В двадцать восьмое воскресенье по Пятидесятнице праздник нескольких святителей — Филогония Антиохийского, Даниила II Сербского и более близкого к нам по месту и времени земной жизни Антония Смирницкого. Несколько веков именно в этот день Церковь обращается к Божией Матери перед ее иконами «Спасительница утопающих» и «Новодворская».
Особенно 2 января выделяется в церковном календаря благодаря необычному празднику — святых отец, предпразднству Рождества Христова.
Также в первое воскресенье 2022 года мы вспоминаем праведного Иоанна Кронштатского.
Подробнее о святом праведном Иоанне Кронштадтском читайте в наших материалах:
• Пророк ХХ века: уроки для интеллигенции
• За что его ненавидели одни и любили другие?
• 25 лет канонизации: фоторепортажи о торжествах
Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому
Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкви нашея украшение,/ моли всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.
Перевод: Православной веры поборник, земли Российской попечитель, пастырям правило и пример верующим, покаяния и жизни во Христе проповедник, Божественных Тайн благоговейный служитель и дерзновенный молитвенник о людях, отче праведный Иоанн, целитель и удивительный чудотворец, городу Кронштадту слава и Церкви нашей украшение, моли всеблагого Бога мир умиротворить и спасти души наши.
Кондак праведному Иоанну Кронштадтскому
Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою/ и врата адова// не одолеют ей.
Перевод: Сегодня пастырь Кронштадский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верующих во Христа Пастыреначальника, давшего обещание: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18).
Молитва
О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:
Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося.
Имя Тебе — Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго.
Имя Тебе — Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями.
Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин.
Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари!
Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Воскресенье, 2 января 2022 года, Предпразднство Рождества Христова Неделя святых отец
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в первое воскресенье 2022 года — 2 января.
День памяти святых
Священномученик Игнатий Богоносец (107)
Рассказ об ученике Иоанна Богослова слушайте на радио «Вера».
Святитель Филогоний Антиохийский (около 323)
Он был адвокатом, выступал в защиту нищих, вдов и сирот. После смерти жены был избран епископом Антиохии и стал обличать арианство, чем предупредил смуту в Церкви. Во время гонения на христиан при Максимиане (305–311) и Ликинии (307–324) явил себя исповедником православной веры. Скончался мирно. В 386 году Иоанн Златоуст произнес похвальное слово святителю Филогонию.
Святитель Даниил II, архиепископ Сербский (1337–1338)
Рос при дворе сербского короля Стефана Уроша Милутина. Бежал в Кончульский монастырь святого Николая на реке Ибре, где и был пострижен в иноческий чин. Ревностно выполнял иноческие обеты, пост и другие подвиги скоро сделали его образцом для иноков. Сверх духовных подвигов, игумену Даниилу пришлось совершать подвиги внешней борьбы, защиты обители от разбойников. Позже был епископом Холмским (в нынешней Герцеговине), а затем — архиепископом всех сербских и поморских земель. В разных местах Сербии он построил и возобновил много церквей, монастырей и других церковных зданий. Заботился об устройстве хозяйств для обеспечения различных церковных учреждений. Знаменит он не только как благочестивый подвижник, церковный и государственный деятель, но и как писатель. Время правления архиепископа Даниила было лучшим временем как внутреннего, так и внешнего процветания Сербской Церкви.
Преподобный Игнатий Печерский, в Дальних пещерах (1435)
Преподобный Игнатий принял себя иноческий чин молодым, ног вскоре своей жизнью, кротостью и любовью ко всем он обратил на себя внимание братии Печерской обители. Его так уважали, что единогласно избрали настоятелем, руководителем и пастырем монастыря. Его усердные молитвы чудотворно действовали на других — болящие исцелялись даже одним вкушением просфоры, на которой он священнодействовал.
Святитель Антоний (Смирницкий) (1846)
Родился 29 октября 1773 года в селе Рутки, Полтавской губернии, в семье протоиерея местной православной церкви. 27 февраля 1797 года, принял монашество и поселился в Киевско-Печерской лавре, где ему поручили заведовать лаврскими библиотекой и типографией. С первых дней иночества Антоний отдался подвигам воздержания, молитвы и смирения; имущества никакого не имел, носил грубую власяницу, всё получаемое раздавал нищим. Все это снискало ему глубокое уважение и обширную известность. В 1799 году Антоний возведен был в сан иеромонаха, а в 1817 году архимандрита и наместника лавры. 31 января 1826 года он хиротонисан во епископа Воронежского, где тоже вскоре приобрел необычайную любовь и уважение. Воронежская паства благоговела пред своим архиереем, пред его святою, истинно подвижническою жизнью. Его смирение было необычайно: «много лет я прожил», — обыкновенно говаривал он, — «а добрых дел нет». На обращённые к нему похвалы, Антоний всегда замечал только: «он еще не все знает мои слабости и недостатки». Скончался 20 декабря 1846 года в городе Воронеже. Погребён в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана Воронежского.
Праведный Иоанн Кронштадтский (19 октября 1829 — 2 января 1908)
Слушайте рассказ о всероссийском батюшке, как его называли в начале ХХ века, на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Николай Чернышев (1853 — 1919) и его дочь, мученица Варвара Чернышева (1888 — 1919)
На требование снять крест отец Николай ответил: «Вот умру, тогда и снимите». Вместе с ним была расстреляна и Варвара, всё так же обхватившая своего отца и разделившая с ним участь мученика за Христа.
Николай Чернышев родился в семье священника Благовещенского собора Воткинского завода (именно так назывался посёлок, который теперь называется городом Воткинском в Удмуртии). Его отец был одним самых просвещенных людей заводского посёлка, известный за его пределами не только своими проповедями, но и исследованиями в области краеведения.
Николай Чернышев по примеру своего отца стал священником, закончив в 1875 году Вятскую Духовную семинарию. С первых дней своей самостоятельной жизни о. Николай занимается педагогической деятельностью. За усердные труды по обучению в народных школах в течение 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. После каждой службы в Благовещенском соборе его провожали до дому огромные толпы народа, до самых ворот вопрошая его и прося на прощание благословение.
В годы Русско-японской войны о. Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью.
Отец Николай, будучи истинным христианином, не мог равнодушно относится к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших народ в XIX столетии, было пьянство. Для борьбы с ним и просвещения простого народа он, по благословению святого Иоанна Кронштадского, учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем.
Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П. И. Чайковского.
Он достаточно рано овдовел и в последнее время проживал с младшей из 4х детей Варварой, которая, после окончания высших женских курсов в Казани, работала в Воткинске учителем.
Наступили грозные дни революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника С. Н. Лоткова, состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин да «большевистских прихвостней вроде техника Гилёва, двух братьев и сестры Казеновых, матроса Бердникова». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. «Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население». Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе.
Не желая такой власти, её вскоре сбросил заводской народ и крестьяне окрестных селений, подняв известное Ижевско-Воткинское восстание. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был взорван, и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей». Полились реки крови. Согласно циркулярам финотделов НКВД и Вятского губисполкома население Воткинска в 1916 году составляло 28.349 человек, а в 1919 году только 12.127 человек.
Когда отца Николая арестовывали, его дочь Варвара бросилась к нему и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать, ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели.
2 января 1919 года их вывели из тюрьмы и расстреляли на берегу пруда (напротив нынешнего музея П. И. Чайковского). Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами». Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы.
После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание.
Священномученик Николай Чернышев и мученица Варвара включены в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода 7 марта 2018 года с определением празднования дня памяти 2 января.
Иконы Божией Матери
Новодворская (1320)
Слушайте рассказ о чудотворной иконе на радио «Вера».
«Спасительница утопающих», Леньковская
Слушайте рассказ о чудотворной иконе на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы говорили о Херувимской песне. Сегодня мы предлагаем разобрать некоторые прошения просительной ектинии.
После великого входа Церковь начинает приготовлять прихожан к принесению Бескровной Жертвы. Начинается такая подготовка с просительной ектении, во время которой священник тайно читает молитву приношения.
Это самый простой способ молиться на Литургии. Внимательно слушать прошения дьякона и от сердца просить Господа о милости. В данном случае для себя. Ощущая, что этого мира в душе, который должен быть, пока нет.. А я уже на Литургии! Господи, помилуй меня, немирного, пошли этот мир!
О СВЯТЕМ ХРАМЕ СЕМ И С ВЕРОЮ, БЛАГОГОВЕНИЕМ И СТРАХОМ БОЖИИМ ВХОДЯЩИХ В ОНЬ, ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ
После молитвы за всю Церковь, молимся о своём храме, как месте, где мы Церкви присоединяемся. Храм, приход это Господь (поэтому храм святой) и люди. Но только те люди, которые имеют веру (в то, что в храме нас действительно встречает Господь), благоговение (то есть почитание святыни храма) и страх Божий (то есть не считают себя «хозяевами» храма). О них, а значит и о нас мы просим. Это можно сравнить с тем, что на Литургии поминаются только члены Церкви, то есть уважается свободный выбор воли человека быть в храме с Богом, а не просто случайно зашедшие в пространство храма автоматически включаются в общую церковную молитву. Ощущая своё недостоинство быть частью святого храма и недостаточное благоговение, говорим: ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!
ЗАСТУПИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ И СОХРАНИ НАС БОЖЕ ТВОЕЮ БЛАГОДАТИЮ
Слово «заступи» в прямом смысле обозначает «встань на моё место», а я окажусь за Твоей спиной, защищённый Тобой от врага. И Господь действительно стал на наше место, стал человеком, принял на Себя весь удар дьявола и зла, и таким образом спас и помиловал нас. А теперь просим и сохранить нас в этой благодати спасения.
ПРЕСВЯТУЮ, ПРЕЧИСТУЮ, ПРЕБЛАГОСЛОВЕННУЮ СЛАВНУЮ ВЛАДЫЧИЦУ НАШУ БОГОРОДИЦУ И ПРИСНОДЕВУ МАРИЮ СО ВСЕМИ СВЯТЫМИ ПОМЯНУВШЕ, САМИ СЕБЕ И ДРУГ ДРУГА И ВЕСЬ ЖИВОТ НАШ ХРИСТУ БОГУ ПРЕДАДИМ
В конце большинства богослужебных текстов есть обращение к Божией Матери. Так и здесь в последнем прошении мы берём Её и всех святых как пример преданности Богу, и сами себя, всю свою жизнь, и даже друг друга, то есть своих близких, предаем благой воле Христа. Иногда, своих родных и друзей труднее вверить Богу, чем самого себя. Но наша вера в любовь Спасителя должна именно здесь на Литургии, где является Его жертва за всех нас, быть всецелой. Он отдал Свою жизнь за нас, и мы готовы отдать свою и даже своих родных, ведь здесь на Литургии мы всё станем единым целым в Причащении.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1 — 25
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог." 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 14 — 19
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к евреям, глава 9, стихи 9 — 10, 17 — 23
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. 18 Почему и первый завет был утвержден не без крови. 19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: "это кровь завета, который заповедал вам Бог". 21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. 22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. 23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Послание Апостола Павла к евреям, глава 4, стих 14 — глава 5, стих 6
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"; 6 как и в другом месте говорит: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека".
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
О возможности православных верующих праздновать встречу Нового года читайте в нашем материале.
Безусловно, все, кто соберется на второй день Нового года — в воскресенье, 2 января, — в храм на литургию, совершат некоторый подвиг веры.
Редакция «Фомы» благодарит священника Николая Петрова за помощь в подготовке материала и поздравляет читателей с наступающим 2022 годом от Рождества Христова!