Первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества в 787 году. Тогда сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».
В воскресный день 13 марта мы почитаем священномучеников Протерия Александрийского, Нестора Магиддийского, Арсения (Мацеевича) Ростовского и исповедника Феоктирста Медикийского. Также совершается память блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского. Церковь обращается в молитве к преподобным Василию Декаполиту, Кассину Римлянину, преподобным сестрам Марине и Кире и Иоанну Дамасскому.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам разобраться, что происходит в церкви именно в этот воскресный день, чему посвящено Евангельское чтение праздника «Торжество Православия», заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 13 марта.
Воскресенье, 13 марта 2022 года, Торжество Православия
Торжеством Православия Церковь вспоминает завершение полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также молиться перед их образами.
В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь — учение, которое сознательно противостоит правильной вере). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.
Подробнее о смысле праздника «Торжество Православия» читайте в наших материалах:
• Торжество православия: во что мы верим?
• Протоиерей Александр Степанов: итог личной жизни во Христе
• Анафема — это церковное проклятие?
• Иконы или идолы: почему православные почитают святыни?
Тропарь Нерукотворному образу Спаса
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»
Кондак
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.
Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.
День памяти святых
Священномученик Нестор Магиддийский (250)
Епископ города Магиды происходил из Пергии. В гонение на христиан в 250 году был взят в своем доме во время молитвы. О предстоящем ему страдании он был извещен особым откровением — видением агнца, уготованного к закланию. Правитель Магиды отправил его на суд в Пергию. На пути туда святой Нестор укрепился духом — он слышал глас с неба, после чего произошло землетрясение. В Пергии после страшных истязаний священномученик был распят на кресте.
Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин (435)
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин основал в Марселе первые общежительные монастыри — мужской и женский. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства — искать защиты безвинно страдающему святителю Иоанну Златоусту. Автор многих трудов по изложению восточной монашеской традиции для западных христиан. По словам преподобного Иоанна Лествичника, «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».
По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение 7 лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона.
В священника преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока.
В последующие годы преподобным Кассианом написано еще 14 бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю». В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.
Преподобные Марина и Кира Сирийские (около 450)
Слушайте краткое житие сестер, оставивших богатство ради строжайшего подвига поста и молитвы, на радио «Вера».
Священномученик Протерий Александрийский (457)
...Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: «Возвратись в город, там я буду ждать тебя». Святой понял, что это — предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся от мятежников в крестильне.
Во время патриаршества Диоскора, который был последователем монофизитства, в Александрии жил пресвитер Протерий, который обличал еретиков и исповедовал Православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью. Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения.
После смерти благочестивого императора Маркиана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей Элур, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников.
Мятежные еретики, воспользовавшись отсутствием в городе правителя, ворвались в это убежище и убили патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи — в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру. Это случилось в 457 году.
По кончине священномученика, современные ему четыре епископа фракийские писали: «Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть милосердным и милостивым к нам его молитвами.»
Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, Дамасский (V)
Преподобный Иоанн крестился в 18 лет и вскоре принял иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь был рукоположен во епископа города Дамаска. Но любил уединение, оставил епископию и тайно ушел в Александрию, назвав себя Варсонофием. Затем удалился в монастырь в Нитрийской пустыне и просил игумена принять его в обитель, чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь же проводил в молитве.
Через некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни.
Исповедник Феоктирист (Феостирикт) Медикийский (VIII)
Известен как духовный писатель и автор канона Божией Матери «Многими одержим напастьми». Хотя святой мирно скончался в глубокой старости, он пострадал в период гонений за иконопочитание — был обожжен кипящей смолой.
Преподобный Василий Декаполит (750)
Краткое житие исповедника Василия, пострадавшего от иконоборцев, слушайте на радио «Вера».
Блаженный Николай Саллос, Христа ради юродивый, Псковский (1576)
«Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови», — так блаженный Николай приветствовал Ивана Грозного. Слушайте житие подробнее на радио «Вера».
Священномученик Арсений (Мацеевич) Ростовского (1697 — 1772)
Рассказ о митрополите-оппозиционере, пострадавшем от светской власти за свои убеждения, слушайте на радио «Вера».
Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери
(переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста)
Список Кипрской иконы Божией Матери стал благословением преподобного Сергия Радонежского при основании не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение, священные книги, утварь. Главную святыню храма укрыли у себя местные прихожане — Мартынова Евдокия Николаевна и Юдкина Анна Семёновна.
Особенности православного богослужения
В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году (семь из них во время Великого поста). В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями.
Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом
Первая неделя Великого поста, посвященная внутреннему сосредоточению и покаянию, завершается. Для многих христиан первое воскресенье поста является наиболее реальной возможностью причаститься. Готовясь к исповеди, стоит учитывать, что многие разделяют ваше желание и тоже собираются приступить к Таинству. Поэтому лучше заранее уточнить в расписании богослужений или у священника вашего храма удобное время для исповеди и прийти вовремя — часто Великим постом исповедь начинается еще до начала богослужения.
Традиции богослужения
В первое воскресенье Великого поста после литургии служится Чин торжества Православия. Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43 — 51
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Раввѝ! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: "Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего". 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24 — 26, 32 — 39 — глава 12, стих 2
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Молитва о восстановлении мира
Святейший Патриарх Кирилл одобрил для богослужебного использования текст молитвы о восстановлении мира. В этой молитве мы сможем вместе обращаться к Богу на литургии. Она будет читаться ежедневно, не только в воскресные дни после сугубой ектении. В будни Великого поста молитва о восстановлении мира может быть возносима в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров — после сугубой ектении, а в иные дни — после утреннего или вечернего богослужения.
Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.
От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме и поздравляет с Торжеством Православия!