Анкирский и семь мучениц: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия (Евфросиния), Матрона и Иулия (303)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

Кормчемник (содержатель гостиницы) Феодот прославился добродетельной жизнью и миссионерством в Анкире (современная Анкара). С началом жестоких гонений он укрывал у себя христиан от преследований, питал и одевал, выкупал заключенных, погребал тела мучеников. Когда все храмы в городе были закрыты, богослужения стали совершать в его гостинице. Он поднял со дна озера тела семи дев, проживших до старости в целомудрии, преданных истязаниям за веру и утопленных с привязанными на шею камнями. Сделал он это по повелению старшей из них, святой Текусы, которая явилась ему ночью и указала место. Он перенес останки к церкви и захоронил их. Правитель, узнав об этом, велел найти виновных, а тела мучениц извлечь из земли и сжечь. Родственник Феодота выдал его. Мученик отказался принести жертвы идолам и исповедал веру в Иисуса Христа. После пыток мученика на 15 дней заключили в темницу, затем снова истязали и казнили.

Священномученик Маркеллин, папа Римский (304)

Краткое житие епископа, отрекшегося от Христа из-за страха пыток, слушайте на радио «Вера».

Священномученики Маркелл, папа Римский, диаконы Сисиний и Кириак, мученики Смарагд, Ларигий, Апрониан, Сатурнин, воины Папий и Мавр, и Крискентиан, мученицы Прискиллы, Лукины и царевны Артемии (304–310)

О святых, пострадавших во время гонений императоров Максимиана и Диоклетиана, в том числе его дочери-христианке Артемии, слушайте на радио «Вера».

Мученицы Валерия (Калерия), Кириакия (Кирия) и Марии в Кесарии Палестинской (284–305)

Жительницы Кесарии приняли крещение и оставили языческий образ жизни. Они молились в уединенном месте и просили Бога прекращения гонений на христиан. Правитель принуждал их кланяться идолам, и за отказ предал их пыткам, во время которых мученицы скончались.

Прославление праведного Павла Таганрогского (8 ноября 1792 — 10 марта 1879)

Сын зажиточных дворян Стожковых Павел в 25 лет получил в дар долю наследства: около 300 душ крепостных отпустил на волю, земельные угодья продал, а деньги раздал бедным. После этого отправился в паломничество по святым местам. Через много лет этот он пришел в Таганрог и устроился обычным портовым грузчиком и разнорабочим у местных купцов.

Читать житие

Павел выполнял тяжелую работу усердно, изумляя окружающих. И никогда не пропускал церковные службы. В преклонных летах он оставил заработок и ежедневно после литургии отправлялся на базар. Уже тогда многие знали его как прозорливца. По его молитвам происходили исцеления болящих. Как и многим святым, Господь открыл ему день кончины и он написал родным просьбу приехать на похороны. После смерти Павла Таганрогского на его могиле построили часовню, местное прославление 20 июня 1999 года сопровождалось многими чудесами. С 2016 года праведный Павел включен в месяцеслов для общецерковного почитания.

Свернуть

Собор святых Ивановской митрополии

Большинство из нескольких десятков святых, вошедших в Собор в 2015 году, прославлены в лике мучеников и священномучеников ХХ века.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (1 августа 1870 — 20 июня 1918)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

Епископ Андроник сам вырыл себе могилу перед расстрелом. Когда она была готова, попросил помолиться. Палачи разрешили. Архиепископ минут десять молился, затем повернулся ко всем четырем сторонам, благословил свою пермскую паству и сказал:

— Я готов.

Читать житие

— Я расстреливать не буду, а живым буду закапывать, пока не снимешь постановления, — заявил Жужгов. Архиепископ ответил, что никогда не сделает этого. И палачи стали забрасывать его землей. Жужгов несколько раз выстрелил. Тело святителя было неподвижно. Платунов выстрелил еще два раза, Жужгов один раз — в голову, и начали закапывать.

После казни палачи разделили оставшиеся от архипастыря вещи: чугунные часы, панагию и позолоченную цепочку.

Свернуть

Краткое житие одного из самых решительных епископов в борьбе с революционерами слушайте на радио «Вера».

Священномученик Александр Осетров (1895 — 1918)

Служил в Никольском храме села Телёс Пермской губернии. Он был изрублен шашками и расстрелян осенью 1918 года большевиками. 17 марта 1919 года его останки перезахоронили в ограде женского Успенского монастыря в Перми.

Священномученик Валентин Белов (1891 — 1918)

Родился в семье диакона, окончил духовное училище, служил псаломщиком и законоучителем. Пожелав служить Церкви в священном сане, Валентин выдержал экзамен на диакона и 21 октября 1914 года был рукоположен епископом Пермским Андроником (Никольским). Был регентом и руководителем певческих курсов. С 1 января 1917 года диакон Валентин был переведен к Спасо-Преображенскому пермскому собору и служил на архиерейских службах. После мученической кончины архиепископа Андроника диакон Валентин был определен священником в Троицкий храм Ашапского завода, рукоположен и 17 декабря отправлен туда служить. Но через несколько дней был изрублен шашками и расстрелян большевиками.

Священномученик Вениамин Луканин (20 марта 1875 — 1918)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие пермского священника и учителя слушайте на радио «Вера».

Священномученик Виктор Никифоров (189? — 1918)

Сын диакона Пермской епархии Николая Федоровича Никифорова окончил семинарию в 1917 году. 20 февраля 1918 года он был определен священником ко храму святых апостолов Петра и Павла села Комаровского Осинского уезда Пермской губернии и рукоположен. В июле он был расстрелян.

Священномученик Александр Махетов (1868 — 1918)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

После окончания семинарии несколько лет трудился учителем, в 1894 был рукоположен в диакона и после экзамена в в 1902 года назначен священником Троицкой церкви села Лёнва (ныне в черте города Березняки) Соликамского уезда и назначен законоучителем в женское училище в том же селе.

Осенью 1918 года священник Александр Махетов был арестован большевиками. Они пригвоздили его левую руку, а в правую дали крест. После этого мучители стали колоть его штыками и затем расстреляли.

Священномученик Владимир Белозеров (1869 — сентябрь 1918)

Почти 30 лет служил священником в храмсах Пермской епархии. Последним местом служения был Благовещенский собор Кунгура. Отец Владимир был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года.

Священномученик Игнатий Якимов (24 января 1872 — 24 июля 1918)

«Ради каких-то трех-четырех моих недоброжелателей я не намерен уходить из прихода... 20 ноября... исполнится четырнадцать лет, как я священствую в сем приходе и знаю взрослых словесных моих овец не только в лицо, но и по голосу, так куда же я пойду без „боя“ из сего прихода.» Отец Игнатий выступил против грабежа казенных лесов и вступился за обижаемых крестьян в период безвластия 1917 — 1918 года. Он предложил дождаться решения Учредительного собрания и после него уже решать земельные вопросы. Некоторые крестьяне были довольны, что он выступил в их защиту, но другие написали епископу Андронику просьбу прислать нового священника и требовали у совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов привлечь его к суду за контрреволюционную деятельность.

Читать житие

После окончания училища два года Игнатий был послушником, после курсов псаломщиков служил несколько лет в разных храмах, а с 6 июня 1899 года — диаконом, законоучителем и учителем пения. Тогда же начал трудиться в попечительстве о народной трезвости в Чердынском уезде.

2 ноября 1903 года он был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова села Чураки Чердынского уезда, законоучителем в земское училище и заведующим церковно-приходской школой. В 1913 году отец Игнатий был назначен духовником округа, в 1916 году — благочинным.

В октябре 1917 года отцу Игнатию пришлось давать письменные объяснения по поводу жалобы на него. «В приговоре написано так: „Священник проповедует недоверие к местной администрации“. (Если граждане избирают на должность председателя Волостного комитета и Продовольственного комитета изменника Отечества, на должность секретаря принимают вора, если... рубят казенный лес и тем подают худой пример другим, то какое может быть доверие к упомянутым административным лицам?) Далее. „Препятствует наделению граждан Чураковской волости казенной землей“. Не препятствую, повторяю я, а прошу и уговариваю граждан Чураковского прихода, чтобы они не рубили казенный лес и не расчищали казенные места под пашню впредь до вырешения сего вопроса на Учредительном собрании и до возвращения солдат с войны...»

Староста Христорождественского храма села Чураки на допросе показал: «Я, церковный староста, заявляю, что священник отец Игнатий Якимов человек хороший, в течение четырнадцати лет ничего от него худого не видали и не слыхали. Никаких выступлений с его стороны не было. Обвинение его в этом является потому, что он заступается за нас, бедных, не дает нас в обиду». Тут же на допросе староста дал поручительство за священника, чтобы власти не подвергали пастыря аресту. «Ручаюсь своим имуществом в том, что священник Игнатий Дмитриев Якимов не уклонится от суда и не будет допускать контрреволюционных выступлений», — написал он.

Священник был освобожден из-под стражи, и формальное следствие на основании многочисленных показаний свидетелей подтвердило его невиновность.

24 июля 1918 года священник Игнатий Якимов был арестован вошедшим в село Чураки отрядом большевиков-карателей и расстрелян.

Свернуть

Священномученик Михаил Денисов (1869 — сентябрь 1918)

Отец священномученика Михаила священник Фотий умер, когда мальчику было четыре года. Отец Фотий служил в Георгиевской церкви села Пятигоры Чердынского уезда, где и родился Михаил. Именно этот храм стал последним местом его служения — здесь священномученик Михаил был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года после 7 лет служения в священном сане и 21 года учительства.

Священномученик Николай Онянов (27 ноября 1862 — сентябрь 1918)

Сын крестиянина Николай имел большие способности и, окончив училище первым учеником, решил посвятить себя служению Церкви: помогал священнику в работе с детьми в церковно-приходской школе, стал псаломщиком, с 1888 года — диаконом, с 1904 года — священником. Священномученик Николай был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 года и зарыт в песке напротив собора в селе Усолье.

Священномученик Павел Соколов (2 марта 1874 — сентябрь 1918)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

18 лет служил отец Павел священником в нескольких храмах Пермской епархии, преподавал, заведовал школами. С 1911 года служил настоятелем Богородице-Тихнинского храма в Кунгуре. Отец шестерых детей, отмеченный многими наградами, был расстрелян в сентябре 1918 года.

По словам старожилов Кунгура, «последний настоятель Тихвинского храма отец Павел вывезен в неизвестном направлении и исчез бесследно, место его погребения неизвестно». По неофициальным сообщениям, после расстрела останки хоронили в одну братскую могилу возле Тихвинского храма, так как там было кладбище, обнесенное каменной стеной.

Священномученик Александр Преображенский (1961 — сентябрь 1918)

Больше 32 лет служил священномученик Александр у престола Божия, за свою педагогическую деятельность неоднократно был отмечаем наградами. Расстрелян в сентябре 1918 года в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии.

По рассказам очевидцев, священник умирал, горячо молясь и держа в руке крест.

Священномученик Николай Рождественский (26 февраля 1867 — зима 1918)

Священномученик Николай родился в Тульской губернии в семье псаломщика, там он окончил духовную семинарию и был назначен учителем в Пермскую губернию. 28 лет служил священником в селах и городах Чердынского, Соликамского и Оханского уездов. Все эти годы он преподавал. Священномученик Николай Рождественский был расстрелян зимой 1918 года.

Священномученик Николай Конюхов (1860 — декабрь 1918)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

До своей мученической кончины 31 год служил священником, большую часть — в городе Чердынь. Когда в 1913 году вышел указ о назначении настоятелем собора другого священника; прихожане отправили в Синод письмо, в котором просили «во имя справедливости, во имя всего святого оставить протоиерея отца Николая Конюхова по-прежнему настоятелем собора во внимание к его 24-летней службе в соборе и трудам его по перестройке собора в величественный храм». Вскоре отец Николай был оставлен настоятелем Воскресенского собора, в котором прослужил до своей мученической кончины.

Протоиерей Николай Конюхов был расстрелян большевиками около селения Юрла, куда отступили под натиском белых отряды красноармейцев, ведя с собой арестованных. Тело священника нашли в феврале 1919 года, он лежал в снегу со скрещенными на груди руками, со сквозной раной в голове, его перевезли в Чердынь, где отец Николай был торжественно погребен.

Мученик Александр Зуев (1 ноября 1883 — май 1918)

16 января 1917 года он был назначен псаломщиком в построенный в 1911 году Екатерининский храм в деревне Дивье Пермского уезда. Расстрелян большевиками в мае 1918 года.

Священномученик Петр Кузнецов (28 июня 1869 — февраль 1919)

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

До рукоположения в диаконы 12 лет прослужил законоучителем и учителем пения в Пермской губернии. В 1900 году он сдал экзамен и был рукоположен во диакона, в 1906 году — в священника. Священник Петр Кузнецов был расстрелян в феврале 1919 года на станции Верещагино Пермской губернии.


Особенности православного богослужения

В праздник Святой Троицы богослужение продолжается непривычно долго, поскольку после литургии совершается Великая вечерня с пением стихир, прославляющих Святого Духа. Заметим, что Великая вечерняя относится уже к понедельнику, ко второму дню Святой Троицы — Духову дню.

По их окончании вечерни священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших. Во время чтения этих молитв мы снова просим Бога о прощении грехов — в текстах ясно звучит тема покаяния.

Особенностью богослужения является то, что во время чтения этих молитв священник и все верующие в храме впервые за долгое время встают на колени. Великой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого на богослужении не совершали земные поклоны — особое время радости в церковном году. Верующие всегда призваны просить Бога о прощении грехов, но 7 недель после Пасхи Церковь выделяет как время торжества Иисуса Христа над смертью.

На Троицу, в день рождения нашей Церкви, каждый верующий старается молиться в храме, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы:


Традиции праздника

Обычай украшать храмы ветвями берез и травой к празднику Святой Троицы сохранился до нашего времени. Понимать его как «пережиток язычества» неверно — у традиции есть несколько объяснений. Зеленые листья напоминают о мамврийском дубе, под которым Господь в виде трех ангелов явился Аврааму. В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, а Моисей получил заповеди весной, когда вся Синайская гора покрыта цветущими деревьями. Вероятно, отсюда обычай древней Церкви украшать храмы и дома зеленью.

Но важно не путать обычаи и традиции праздника с суевериями. Не только на Троицу, но и в любое другое время православные люди не верят приметам: чаще всего «советы» о том, что якобы нельзя делать в праздник (куда-то ходить или что-то делать, трудиться), не имеют богословского объяснения.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 7, стихи 37 — 52, глава 8, стих 12

Читать отрывок

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. 40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43 Итак произошла о Нем распря в народе. 44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. 45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? 46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментируем священник Стефан (Домусчи)

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Апостольское чтение:

Деяния святых апостолов, глава 2, стихи 1 — 11

Читать отрывок

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Свернуть

Комментирует священник Павел (Великанов)


Не только зеленью и цветами украшают храмы в праздник Троицы. В центре, на аналое перед Царскими вратами находится икона праздника Пятидесятницы, чаще всего — в списке «Троицы» Андрея Рублева.

Сегодня большинство верующих признает, что глубже всех тайну Святой Троицы сумел выразить иконописец, прославленный в лике преподобных, — Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением нашей веры в Триединого Бога. До сих пор этот образ остается самым известным изображением Бога в истории православной иконографии. Интересно, что образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя не являются каноничными.

Редакция «Фомы» поздравляет вас с днем рождения нашей Церкви и желает доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: