В двадцать пятое воскресенье по Пятидесятнице празднуем память нескольких мучеников первых веков: Парамона Вифинского и с ним 370 мучеников, Филумена Анкирского, а также священномучеников Сатурнина, первого епископа Тулузского, и Авива, епископа Некресского (Кахетинского). Двенадцатого декабря мы молимся преподобным Акакию Синайскому и Нектарию Печерскому.
Совсем недавно включена в церковный календарь память святых ХХ века: священномученика Сергия (Кочурова) и святителя Мардария, епископа Американского и Канадского.
Подробнее о православии в Америке читайте в наших материалах:
• Синдром раскаяния покупателя — это не выдумка, а версия потребительского похмелья
• Служба в храме на день благодарения
• Американский священник о протестах, насилии и пандемии
• Русский священник из Нью-Йорка был рядом с терактами 11 сентября
Тропарь воскресный
С высоты снизшел еси, Благоутробне,/ погребение приял еси тридневное,/ да нас свободиши страстей,// Животе и воскресение наше. Господи, слава Тебе.
Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, — жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный
Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,/ и Адама воскресил еси,/ и Ева ликует во Твоем воскресении,/ и мирстии концы торжествуют// еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.
Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.
Воскресенье, 12 декабря 2021 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 12 декабря.
День памяти святых
Мученик Парамон Вифинский и с ним 370 мучеников (250)
Слушайте житие святого мученика на радио «Вера».
Мученик Филумен Анкирский (ооло 274)
Святой жил в Анкире и продавал жито. Его оклеветали, но он исповедал перед правителем свою веру, за что был повешен, строган и затем ввержен в огонь, откуда благодатью Божиею вышел невредимым. После этого ему вбили в голову, руки и ноги гвозди и тащили 30 поприщ, от чего святой умер.
Священномученик Сатурниин Тулузский (III)
Слушайте житие святого на радио «Вера».
Преподобный Акакий Синайский (VI)
Слушайте житие преподобного на радио «Вера».
Священномученик Авив Некресский (Кахетинский) (VI)
Слушайте житие грузинского священномученика на радио «Вера».
Преподобный Нектарий Печерский, в Ближних пещерах (XII)
Святой жил в Киево-Печерском монастыре За беспрекословное послушание старшей братии и усердие он именовался Послушливым. Скончался в мире и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.
Святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский (22 декабря 1889 — 12 декабря 1935)
Будущий епископ родился в Сербии, 12 лет прожил в России и немного больше в Америке.
В монастыре Студеница в 1909 году принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона. Вскоре митрополитом Сербским Димитрием был направлен на служение на подворье Сербской Православной Церкви в Москве. В 1912 году поступил в Санкт-Петербургскую (с 1914 года Петроградскую) духовную академию. Был избран вице-председателем Всероссийского русско-черногорского благотворительного общества. В годы учебы в Академии в качестве командированного Святейшим синодом выступал с лекциями как делегат Всероссийского попечительства о пленных славянах.
Григорий Распутин был настроен по отношению к о. Мардарию крайне враждебно и в конце концов добился его удаления из Петрограда в г. Ардон (территория современной Северной Осетии) преподавателем, куда прибыл 10 января 1917 года. 3 июля 1917 года Святейшим Синодом иеромонах Мардарий был назначен руководителем Сербской миссии в Америке с возведением сан архимандрита.
После 12 лет в России, уехал в Америку, где преподавал историю в Русском народном университете в Чикаго, затем был избран его вице-президентом.
Для хиротонии архимандрита Мардария нужно было разрешение патриарха Тихона, однако связь с ним в это время была затруднена. Поэтому священнослужитель отправился в Белград. Но здесь его назначили на другой пост — игуменом Раковицкого монастыря и руководителем расположенной в нем монашеской школы. 5 декабря 1925 года Архиерейским собором Сербской Православной Церкви, проходившим в Сремских Карловцах, архимандрит Мардарий был единогласно избран на американскую кафедру.
Хиротония во епископа Американо-Канадского состоялась 25 апреля 1926 году в Соборной церкви Белграда. 8 мая 1927 года епископ Мардарий (Ускокович) прибыл в США. По прибытии иерарх активно занялся административным устроением первой епархии Сербской церкви в Америке.
1 сентября 1927 года под председательством епископа Мардария состоялся 1-й Церковно-народный собор, на котором присутствовали по 3 делегата от каждого прихода, по 5 делегатов от союзов «Србобран-Слога», «Слобода» и «Србадиjа» и по одному представителю от сербских обществ. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет.
Центром вновь созданной епархии стал учрежденный еп. Мардарием монастырь Святого Саввы в Либертивилле. В результате на протяжении всего XX века кафедра Американо-Канадской епархии СПЦ неизменной находилась в этом монастыре, а в мае 2011 года решением Священного архиерейского собора Сербской Православной Церкви монастырь вследствие своего духовного, исторического и культурного значения, получил статус ставропигиального — находящегося под непосредственным управлением Патриарха Сербского.
Епископ Мардарий скончался 12 декабря 1935 года и похоронен в монастыре Святого Саввы в Либертивилле. Прославление епископа Мардария в лике святых Сербской Православной Церкви состоялось в ходе визита патриарха Сербского Иринея в США в сентябре 2015 года.
Новомученики и исповедники российские
Священномученик Сергий Кочуров (1941)
Слушайте житие новомученика на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы говорили о ектении об усопших, при открытых царских вратах и с кадильницей. Сегодня мы расскажем о ектении об оглашенных. этом прошении мы молимся, чтобы Господь помиловал оглашенных, наставил в истинах святой веры и удостоил Святого Крещения.
О том, кто такие оглашенные, читайте в нашем материале. Все молящиеся в храме просят Бога, чтобы Он помиловал оглашенных, просветил Истиной, открыл Евангелие, соединил с Церковью и спас своей благодатью.
Во время этой ектении священник разворачивает на престоле антиминс., что означает"вместо престола" . Это слово образовано от греческих слов «анти» — вместо и «миссион» — стол. Антиминс выглядит как четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.
Диакон заканчивает ектинью возгласом: «да и тии с нами славят...», что означает нашу молитву об участи оглашенных вместе с нами (верующими) в прославлении Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10 — 17
10 В одной из синагог учил Он в субботу. 11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. 12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. 13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. 15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? 16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? 17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Коммментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 4, стих 1 — 6
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Человек, впервые присутствующий на богослужении, чаще всего слышит слово «Аминь». Оно часто стоит в конце молитвы, но не означает «конец». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Апокалипсис, глава 3 стих 14).
«Аминь» — очень важное слово. Оно означает «истинно так». Так отвечают молящиеся в храме на большинство возгласов священника. В самом начале литургии прихожане отвечают на торжественное утверждение и согласие войти в Царство Отца и Сына и Святого Духа. Важно не пропустить этот возглас, а произнести его в себе. Таким образом каждый из пришедших в храм молиться Богу участвует в общем служении Литургии.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!