В восемнадцатое воскресенье по Пятидесятнице Церковь молитвенно поминает священномучеников Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия, покровителей Франции. Память преподобных Дионисия Щепы, затворника Печерского, Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского, а также блаженного Исихия Хоривита совершается 16 октября 2022 года. В 1928 году в этот день преставился Господу исповедник Агафангел, митрополит Ярославский. Чудотворная икона Божией Матери Трубчевская также почитается 16 октября.


Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь  осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 16 октября.


Воскресенье, 16 октября 2022 года

В последние дни многие задумываются о необходимости молитвы верующих о даровании мира. Хотя призыв к миру не является чем-то новым для церковного богослужения. Мир — необходимое условие для молитвы. Святитель Агафангел, память которого совершается 16 октября, пережил ужасы Японской, Первой мировой и Гражданской войн. Безусловно, он молился о мире. Но не менее важным считал борьбу с расколом внутри Церкви. До самых последних дней своей жизни он молился о церковном единении.

Тексты молитв — в наших материалах:

Молитвы о мире

Молитвы святых о мире

Молитвы о воинах

Тропарь воскресный

Камени запечатану от иудей/ и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/ воскресл еси тридневный, Спасе,/ даруяй мирови жизнь./ Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/ слава воскресению Твоему, Христе,/ слава Царствию Твоему,// слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

Кондак воскресный

Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/ и мир совоскресил еси;/ и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/ Адам же ликует, Владыко;/ Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:// Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

День памяти святых

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский (I)

Воскресенье, 16 октября 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие члена совета старейшин (Ареопага) слушайте на радио “Вера”.

Священномученики Рустик Парижский и диакон Елевферий (96)

Воскресенье, 16 октября 2022 года: что будет в храме?

Святого Рустика почитают как покровителя государственной власти во Франции.

Преподобный Иоанн Хозевит Кесарийский (VI)

Воскресенье, 16 октября 2022 года: что будет в храме?

Рассказ об отшельнике, против воли избранного епископом, слушайте на радио “Вера”

Блаженный Исихий Хоривит (VI)

Краткий рассказ о не самом примерном монахе слушайте на радио “Вера”

Преподобный Дионисий Щепа, затворник Печерский (XV)

Воскресенье, 16 октября 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о святом, ставшим свидетелем пасхального чуда, слушайте на радио “Вера”.

Новомученики и исповедники Российские

Исповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский (1854 - 1928)

Воскресенье, 16 октября 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие ближайшего сподвижника патриарха Тихона слушайте на радио “Вера”

Рака с мощами святителя Агафангела находится в Казанском соборе Казанского монастыря Ярославля.

Иконы Божией Матери

Икона Божией Матери Трубчевская (1765)

Воскресенье, 16 октября 2022 года: что будет в храме?

«Пензенские епархиальные ведомости» в 1877 году ообщали:«Въ 1831 и 1848 годах, во время свирепствования въ Наровчате холеры, святая икона сия была торжественно износима въ город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни».

Читать подробнее

На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда, с самого момента ее написания, Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре.

Икона была написана священником города Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд.

До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято- Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято- Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято- Успенском нижнем храме монастыря. На иконе, старанием игумена Филарета на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями.

В 1853 году на монастырские средства построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь, в 114 саженях от монастыря, которая 3 октября 1854 года, тем же Преосвященным, была освящена. В настоящее время пострадавшая после закрытия монастыря в 30-е годы прошлого столетия церковь отреставрирована. 

В 30-е годы прошлого столетия во время закрытия монастыря икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были «изъяты» драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1976 году.

В 1993 году, когда возобновился поиск святынь Православной Церкви, икона была обнаружена в запасниках музея, покрытая плесенью. Икону возвратили монастырю. 

Вскоре, по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, икона была отправлена в сопровождении инокини монастыря Назарии (Качановой) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение девяти месяцев. С тех пор обновленная икона продолжает находиться в Скановом монастыре за правым передним столпом Успенской церкви.

Многочисленные паломники, посещающие монастырь, с верою и любовию молятся пред чудотворным Трубчевским образом. Матерь Божия не оставляет таковых без своей благодатной помощи. Многие богомольцы рассказывают о чудесной помощи от Трубчевской иконы, но просят об этом не оглашать.

Празднование Трубчевской иконы совершается 3/16 октября, в день освящения Трубчевской церкви. До революции 1917 года празднование иконы совершалось еще в десятую пятницу по Пятидесятнице.

Свернуть

Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы остановились на разборе великой ектении. Сегодня мы продолжим толкование особенностей всенощного бдения. Во время богослужения накануне воскресного дня читается вся 1-я кафизма. После «Славы» (Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков) диакон обращается в молитве Малой ектении. Ее прошения представляют собой сокращение Великой ектении. Итак, в начале пения псалмов вы услышите: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Блажени вси надеющиися Нань.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Тебе, Боже». (трижды)

Затем на Малой ектение звучат прошения к Господу, Божией Матери, всем святым и Пресвятой Троице.

После этой небольшой молитвы следует несколько псалмов: 140, 141, 129 и 116. Между ними звучат «стихИры», краткие стихотворные прославления. Чаще всего в них славят Воскресшего Христа, Богородицу или святых.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом последования всенощной или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31 — 36

Комментирует священник Павел (Великанов)

Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 44 — 54

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Апостольское чтение:

Второе послание апостола Павла к коринфянам, глава 9, стихи 6 — 11

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Деяния святых апостолов, глава 17, стихи 16 — 34

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Величайший русский святой ХХ века, святитель Лука Крымский, так в 1949 году завершает свою проповедь на сегодняшнее чтения Евангелия от Луки:

«Итак, Господь не предъявляет таких требований, которые превышают силы человеческие. Он предъявляет требования высшие тем, которых сделал Своим святым народом, которых взял в удел. От них требует Он полного совершенства, такого совершенства, которое свойственно Самому Богу, ибо слышите вы, что о тех, кто исполняет эти Его трудные требования, Он говорит, что они нарекутся сынами Всевышнего, говорит им: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд».

А евангелист Матфей передает это иными словами: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Слышите ли вы, Господь требует от нас, христиан, чтобы мы были совершенны, как Он Сам совершен; требует такого безмерно великого милосердия, которое подобно было бы милосердию Отца Небесного, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).

Требует великой безмерной любви, подобной любви Господа Иисуса Христа, воплотившегося и отдавшего Себя «нашего ради спасения» за грехи всего мира, для того, чтобы нам, христианам, открыть путь к богочеловечеству.

Богочеловечество есть цель жизни каждого. Цель жизни – совершенство в любви, в праведности, а для этого надо неустанно работать над очищением сердца своего.

Когда долго, долго заботится человек об этом, когда очистит сердце от всего греховного, от всего нечистого, тогда станет сердце его обителью Духа Святого, станет храмом Божиим. Тогда достигнет он любви, той любви, которая даст возможность исполнить все эти столь высокие и совершенные требования Христовы.

Поставьте же задачей вашей очищение сердца вашего и стяжание любви, поставьте задачей жизни вашей то, чтобы стать обителью Духа Святого.

И да поможет вам в этом Христос Своей Божественной благодатию.

Аминь.»


Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: